Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды25 сентября 2014 22:00

Олег Басилашвили: Я жду, когда кончится этот кошмар - мой юбилей...

Один из самых талантливых и обаятельных актеров страны, народный артист России сегодня отмечает 80-летие [видео+фото]
Невероятное обаяние Олега Валериановича заставляет любить даже самых отрицательных его персонажей.

Невероятное обаяние Олега Валериановича заставляет любить даже самых отрицательных его персонажей.

Своим Самохваловым из «Служебного романа» он припечатал циничных карьеристов, его Бузыкин в «Осеннем марафоне» стал воплощением жизненной трагедии человека, пытающегося быть хорошим для всех, Платон Рябинин в «Вокзале для двоих» рассказал щемящую историю любви и благородства... Невероятное обаяние Олега Валериановича заставляет любить даже самых отрицательных его персонажей.

«ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ - СОПРИЧАСТНОСТЬ КО ВСЕМ ЛЮДЯМ»

- Впереди такая дата, как будете праздновать?

- Для меня это абсолютно не праздник. Я жду не дождусь, когда этот кошмар кончится! Ненавижу я все эти дни рождения, эти речи льстивые неискренние... Так что меня поздравлять особо не с чем.

- А вот ваши почитатели за несколько недель начали поздравлять. Ваш зритель верен и искренен.

- Большое им спасибо, я очень благодарен!

- Близкие вам люди называют вас интеллигентом до мозга костей. Легко ли им быть?

- Я не очень хорошо знаю, что такое интеллигентный человек, честно признаюсь. Слово интеллигент только в России есть, нигде в мире больше такого нет. Интеллектуал? Человек, который много читал, много видел, много знает? Нет, наверное, это недостаточно для интеллигента. А может ли быть интеллигентом простой человек, крестьянин, который не был в Эрмитаже и не читал «Войну и мир»? Считаю, может быть. А то, что роднит их и называется интеллигентность. Думаю, это ощущение своей сопричастности ко всем окружающим тебя людям, ко всему, что происходит в мире.

- Вы достаточно самокритичный человек - раньше за какие-то роли себя корили, сейчас какие чувства они вызывают?

- Каждый раз, когда впервые вижу свою работу на экране ничего, кроме чувства удивления не испытываю! И это не самокритичность, я просто вижу себя со стороны. Когда фотографируешься, это всегда выглядит ужасно, а когда еще ты говоришь, двигаешься, встаешь, садишься, - это зрелище, которое смотреть неприятно. Потом привыкаешь - вот я такой, какой есть. А первое впечатление ужасающее!

- Переключаете канал, когда ваш фильм показывают?

- Нет, к старым фильмам я привык. Смотрю с точки зрения того, что я правильно сделал, что неправильно. Это интересно увидеть.

- А ностальгию по временам, когда эти картины снимались, испытываете?

- Я испытываю ностальгию по работе на «Мосфильме», по своей молодости, по своим родителям, по своему детству. Конечно, хотелось бы быть моложе, опять очутиться студентом, опять работать с Рязановым, Данелия, Швейцером. Но, к сожалению, время берет свое, все меняется.

- Многие ваши почитатели говорят: «Эх, ему бы Маяковского сыграть! Ведь похож и мощь та же!»...

Фото: ТАСС

- Сейчас я уже играть Маяковского не могу - он умер молодым человеком. Но был такой сценарий, написанный Швейцером, по-моему называется «Один день». Замечательный был сценарий, поэтому советская власть его запретила. В нем расказывалась о том, как Маяковский, умоляя на том свете вернуть ему жизнь хотя бы на один день, возвращается в Москву, не выдерживает и стреляется заново. И мне предлагалось эту роль сыграть, но, к сожалению, не состоялось...

- А есть еще роли, о которых сожалеете?

- Ролей у меня миллион, как я могу говорить об этом? Нет, не сожалею.

«В ВОЛАНДЕ Я ИГРАЛ ЧЕЛОВЕКА»

- Судя по отзывам большинства молодых людей, они открыли вас для себя после роли Воланда...

- Это одна из ролей, которую я сыграл более или менее, на мой взгляд, интересно. Конечно, то что я сделал на экране вместе с режиссером Володей Бортко не исчерпывает всего, что написано о Воланде в гениальном романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Но для того, чтобы осветить все, что написано у Михаила Афанасьевича, необходимо снимать сериал только о Воланде. Я избрал одно из проявлений этого существа - человека и, мне кажется, сделал правильно. Распыляться на другие вещи было сложно. Главное, мне кажется, там ухвачено. Ярко или неярко сделано, это не мне судить.

Фото: личный архив.

Фото: личный архив.

- Кстати, Бортко однажды сказал о том, что сегодняшнее телевидение антихудожественно и аморально. Согласитесь?

- Да, в основном. Но вот посмотрел хороший сериал режиссера Фурманова «Наркомовский обоз» и сериал «Оттепель», где замечательно играют все артисты - могу только позавидовать этим людям и пожелать им также дальше работать, держать марку.

- Сейчас эра ремейков, как относитесь к этому?

- Главное в каждом спектакле для любого режиссера - возможность высечь искру из того материала, который дал автор и зажечь ею пламя в сердце зрителя. Тут годятся любые формы, лишь бы то чувство, которое хотел передать автор, благодаря той или иной острой форме, передалось бы. Я ни чуть не против этих экспериментов. Но когда я вижу чистую халтуру, выдаваемую за эксперимент, мне обидно. А такой сейчас большинство. Попытка показать не автора, а рассказать зрителю, какой я режиссер, умный, талантливый и смелый. Всегда это обречено на успех у самой непрезентабельной публики и на забытье.

- Знаю, вам готовят подарок, заканчивают ремонт?

- Нет, он никогда не закончится, я так понимаю. Я живу сейчас не в квартире, мы вынуждены жить за городом...

- А что, кроме отремонтированной квартиры, вы хотели бы получить в свой день рождения?

Фото: личный архив.

Фото: личный архив.

- Я не хочу, чтобы мне что-то желали, а вот, что я хочу пожелать. В первую очередь, счастья и здоровья своей семье, своей жене Гале, с которой мы живем уже 50 лет и живем, по-моему, любя друг друга. Своим детям Ксюше и Оле, моим внукам Маринике и Тимофею. Чтобы все у них было хорошо, чтобы они стали нормальными, порядочными людьми, потому что дочери уже достигли этой планки порядочности.

Во-вторых, хочу поблагодарить судьбу за то, что она меня свела с такими актрисами и актерами, у которых я много позаимствовал и учился. Алисе Фрейндлих, с которой мы играем несколько разных премьер, и, так получается, что мы все время вдвоем работаем. Скоро и у нее юбилей тоже, поэтому желаю ей много ролей, до которых она безумно жадна, дай Бог, ей как можно больше сыграть! И Люсю Гурченко, царствие ей небесное, тоже бы надо вспомнить сегодня. Потому что я от нее тоже почерпнул очень много хорошего, уроки, которые она мне давала в нашей работе над фильмом «Вокзал для двоих», я никогда не забуду. А также всем моим партнерам, у которых я учился с большой благодарностью. Вот, чтобы я хотел сказать в свой день рождения!

5 лучших фильмов:

✓ «О бедном гусаре замолвите слово»

✓ «Служебный роман»

✓ «Вокзал для двоих»

✓ «Осенний марафон»

✓ «Мастер и Маргарита»

Смотрите фотогалерею "Олегу Басилашвили - 80!"

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

10 правил жизни Олега Басилашвили

1. Пьянство – имитация удовлетворения от какого бы то ни было творчества. Уход от жизни.

2. Мы не маленькие дети, чтобы нами манипулировать.

3. Мне кажется, задача современного искусства – сделать так, чтобы, зарабатывая деньги, строя дом, покупая вещи, люди не забывали о том, что есть душа.

4. Я приобрел знание того, что женщина может быть предана до последней капли крови. Я Бога за это благодарю, это редкость, это счастье. Между мужем и женой всегда бывают какие-то ссоры, какие-то недоразумения. Ромео и Джульетта, если бы поженились, тоже имели бы свои маленькие неприятности. Но я понимал, что, если понадобится, этот человек, как Матросов, бросится на амбразуру. У меня масса недостатков. У нее тоже есть. Но это не главное. Главное, что человек может отдать другому человеку свою жизнь (читайте далее)