Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды7 июня 2014 22:47

«Кинотавр», день пятый: Трагедия благородного сантехника

Наш корреспондент продолжает рассказывать о картинах, которые демонстрируются в конкурсе главного российского кинофестиваля [видео]
Кадр из фильма «Дурак» Юрия  Быкова.

Кадр из фильма «Дурак» Юрия Быкова.

В предпоследний день «Кинотавра» показали картину, вызвавшую овации зала, не смолкавшие все время, что длились финальные титры. Это «Дурак» Юрия Быкова. Предыдущим его фильмом была криминальная драма «Майор», обойденная на «Кинотавре» призами. Вероятно, в этот раз ему с лихвой компенсируют тогдашнее невнимание.

Как и «Майор», «Дурак» снят в очень специфическом жанре фильма-кошмара — буквально ночного кошмара, страшного сна, привидевшегося герою, сна, который он не может отогнать, сна, который его убьет. Герой здесь — молодой сантехник (Артем Быстров), который учится в строительном институте и крайне увлеченно читает в интернете тексты про особенности строения многоэтажных домов. В ходе очередного вызова (в старой многоэтажке прорвало трубу) он осматривает здание, видит проходящую по нему огромную трещину, и понимает, что фундамент просел, дом наклонился почти как Пизанская башня, и рухнет буквально в течение суток. А в нем живут 800 с лишним людей.

И он не может уснуть — вместо этого бежит посреди ночи к мэру (Наталья Суркова), празднующей 50-летие в ресторане под песни Ирины Аллегровой и группы «Белый орел». Вполне убедительно объясняет ей ситуацию. Но инициатива наказуема — и, как бывает в России, наказуема совершенно иррациональным образом. Мэр, как и вся власть в провинциальном городке, коррумпирована насквозь: вся история с домом постепенно начинает казаться ей и прочим чиновникам опасностью для их статуса, благосостояния, в конце концов, свободы (потому что если откроется все, что они успели натворить, в частности, в области жилищного строительства, это потянет лет на 15). И вместо того, чтобы спасать 800 жителей старого дома (которые им представляются не людьми, а швалью, наркоманами, пропойцами, шалавами и т.д.), они принимают другое решение. Весьма жуткое.

Быкова — очень талантливого режиссера — подводит в этот раз стремление к прямолинейности: каждую мысль, которая и без того понятна, он старается разжевать и плюнуть ею зрителю прямо в лоб. А потом еще раз. И еще раз. Он слишком громко и слишком отчетливо проговаривает все, что думает — и именно так, как хочет, в виде притчи (не отделаться от ощущения, что дом рушится в первую очередь потому, что уже не в силах выносить несчастья и злобу своих обитателей) и в виде плаката. Основная же мысль Быкова — мы живем как свиньи и дохнем как свиньи, потому что мы друг для друга никто. Человека, который элементарно является порядочным и честным, готовым заботиться о других, считают дураком. И, судя по фильму, лучше уж вообще не рождаться на свет, чем рождаться в прогнившем провинциальном российском городе; а может, лучше не рождаться и вообще, потому что основная масса людей — эгоисты, подлецы, глупцы, негодяи (продолжите список сами), и обожают распинать тех, кто пришел их спасти.

«Дурак» - кино глубоко мизантропическое, но одно из самых ярких в программе «Кинотавра» за последние годы — с прекрасными актерами и хлесткими диалогами. Другой вопрос, что до зрителя оно вряд ли дойдет — большинство тупо не захотят его смотреть, пробормотав «чернуха». Юрий Быков на пресс-конференции с горечью сказал, что народ его кино не смотрит — и , возможно, ему не стоит этим дальше заниматься.

Следующий фильм конкурсной программы, «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой, про двух юных москвичек, приехавших в Крым к отцу одной из них — я не посмотрел, потому что он секся по времени с презентацией нового фильма моего кумира Василия Сигарева (два его фильма, «Волчок» и «Жить», были вообще лучшим, что я видел на «Кинотавре» за четыре сезона). На этот раз он снял фильм «Занимательная этология» - комедию, главную роль в которой играет его жена Яна Троянова, а на роли второго плана подтянулись актеры в диапазоне от Инны Чуриковой до Гоши Куценко, от Евгения Цыганова до дебютанта в большом кино Евгения Ройзмана (мэр Екатеринбурга исполнил небольшую роль — причем, как видно из продемонстрированной нарезки, героиня Трояновой при первой встрече принимает его за наркомана). Это новогодняя комедия, но явно снятая в пику разнообразным «Елкам» - достаточно посмотреть на название (этология — это наука о поведении и инстинктах людей и животных).

Основной темой вечеринки был отказ от мата в кино (напомним, вскоре фильмам с нецензурной бранью перестанут выдавать прокатные удостоверения). Куценко объявил со сцены, что мат спас многих людей от инфаркта — тем, что они выругались в трудную минуту и выпустили энергию — а потом объявил минуту молчания в память о нецензурной лексике. Минута молчания тут же была прервана воплем Трояновой, который на «приличный» русский язык можно перевести как «Черт, что за ерунда». Все в белом, среди букетов с каллами, актеры выложили на двух огромных тортах из печенек слова «Ерунда» и «Конец» (понятно, на самом деле это были совсем другие слова, но привести их в газете мы едва ли можем).

Шутки шутками, а теперь, как стало известно, на фестивалях вроде «Кинотавра» нельзя будет показывать фильмы, которым не выдано прокатное удостоверение. Значит, фильмы без ругани. Что теперь будет делать фестиваль, на котором мат звучит в каждом втором фильме (причем, как правило, очень к месту) — непонятно.