Извержение случилось не на самой кальдере вулкана - магма вышла наружу в боковой трещине, на лавовом плато Холухрейн
Фото: REUTERS
Вулкан Бардарбунга сидел себе подо льдом в Исландии, шебуршил тихонько магмой. И никто, кроме вулканологов, на него и не посмотрел бы. Если б мы не были знакомы с соседом - вулканом Эйяфьядлайёкудль. Тем самым, что в 2010 году устроил авиационный коллапс.
Вот теперь все и ждут: устроит ли и Бардарбунга такую же полную бардарбунгу? Вчера утром вулкан в очередной раз тряхнуло, и началось извержение.
- Извержение случилось не в кальдере вулкана - магма вышла наружу в боковой трещине на лавовом плато Холухрейн. Поэтому не было взрыва и выброса пепла на большую высоту. Угрозы для авиации на данный момент нет, - разъясняет «КП» начальник Ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин.
Метеорологи и сейсмологи следят за Бардарбунгой во все глаза и приборы. Но никто не знает, что будет завтра или через неделю! Может, активность затихнет и ничего страшного не случится. Но пока сильные толчки фиксируют каждый день.
- Если сейсмоактивность будет продолжаться, возможно извержение - взрыв подо льдом. Самый опасный сценарий. Многое зависит от глубины толчков - чем ближе к поверхности, тем больше риск, что магма пробьет земную кору и толщу льда. Обычные вулканы вроде Этны или Везувия выбрасывают пепел. Но когда он смешивается с водяным паром из растопленного льда, получается гигантское пепельное облако. Поднимается на высоту, где летают самолеты. И проблемы авиации обеспечены! - не радует Варакин.
Власти Исландии вчера объявили: уровень опасности максимальный, красный. Небо закрыто над вулканом на высоте до 5,5 км - это касается вертолетов и легкой авиации. Обычные самолеты летают на 9 - 11 км, и им ничего не угрожает. Пока. Норвежские метеорологи пугают: в худшем случае облако пепла может накрыть всю северную часть континента и дойти до Мурманской и Архангельской областей.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
- Коллапс 2010 года может повториться, - заявил «Комсомолке» гендиректор агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко. - Над Европой проходит множество стыковок между Россией, Америкой. Чем опасна для самолета встреча с вулканическим облаком? Пепел состоит из твердых частиц горных пород с крайне высокой абразивностью. Первый звоночек прозвучал лет 30 назад. «Боинг-737», летевший из Лондона в Окленд, ночью пролетел сквозь облако пепла. Пилоты не разглядели в темноте. Пепел осел на лопатках турбин, все четыре двигателя заглохли. Внизу море, ночь, и посадка означала почти верную гибель. Спасло чудо. Двигатели стали остывать, пепел - отваливаться с лопаток, и летчики ухитрились завести двигатели... Относиться к вулкану надо серьезно...