Майки с принтом в виде белорусского орнамента, вышитые блузки и рубашки, даже чехлы для мобильников с национальными узорами - все они так быстро и ярко вошли в моду.
Фото: Павел МАРТИНЧИК
Майки с принтом в виде белорусского орнамента, вышитые блузки и рубашки, даже чехлы для мобильников с национальными узорами - все они так быстро и ярко вошли в моду, что не иметь их уже кажется дурным тоном. А ведь еще несколько лет назад казалось, что вся эта народная культура канула в Лету, традиции забыты и возродить их нереально.
- Сегодня действительно никто из исследователей, каким бы увлеченным он ни был, в нынешней деревне значение орнаментов уже не расшифрует, - признается доктор искусствоведения, научный редактор книги «Беларускі арнамент” Евгений Сахута. - Когда профессор Кацер собирал материал для этой книги в 30-х годах прошлого века, в деревнях еще что-то помнили.
- Но вы видите сейчас всплеск интереса к народной культуре?
Фото: Павел МАРТИНЧИК
- Как не видеть, если я 40 лет занимаюсь исследованием традиционной культуры. Эти процессы начались еще во времена перестройки. А потом Беларусь получила независимость, и на моих глазах за несколько лет люди повернулись к народной культуре. Сегодня - вторая волна этого интереса, возможно, навеянная событиями в соседней Украине. Если мы осознаем себя самостоятельным народом, значит, должны чем-то отличаться. Очевидно, что не тракторами и холодильниками, которые во всех странах стандартны. А вот народная культура у каждого народа своя.
- А то, что молодежь носит не вышиванки, а вышимайки, вас не смущает?
- Совершенно нет. Традиционный народный костюм мы уже никогда носить не будем. Да это и не нужно. И то, что на майках используют принты, а не вышивку, меня совсем не смущает. Мы же изучаем историю мирового искусства по репродукциям, а не по оригиналам. Главное, чтобы сами узоры использовались грамотно, выбирались правильные цвета и характер. Ведь национальный орнамент - это не просто украшение (хоть сейчас мы его используем именно в таком качестве), но это шифр, который передали наши предки.
Белорусские цвета - только красное на белом
- Есть традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий с дохристианских времен. Белорусы, а когда-то и все славяне, использовали два цвета - красный цвет на белом фоне. Эти цвета имеют глубокую символику. Белый фон - цвет чистоты. Красный - цвет солнца, крови как символа жизни, и вообще символ жизни.
У белорусов, как ни у кого из славян, сохранилась до ХХ столетия чистота узоров. Наши корни - красный узор на белом фоне. С конца XIX века добавился черный цвет. Но он никогда не преобладал, только оттенял красный.
А все остальные цвета никогда не использовались в наших орнаментах. В народных костюмах встречаются синий, желтый, но никогда, кстати, зеленый. Загадка традиций. Зеленый считается символичным цветом у мусульманских народов. А у нас, несмотря на обилие зелени, никогда не использовался народом. Правда, в книге встречается много и полихромных образцов. Но они явно поздние.
КСТАТИ
У белорусов не было символов смерти
- Все эти символы - очень сильные знаки, которые должны оберегать человека. Хоть мы сейчас не вкладываем в них смысл оберега. А наши предки верили, что они помогают. Поэтому и не было у нас знаков, которые символизировали бы смерть, боль, горе.
Вы задумывались над тем, почему орнамент на одежде помещают только в конкретных местах - на вороте, на манжетах, вдоль манишки, на головном уборе вокруг лица. Они есть там, где прорехи, где зло может проникнуть к телу человека. Все остальное защищено тканью. А полотно ткалось на кроснах, на которых эти знаки были нанесены.
НА ЗАМЕТКУ
1. Звезда человека на небе;
2. Солнце дает силу и урожай;
3. Луна бережет детей от ночных страхов;
4. Огонь лечит от простуды и немочи;
5. Перун оберегает от дурного глаза, своими стрелами карает чертей;
6. Дед на том свете молится за здоровье, счастье живых родных;
7. Козерог лечит и оберегает всю живность от болезней и нечистиков.
Вышила солнце, чтобы сын выздоровел
Наши предки верили в магическую силу символов и знаков.
- У белорусов существовала великая культура обрядовых рушников. В каждом регионе ткали, вышивали свои - где-то от неурожая, где-то от засухи, в военные времена - чтобы лихо обошло деревню. Где-то в деревне женщины собирались и ткали за одну ночь, - рассказывает Евгений Сахута.
В книге немало таких примеров.
Восьмидесятилетняя бабушка вспоминала, как у нее заболел сынок. Ничто не помогало. А как только вышила она узор солнца, сын сразу выздоровел.
- У меня двое старших детей умерло, - рассказывала другая женщина. - Боюсь, как бы не умерла и Соня. Я вышила два рушника с узором ребенка. Один отнесла в церковь и повесила на икону Божией Матери, другой - на могилу деда.
У белорусов была даже своя астрология.
- Ночью и днем бабки-гадалки смотрели на небо - на солнце, луну, звезды. Потом советовали нам, что вышивать на рушниках. Я вот по совету по совету бабки Купреихи вышила такие узоры.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Вышиванки в Минске: от 150 тысяч до 35 миллионов рублей
Массовое увлечение национальной вышитой рубашкой стремительно набирает обороты. И если еще пару лет назад вышиванки интересовали разве что культурных исследователей, сегодня одежда с белорусскими орнаментами стала по-настоящему модной фишкой. Благо, моделей с каждым днем все больше – на любой вкус и кошелек (читать далее...)
Белорусы украшают себя тату засеянного поля и пробуждения земли
Орнаментальная татуировка становится все более популярной среди белорусов. Все чаще можно встретить молодых людей с узорами, которые мы могли видеть, например, на рушниках у бабушки. Почему они это делает? И понимают ли, что набивают себе на коже? (читать далее...)