Невероятное обаяние Олега Валериановича заставляет любить даже самых отрицательных его персонажей.
Своим Самохваловым из «Служебного романа» он припечатал циничных карьеристов, его Бузыкин в «Осеннем марафоне» стал воплощением жизненной трагедии человека, пытающегося быть хорошим для всех, Платон Рябинин в «Вокзале для двоих» рассказал щемящую историю любви и благородства... Невероятное обаяние Олега Валериановича заставляет любить даже самых отрицательных его персонажей.
«ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ - СОПРИЧАСТНОСТЬ КО ВСЕМ ЛЮДЯМ»
- Впереди такая дата, как будете праздновать?
- Для меня это абсолютно не праздник. Я жду не дождусь, когда этот кошмар кончится! Ненавижу я все эти дни рождения, эти речи льстивые неискренние... Так что меня поздравлять особо не с чем.
- А вот ваши почитатели за несколько недель начали поздравлять. Ваш зритель верен и искренен.
- Большое им спасибо, я очень благодарен!
- Близкие вам люди называют вас интеллигентом до мозга костей. Легко ли им быть?
- Я не очень хорошо знаю, что такое интеллигентный человек, честно признаюсь. Слово интеллигент только в России есть, нигде в мире больше такого нет. Интеллектуал? Человек, который много читал, много видел, много знает? Нет, наверное, это недостаточно для интеллигента. А может ли быть интеллигентом простой человек, крестьянин, который не был в Эрмитаже и не читал «Войну и мир»? Считаю, может быть. А то, что роднит их и называется интеллигентность. Думаю, это ощущение своей сопричастности ко всем окружающим тебя людям, ко всему, что происходит в мире.
- Вы достаточно самокритичный человек - раньше за какие-то роли себя корили, сейчас какие чувства они вызывают?
- Каждый раз, когда впервые вижу свою работу на экране ничего, кроме чувства удивления не испытываю! И это не самокритичность, я просто вижу себя со стороны. Когда фотографируешься, это всегда выглядит ужасно, а когда еще ты говоришь, двигаешься, встаешь, садишься, - это зрелище, которое смотреть неприятно. Потом привыкаешь - вот я такой, какой есть. А первое впечатление ужасающее!
- Переключаете канал, когда ваш фильм показывают?
- Нет, к старым фильмам я привык. Смотрю с точки зрения того, что я правильно сделал, что неправильно. Это интересно увидеть.
- А ностальгию по временам, когда эти картины снимались, испытываете?
- Я испытываю ностальгию по работе на «Мосфильме», по своей молодости, по своим родителям, по своему детству. Конечно, хотелось бы быть моложе, опять очутиться студентом, опять работать с Рязановым, Данелия, Швейцером. Но, к сожалению, время берет свое, все меняется.
- Многие ваши почитатели говорят: «Эх, ему бы Маяковского сыграть! Ведь похож и мощь та же!»...
Фото: ТАСС
- Сейчас я уже играть Маяковского не могу - он умер молодым человеком. Но был такой сценарий, написанный Швейцером, по-моему называется «Один день». Замечательный был сценарий, поэтому советская власть его запретила. В нем расказывалась о том, как Маяковский, умоляя на том свете вернуть ему жизнь хотя бы на один день, возвращается в Москву, не выдерживает и стреляется заново. И мне предлагалось эту роль сыграть, но, к сожалению, не состоялось...
- А есть еще роли, о которых сожалеете?
- Ролей у меня миллион, как я могу говорить об этом? Нет, не сожалею.
«В ВОЛАНДЕ Я ИГРАЛ ЧЕЛОВЕКА»
- Судя по отзывам большинства молодых людей, они открыли вас для себя после роли Воланда...
- Это одна из ролей, которую я сыграл более или менее, на мой взгляд, интересно. Конечно, то что я сделал на экране вместе с режиссером Володей Бортко не исчерпывает всего, что написано о Воланде в гениальном романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Но для того, чтобы осветить все, что написано у Михаила Афанасьевича, необходимо снимать сериал только о Воланде. Я избрал одно из проявлений этого существа - человека и, мне кажется, сделал правильно. Распыляться на другие вещи было сложно. Главное, мне кажется, там ухвачено. Ярко или неярко сделано, это не мне судить.
Фото: личный архив.
- Кстати, Бортко однажды сказал о том, что сегодняшнее телевидение антихудожественно и аморально. Согласитесь?
- Да, в основном. Но вот посмотрел хороший сериал режиссера Фурманова «Наркомовский обоз» и сериал «Оттепель», где замечательно играют все артисты - могу только позавидовать этим людям и пожелать им также дальше работать, держать марку.
- Сейчас эра ремейков, как относитесь к этому?
- Главное в каждом спектакле для любого режиссера - возможность высечь искру из того материала, который дал автор и зажечь ею пламя в сердце зрителя. Тут годятся любые формы, лишь бы то чувство, которое хотел передать автор, благодаря той или иной острой форме, передалось бы. Я ни чуть не против этих экспериментов. Но когда я вижу чистую халтуру, выдаваемую за эксперимент, мне обидно. А такой сейчас большинство. Попытка показать не автора, а рассказать зрителю, какой я режиссер, умный, талантливый и смелый. Всегда это обречено на успех у самой непрезентабельной публики и на забытье.
- Знаю, вам готовят подарок, заканчивают ремонт?
- Нет, он никогда не закончится, я так понимаю. Я живу сейчас не в квартире, мы вынуждены жить за городом...
- А что, кроме отремонтированной квартиры, вы хотели бы получить в свой день рождения?
Фото: личный архив.
- Я не хочу, чтобы мне что-то желали, а вот, что я хочу пожелать. В первую очередь, счастья и здоровья своей семье, своей жене Гале, с которой мы живем уже 50 лет и живем, по-моему, любя друг друга. Своим детям Ксюше и Оле, моим внукам Маринике и Тимофею. Чтобы все у них было хорошо, чтобы они стали нормальными, порядочными людьми, потому что дочери уже достигли этой планки порядочности.
Во-вторых, хочу поблагодарить судьбу за то, что она меня свела с такими актрисами и актерами, у которых я много позаимствовал и учился. Алисе Фрейндлих, с которой мы играем несколько разных премьер, и, так получается, что мы все время вдвоем работаем. Скоро и у нее юбилей тоже, поэтому желаю ей много ролей, до которых она безумно жадна, дай Бог, ей как можно больше сыграть! И Люсю Гурченко, царствие ей небесное, тоже бы надо вспомнить сегодня. Потому что я от нее тоже почерпнул очень много хорошего, уроки, которые она мне давала в нашей работе над фильмом «Вокзал для двоих», я никогда не забуду. А также всем моим партнерам, у которых я учился с большой благодарностью. Вот, чтобы я хотел сказать в свой день рождения!
5 лучших фильмов:
✓ «О бедном гусаре замолвите слово»
✓ «Служебный роман»
✓ «Вокзал для двоих»
✓ «Осенний марафон»
✓ «Мастер и Маргарита»
Смотрите фотогалерею "Олегу Басилашвили - 80!"
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
10 правил жизни Олега Басилашвили
1. Пьянство – имитация удовлетворения от какого бы то ни было творчества. Уход от жизни.
2. Мы не маленькие дети, чтобы нами манипулировать.
3. Мне кажется, задача современного искусства – сделать так, чтобы, зарабатывая деньги, строя дом, покупая вещи, люди не забывали о том, что есть душа.
4. Я приобрел знание того, что женщина может быть предана до последней капли крови. Я Бога за это благодарю, это редкость, это счастье. Между мужем и женой всегда бывают какие-то ссоры, какие-то недоразумения. Ромео и Джульетта, если бы поженились, тоже имели бы свои маленькие неприятности. Но я понимал, что, если понадобится, этот человек, как Матросов, бросится на амбразуру. У меня масса недостатков. У нее тоже есть. Но это не главное. Главное, что человек может отдать другому человеку свою жизнь (читайте далее)