Общество

С программой старшей школы не справляются 15% учеников

На «Прямой линии» на вопросы читателей ответил председатель комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Что ждет студентов?

Меня зовут Наталья, я из Москвы. Будут ли в этом году дорожать студенческие общежития московских вузов?

- Есть решение Мин­обрнауки, которое рекомендует ректорам вузов не повышать стоимость общежитий. Наш университет, например, не будет повышать стоимость общежитий для студентов, которые учатся за счет бюджета (она у нас минимальная). Внебюджетники же обязаны платить реальную стоимость общежития.

- Если на первом курсе не получилось жить в общежитии, с какого курса можно претендовать на комнату? И какая средняя цена сейчас?

- Ответ на ваш вопрос зависит от конкретной ситуации вуза. Вузы с дефицитом общежитий обязаны проводить распределение мест совершенно прозрачно. У них на сайте должно быть указано и точное число мест, и порядок заполнения их, и появление всех вакансий. Но вообще в Москве большинство вузов неплохо обеспечено общежитиями. Вузы должны кооперироваться и занимать места друг у друга в случае, если у них пришло много иногородних. Я считаю, что это вполне возможно.

Меня зовут Александр. Я бы хотел узнать, будут ли в университетах, как в школах, вводить соревнования по сдаче норм ГТО?

- Я сторонник того, чтобы в университетах были все возможности для физического развития студентов. От нашего здоровья зависят и наши профессиональные возможности. Человек, не занимающийся своим здоровьем, будет больше болеть, а значит, у него будет ниже производительность.

Я считаю, что студенты - взрослые люди и главная задача вуза - предоставить им возможность самостоятельно решать, какой именно физической активностью они будут заниматься. В Вышке вообще нет обязательной физкультуры, но все студенты имеют возможность записаться на секции и регулярно заниматься спортом.

Формы ГТО в том виде, в каком они сложились в СССР, были очень простыми, потому что тогда очень бедная была страна. А сейчас наша страна гораздо богаче, и вузы вполне могут предоставить студентам профессиональных тренеров по самым разным видам спорта.

Меня зовут Екатерина. Мой брат на будущий год поступает. Вы можете порекомендовать, на какие специальности сейчас лучше ориентироваться?

- У нас огромная страна, и в ней есть спрос на все специальности. Совет может быть такой: вне зависимости от специальности надо стать настоящим профессионалом. У нас очень много выпущено плохих экономистов и юристов за последние годы. Такое же количество «подготовлено» слабых врачей, слабых инженеров. Эти люди дискредитируют свои специальности. А виноваты плохие вузы, которые их учили. Надо вместе со специальностью выбирать вуз, научно-образовательный коллектив, которому вы доверяете. И смотреть, чтобы там реально учили профессии и заставляли заниматься, а не просто выдавали диплом.

Фото: Иван ПРОХОРОВ

Вам звонит Оксана. Скажите, надо ли старшеклассникам собирать портфолио для поступления в вуз? Будут ли его учитывать при поступлении в следующем году?

- Портфолио - весьма коварная вещь. Очевидно, что в нем должны быть объективные вещи, например, что школьник участвовал в олимпиаде, был активным, интересовался химией и так далее. Возможно, теперь результаты итогового сочинения будут прописаны в портфолио.

С другой стороны, я уже представляю активных родителей, которые будут просить учителей, завучей и директора выдать их ребенку почетную грамоту. Поэтому портфолио нужно вводить постепенно, а если есть сомнения в его основательности, то лучше вообще пока оставить эту идею.

Думаю, в следующем году при поступлении вузы не будут требовать у абитуриентов портфолио.

Не только Единый...

Александр. На каком этапе разработка единых учебников по истории и литературе?

- Думаю, единый учебник нужен для младших классов. Чем меньше класс, тем больше вероятность, что ты будешь переходить в другую школу. И линейки учебников должны лучше соответствовать друг другу. Бывает, учебники настолько не согласуются между собой по содержанию, что человек переходит в другую школу и просто оказывается в тупике. А вот в старших классах должно быть большее разнообразие.

Единый учебник по литературе - это вообще последнее направление, где можно обсуждать необходимость единого учебника. Есть список книг, которые нужно прочитать. А учебник - это всего-навсего интерпретация, и их может быть очень много.

Единый учебник истории имеет гораздо больше прав на существование. Потому что история - это опасный предмет с точки зрения формирования социальных фобий. Надо исключать из учебников места, которые могут возбудить национальную или социальную рознь.

Это Ольга. Скажите, стоит ли беспокоиться из-за того, что результаты выпускников школ ухудшились?

- Если вы имеете в виду результаты ЕГЭ-2014, то ничего ужасного не произошло. Во-первых, сам экзамен в этом году был проведен честнее. А во-вторых, большинство детей действительно демонстрируют средние результаты. Есть небольшая доля тех, у кого результаты высокие или, напротив, низкие. Всегда будет определенная доля детей, не справляющихся с программой старшей школы. Можно предположить, что таких около 15 процентов.

С другой стороны, результаты ЕГЭ-2014 - это повод задуматься о повышении качества образования, прежде всего по русскому языку и математике. Кроме того, требования к результатам образования и учебные программы не должны быть едиными для всех. Например, нельзя учить детей из семей, где не говорят на русском, точно также, как и остальных.