Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Звезды27 августа 2014 23:20

В гостях у пытки

На Венецианском фестивале в этом году много и изощренно пытают
Новый фильм Ким Кидука "Один на один" (One on One)  открыл программу  «Венецианские дни».

Новый фильм Ким Кидука "Один на один" (One on One) открыл программу «Венецианские дни».

Открывший программу «Венецианские дни» новый, нелучший фильм Ким Кидука "Один на один" (One on One) в игровой форме ставит тривиальные, но, как выясняется, еще не решенные вопросы классовой нетерпимости и индивидуальной ответственности. А также, со свойственной автору серьезностью предупреждает, что насилие порождает насилие, и никакое обращение к буддизму не спасет человека, возомнившего, что он право имеет.

Герои этого скоропалительного произведения под видом членов некоей террористической организации (их девизом является «уничтожение коммунизма») похищают и жестоко пытают всех причастных к убийству девушки, состоявшей в близкой, но непроясненной связи с лидером революционного коллектива. На самом деле никакие они не гордые террористы, а униженные и оскорбленные текущим капиталистическим строем парии/ пролетарии, единственным утешением которых является то, что "в Северной Корее еще хуже". Трагический вожак стаи, заранее предрекающий свой печальный и кровавый конец, ориентирует членов группы в том смысле, что популярное утверждение "не виноват, поскольку действовал по приказу" (его разделяют и пытаемые, и пытающие) не выдерживает никакой критики. Но его подчиненные все больше склоняются к пресловутой "психологии винтика", распространенной, как мы знаем, отнюдь не только в обеих Кореях...

Протестный, анархистский заряд, ощутимый в этой картине, позволяет простить ей некую опереточность: трудно воспринимать всерьез привычную кидуковскую жесть, если полтора часа из двух на экране только побои, пытки и прочий режиссерский садизм, а персонажам проще заехать друг другу дубинкой между ног, чем поздороваться.

Другой знаменитый режиссер, изгнанный с родины иранец Мохсен Махмальбаф, тоже снял "очевидное" кино - политическую сказку "Президент" (The President), чья обезоруживающая простота была бы хуже воровства, если бы ежедневные новости ни подтверждали актуальность несложных смыслов, заложенных автором с такой детской непосредственностью, как будто бы до него не было ни Шекспира, ни Марка Твена, ни Тиграна Кеосаяна. Действие происходит в неназванной стране, хотя персонажи говорят по-грузински и снята картина полностью в Грузии.

Политическая сказка "Президент" (The President) от иранца Мохсена Махмальбафа. Действие происходит в неназванной стране, хотя персонажи говорят по-грузински и снята картина полностью в Грузии.

Политическая сказка "Президент" (The President) от иранца Мохсена Махмальбафа. Действие происходит в неназванной стране, хотя персонажи говорят по-грузински и снята картина полностью в Грузии.

По сюжету вполне благообразного с виду Президента неуказанного тоталитарного государства свергают во время невинного развлечения: чтобы показать внуку что такое настоящая власть, он приказывает то включать, то выключать свет в столице. Не успевает Президент отправить свою семью за границу, как к власти приходит "военная хунта", которая немедленно принимается расстреливать женщин и детей, а "объединенная оппозиция" назначает за голову пустившегося в бега экс-диктатора весьма соблазнительную сумму (в долларах). Странствуя по разоренной им стране, брошенный всеми, кроме переодетого в девочку 5-летнего внука, экс-самодержец, а ныне нищеброд, начинает понимать почем фунт лиха и даже омывать ноги тем, кого мучили и пытали по его приказам. В этот самый момент просветления на горизонте появляется благодарный Народ с вилами, который раньше послушно махал вслед его лимузину, а теперь считает, что просто повесить его недостаточно, хорошо бы его для начала сжечь.

Озвученный русским блатным шансоном, этот фильм в наших широтах, разумеется, осмеют как банальную и старомодную, дурно сварганенную "клюкву", международная же общественность воспримет как актуальную параболу на тему смены авторитарных режимов (режиссер вдохновлялся потрясениями Арабской весны, а также событиями в Сирии и Афганистане), а также трудностей на пути вновь возникающих демократий.

Чего стоят все эти побасенки, показывает выдающаяся документальная картина Джошуа Оппенхаймера «Взгляд тишины» (The Look of Silence), показанная в главном конкурсе. Режиссер продолжает тему массовых убийств в Индонезии, поднятую его знаменитым, номинированным на «Оскара» фильмом «Акт убийства». Главный герой, специалист по подбору очков, объезжает индонезийских стариков с целью улучшить их гаснущее зрение и попутно выведать у них подробности геноцида 1965 года, когда за несколько дней было зверски убито около миллиона человек. Одним из этого миллиона был его ни в чем не повинный старший брат. Бывшие палачи, окруженные почетом и до сих пор чувствующие свою правоту, подробно, как на следственном эксперименте демонстрируют ему и нам, как рубили головы, перерезали глотки, вскрывали животы и выбрасывали трупы на корм рыбе.

Картина Джошуа Оппенхаймера «Взгляд тишины» (The Look of Silence), показанная в главном конкурсе, продолжает тему массовых убийств в Индонезии.

Картина Джошуа Оппенхаймера «Взгляд тишины» (The Look of Silence), показанная в главном конкурсе, продолжает тему массовых убийств в Индонезии.

С удовольствием и даже не без юмора сообщают, как похожа изнутри на кокос отрубленная женская грудь, и признаются, что пили кровь своих жертв — говорят, помогает от сумасшествия. Никакого раскаяния они не испытывают, поскольку до сих пор доверяют пропаганде, внушившей им, что убивать не верящих ни в бога, ни в семейные ценности «коммунистов» не только не грех, но и наоборот. Выслушав в подробностях, как именно казнили их сына и брата, главный герой и его 100-летняя мать обнимают сморщенных старых вампиров и прощают им грехи их. А что еще остается там, где ужасы прошлого не осуждены и неудобно себя чувствуют не палачи, а родственники жертв, которых упорно тянет на место преступлений? Только тяжесть и мудрость молчания. Ну, и еще слабая надежда на торжество справедливости после реинкарнации.