Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды27 мая 2014 10:56

Александр Градский о "Машине времени: "Вас всех забудут, а эти играть"

27 мая легендарному коллективу исполняется 45 лет
Александр Градский о "Машине времени: "Вас всех забудут, а эти играть"

Александр Градский о "Машине времени: "Вас всех забудут, а эти играть"

К 45-летию группы - основатели считают 27 мая 1969 года датой рождения коллектива - Евгений Ю. Додолев выпустил книгу «Времени машины», в которой рассказал о творческом пути известных рок-музыкантов и малоизвестных фактах их биографий. В основу одного из разделов легли разговоры автора с давним другом музыкантов Александром Градским. “КП” публикует фрагмент этой беседы.

“МИЛИЦЕЙСКУЮ КОЛЯСКУ ТОЛПА БРОСИЛА НА ЛЕД МОСКВА-РЕКИ”

– Знакомство с Макаревичем: я так понимаю, это ДК «Энергетик»? Или все-таки до?

– Да, это было чуть раньше. Я даже не вспомню, где и как, это Андрея надо спросить, но то, что это был где-то конец 1969-го – начало 1970-го, это точно. Либо «Энергетик», либо первое их выступление на так называемом прослушивании в «Рок-клубе». В то время, когда я их увидел, они уже играли свои вещи. И они уже назывались «Машина Времени». Потому что до этого была какая-то другая формулировка, типа «МашинЫ времени», а до этого еще что-то.

Александр Градский: В то время, когда я их увидел, они уже играли свои вещи

Александр Градский: В то время, когда я их увидел, они уже играли свои вещи

– Да, сначала назывались «Time Machines».

– Ну да. Вот это время я не застал. Они по школам играли, еще где-то, их, в общем, не очень хорошо знали. Практически мы сблизились, когда начали вместе заниматься: в одной комнате это все происходило, в ДК «Энергетик»... Потом были выступления совместные. Было памятное выступление 23 февраля, где они у нас были как бы в начале концерта... И поскольку 23 февраля никакой дворец культуры и никакой клуб не имел права продавать билеты на мероприятия, а это мог быть только благотворительный жест, повесили объявления, что выступают группа «Скоморохи», группа «Машина Времени», вход бесплатный. После этого набилось человек 800 в зал, который вмещал несколько меньше, и на улице было около 3000 человек. Все это было еще в морозец приличный... Приехали милиционеры, попытались это все разогнать. Кончилось это дело тем, что одну из колясок милицейских толпа просто бросила на лед Москва-реки, где она и оставалась долгое время. А я на следующий день был вызван в горком партии отвечать, как я мог довести людей до такого состояния, что милицейскими колясками фаны бросаются прямо в Москву-реку.

Студент Макаревич

Студент Макаревич

...А до этого Андрей приходил на какие-то наши выступления, мы разговаривали, общались, я знал, что они существуют, и так далее. И, по-моему, на каком- то из наших вечеров они напросились на это прослушивание знаменитое, которое состоялось по адресу Шаболовка, 21. И там у них сгорела вся аппаратура, какая только может быть на свете, остался только один усилитель для гитары, небольшая коробка такая, в который они включили все – и два микрофона, и соло, и бас. И, в общем-то, было довольно-таки плохо по звуку. ...Мы, ненавидя все эти худсоветы, будучи людьми, совершенно из другого мира, сами создали худсовет в «Рок-клубе», который обсуждал всех, вновь поступающих туда. И, в общем-то, «Машину времени» все разнесли, все абсолютно. Но потом я встал и сказал, что «вас всех забудут, а вот эти, которые, как вы говорите «не умеют играть», вот они будут играть 10, 20, а может, и больше лет». «Вы ...», – сказал я и ушел. На этом заседание закончилось.

– Прогноз же сбылся?

– Ну да. У меня почти все прогнозы сбываются, за редким исключением.

В основу одного из разделов легли разговоры автора с давним другом музыкантов Александром Градским

В основу одного из разделов легли разговоры автора с давним другом музыкантов Александром Градским

- А что такого вы услышали у них сквозь плохой звук?

– Мне сложно сказать, что именно, но мне показалось, что это вполне самостоятельная целая программа на русском языке...

ЗА ЧТО ПЛАТИТЬ

– А за что люди платят? Если мы берем, допустим, творчество Макаревича или Гребенщикова, когда мы говорим, допустим, о тебе, можно расшифровать, за что они платят?

– Они платят за свою молодость. За воспоминания. За стиль. За знакомое, за известное, за то, чтобы это была дружеская обстановка. «Я пью за тех, за тех, кто в море». Или, я не знаю, «вот, новый поворот» – и весь зал поет, в Нью-Йорке я сам подпевал...

– Хорошо, получается, что когда молодые, допустим, например, Макаревич…

– Мне нравится: «А молодые, допустим, Макаревич».

– Когда он был молодым, он находил какие-то слова, говорил их молодым, петь он не умел…

– Что значит «умел», «не умел»? Это все большой вопрос. Боб Дилан тоже не умеет петь. Это ничего не значит, абсолютно. Не надо так: «Петь он не умел», – он же не певец. Он – артист рок-ансамбля. Это совершенно разные вещи. ...Человек, которому хотелось получить музыкальную информацию, шел на концерт. Теперь у него дома концерт, причем из такого количества и качества исполнителей, которое не снилось никому. Зачем ему ходить куда-то, да еще и деньги тратить, когда он заплатил 100 рублей в месяц за Интернет и смотрит все подряд. А героев нет. Героев сегодняшнего времени нет среди молодых исполнителей по одной простой причине. Вот эта стенка телевизионная, радийная, медийная – она очень здоровая, очень толстая, и сквозь нее проходят только те, кто выгоден начальству, скажем так. А выгодно оболванивание, оглупление и, в общем, примитивизация...

Героев сегодняшнего времени нет среди молодых исполнителей

Героев сегодняшнего времени нет среди молодых исполнителей

– А тебе не кажется, что между выгодой и предпочтением есть определенная разница?

– Предпочтений кого, начальства? ...Вполне возможно. Знаешь, есть начальство, которое не слушает. ...Есть люди, которым нравится определенная музыка – шансон, то, что называют блатняком. Во-первых, шансон – это не совсем блатняк, потому что блатняк намного лучше, чем шансон, с моей точки зрения. В блатняке был тот нерв, та классная истерия, тот язык невероятный, которого в шансоне нет...

Александр Градский о "Машине времени: "Вас всех забудут, а эти играть будут"

Александр Градский о "Машине времени: "Вас всех забудут, а эти играть будут"

Фото: СОЦСЕТИ

– А ты блатняк-то пел когда-нибудь сам?

– Ну, конечно. Вот Макар сделал пластинку таких песен веселых, они с Юзом Алешковским близко знакомы были и остаются. Ну, опять же, это все интересно. Блатняк – я Володе Маркину подарил «Сиреневый туман» на кухне у Макаревича. Я ему сказал: «Слушай, Вова, вот есть песня старая, не знаю, кто автор, тебе репертуар нужен, ты только «я хочу целовать песок» – и больше у тебя ничего нет. Давай, запиши эту песню. Я ее не буду записывать, а ты запишешь». И я ему спел «Сиреневый туман». Сидел Макар, я, Кутиков и, по-моему, даже Эрнст. И Володя Маркин завелся, записал эту песню – и сделал карьеру на одной песне, на «Сиреневом тумане». Эта история была на кухне у Андрея. Так что это - весело.