Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды4 сентября 2014 3:52

Ты, зомби

Одним из лучших фильмов Венецианского фестиваля предсказуемо стала абсурдистская фреска "Голубь сидел на ветке, размышляя о существовании" выдающегося шведского автора Роя Андерсона
Если предыдущий фильм Андерсона имел название "Ты, живущий", то новый можно было бы назвать "Ты, смертный" или "Ты, умирающий" или "Ты, полуживой"

Если предыдущий фильм Андерсона имел название "Ты, живущий", то новый можно было бы назвать "Ты, смертный" или "Ты, умирающий" или "Ты, полуживой"

Как и прежние фильмы Андерсона, это коллекция великолепно придуманных и поставленных скетчей, объединенных общей невозмутимой интонацией и, на этот раз, общими героями, выступающими в функции цирковых коверных. Два продавца мешочков смеха и вставных вампирских челюстей то и дело, смущаясь, озвучивают свой девиз: "Мы пытаемся помочь людям повеселиться". Ироничный наблюдатель обыденных странностей жизни и гротескных проявлений тихого человеческого безумия, Андерсон этой целью явно не одержим, хотя его фильм, несомненно, повеселит всех любителей тонкого черного юмора. Не зря же он начинает его сразу с трех комических прологов, посвященных всегда актуальной теме встречи со смертью. От инфаркта при энергичной попытке открыть бутылку вина. После оплаты обеда в кафетерии ("Кто-нибудь хочет? Это бесплатно!"). Наотрез отказываясь расстаться с сумкой с драгоценностями ("Мама, брать украшения на небо не разрешается! Там тебе выдадут новые!").

Непроницаемые лица персонажей виньеток, и без того бесцветные, выбелены, как в комедии дель арте, - чтобы не оставалось сомнений в том, что всех их тоже с нетерпением поджидает Девушка-с-Косой. Если предыдущий фильм Андерсона имел название "Ты, живущий", то новый можно было бы назвать "Ты, смертный" или "Ты, умирающий" или "Ты, полуживой". Такой подход к жизни как полусмерти абсолютно логично уравнивает в экранных правах персонажей давно почивших и еще только собирающихся это сделать. Поэтому король Карл XII по пути на войну с "этим русским" прямо на лошади заворачивает в современный бар и, приказав прогнать оттуда всех женщин и выпороть пользователей игровых автоматов, велит симпатичному бармену явиться к нему в шатер. Поэтому современный высший свет, состоящий из дышащих на ладан трухлявых пней, «пытается повеселиться», наблюдая, как англичане в пыльных пробковых шлемах сгоняют черных рабов, их жен и детей в медный барабан, утыканный граммофонными трубами, из которых вылетают музыкальные стоны, когда жертв поджаривают на медленном огне. Кому нужны банальные мешочки со смехом, когда давно изобретены куда более забавные и оригинальные игрушки?

Полотна Андерсона неизбежно сравнивают с работами Босха и Брейгеля — художников, не испытывавших особых восторгов по отношению к человечеству. У Андерсона, снявшего своего «Голубя...» без крупных и средних планов, но отнюдь не с высоты птичьего полета, людские фигурки более объемны, а от всей композиции - при абсолютной трезвости взгляда - веет каким-то ненатужным, невымученным и немодным человеколюбием.

Тема ужасов войны, затронутая в картине Андерсона, поднимается сразу в нескольких фильмах венецианского конкурса — в том числе в картонном, провальном «Шраме» (The Cut) Фатиха Акина, посвященном геноциду армян в Турции. Но в полную сласть она развернута в ленте культового японца Шиньи Цукамото «Огонь на поле брани» (Fires on the Plain). Кто-то должен был, наконец, показать Вторую мировую войну в жанре психоделического хоррора, с живописно разлетающимися во все стороны мозгами и кишками, без притянутого за уши «гуманистического» пафоса. О каком гуманизме может идти речь, если, по Цукамото, человеком на войне движет только одно желание — выжить? Больному туберкулезом, погибающему от голода герою в исполнении самого режиссера дают гранату и приказывают взорвать себя - ни на что другое он, писатель, все равно не способен. Но, откопав в земле коренья яма, ставшие в филиппинских горящих джунглях чем-то вроде валюты, он зачем-то отсрочивает свою смерть — вместо мирной обители попадая в настоящий «ад каннибалов». Там нет деления на «своих» и «чужих» и никто не собирается ограничиваться вегетарианской пищей...

ЕЩЕ КОЛОНКА АВТОРА

Иногда они возвращаются

Кто-то из хороших и очень известных западных артистов однажды сказал о себе просто и правильно: «Я не знаменитость, я актер». Сказать так о себе могут, конечно, далеко не все. Некоторые еще или уже не знаменитости, некоторые еще или уже не совсем актеры. Брэд Питт или Том Круз, при всем уважении, в первую очередь знаменитости, а актеры уже потом. Причем это даже не их выбор. Как ни парадоксально, текущему коммерческому кинопотоку актеры уже не особо нужны. Нет, они по привычке еще обеспечивают массовку для кинозвезд и набивают собой костюмы комиксовых супергероев, но этот мир уже вполне можно представить себе и без них. Там, где не требуется ничего кроме модельной внешности и органичного присутствия в кадре, актеров с успехом заменяют непрофессионалы и рэдимейды (читайте далее)