Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+25°
Boom metrics
Общество3 ноября 2014 12:00

Андрей Кончаловский: «То, что происходит на Украине - это война в одной семье, которая обязательно закончится миром»

Знаменитый режиссер поделился с корреспондентом "КП" своими взглядами на события в незалежной, впечатлениями от премьеры фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и творческими планами [видео]
Андрей Кончаловский

Андрей Кончаловский

Фото: Евгения ГУСЕВА. Перейти в Фотобанк КП

- Андрей Сергеевич, не так давно на 1-м канале прошла премьера вашего фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Вы следили за реакцией зрителей, например, по телевизионному рейтингу?

- Мне сказали, что рейтинг был высокий. Хотя, наверняка, кого-то мой фильм разочаровал, а другим, наоборот, он понравился. И те и другие зрители одинаково правы, - считает Кончаловский. - Главное, что досмотрели фильм до конца, то есть смысл картины для них не пропал, хотя они могут с ним не соглашаться и понимать по-разному.

- Вас не смущает, что фильм сегодня легко можно скачать в интернете?

- Я в этом не вижу большой беды, потому что большая часть моих зрителей «живет» именно в интернете. Это огромная аудитория, десятки миллионов человек. Конечно, хотелось бы заработать деньги, например, на прокате. Но в данном случае для меня гораздо важнее не коммерческая выгода, а шрамик на душе или в сердце, который, я надеюсь, остался после просмотра.Картина недорогая, у нее очень скромный бюджет. Я надеюсь, что мы окупим все затраты в зарубежном прокате.

Фильм «Белые ночи почтальона Алексей Тряпицына» для меня важен еще и принципиально иным подходом к изображаемой реальности. Я пытался найти новые формы фиксации жизни, когда нет ни продюсеров, ни актеров. Одно дело написать ладный сценарий, пригласить артистов, прописать их диалоги... И другое дело, когда поток жизни создает этот сценарий. И ты только отбираешь, как и что снимать. И это принципиально разные вещи все равно, что петь оперу или играть на саксофоне.

- Наверняка, часто спрашивают: откуда у вас такой широкий диапазон творческих интересов? С одной стороны, вы снимаете «Глянец» про жизнь нуворишей и гламура. С другой, - фильм о забытой Богом деревне в Архангельской области, где почти все роли исполнили местные жители.

- Это не вопрос творческих интересов, а проблема существующих мнений о художнике, или штампов, которые как ракушки, нарастают на днище корабля. Мало ли сколько мнений обо мне . Но это не должно влиять на меня как на личность. Я снимаю то, что хочу.Тем более не первый раз снимаю деревню и людей, которые живут на земле. Я эту тему изучил и хорошо знаю. События моей дебютной картины «Первый учитель» происходят в киргизской деревне, потом была «Ася Клячина», «Сибириада»... Я снимал фильмы о людях земли и в Америке.

Что же касается разнообразия тем... Например, Микеланджело был не только художником и скульптором. Он оружие делал, занимался архитектурой, ювелирным делом. Художник должен пробовать себя в разных жанрах.

ЮЛИЯ ВЫСОЦКАЯ ИГРАЛА АНТИГОНУ НА ИТАЛЬЯНСКОМ ЯЗЫКЕ

- В ваших планах - закончить чеховскую трилогию в театре им.Моссовета, где уже идут «Дядя Ваня» и «Три сестры». Вы собирались поставить еще «Вишневый сад»…

- Весной, я надеюсь, все-таки осуществить постановку «Вишневого сада». Это непросто сделать, потому что все артисты, занятые в спектакле, постоянно куда-то разбегаются. Они все очень востребованные и много снимаются. Но я не сижу сложа руки. В октябре в театре Олимпико в Италии вышел мой спектакль «Эдип в Колоне», а весной мы привозили в Москву «Укрощение строптивой», который я поставил в неаполитанском Teatro Stabile Napoli. В нем были заняты только итальянские актеры. В «Эдипе» Антигону играла Юлия Высоцкая. Играла, между прочим, на итальянском языке, что для русской актрисы героически отважный поступок. Очень трудно говорить на иностранном языке, когда речь идет о чувствах. Есть опасность, что снизится градус игры, слишком много внимания приходится уделять тому, чтобы не сделать ошибки в чужом языке.Для Юли это был важный опыт, который позволяет надеяться, что она сможет сыграть в Италии что-то еще.

- Раньше вы охотно разговаривали о политике, о том, что происходит в мире и вокруг нас. Но, начиная с событий на Украине, в Крыму, на Донбассе, вы стали уходить от этой темы. Почему?

- На эту тему я все уже сказал в документальном фильме «Битва за Украину», который снял несколько лет назад. Все причины, которые привели к кровавому конфликту, там названы.

- В чем же они?

- События на Украине - это то, что лежит на поверхности сложного процесса, которые сегодня происходят в мире. Это конец евроцентризма. Я думаю, мало кто понимает истинные движущие силы этого тектонического сдвига. Происходит битва не между Украиной и Россией, а между Западом и Востоком.

ДЛЯ АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ НУЖНЫ РЕСУРСЫ ТРЕХ ПЛАНЕТ

- Где окажется Россия в результате этого тектонического сдвига?

- Окажется там, где решаются судьбы христианской цивилизации. Они решаются не в Брюсселе, тем более не в Вашингтоне.Они решаются в Лиссабоне, в Рио-де-Жанейро, и в Буэнос-Айресе, в Варшаве, в Софии... Это огромная цивилизация, которая объединяет три континента.И роль России в этой цивилизации будет очень важна. Мир медленно расстается с идеей гегемонии западноевропейского образа жизни.

- Не американского, а именно западноевропейского?

- Американский образ жизни - это и есть западноевропейский, доведенный до некоторого предела. Но этот образ жизни не может быть приемлем для человечества. Для того чтобы осуществить американскую мечту нужны ресурсы трех планет. На Земле таких ресурсов нет. Люди не могут потреблять столько воды, энергии и протеинов, сколько потребляет средний американец. Это примерно в 20 раз больше, чем потребляет большинство населения планеты. Абсолютная иллюзия, что Америка может дать нам какой-то пример. Идея евроцентризма дошла до своего пика в 90-м году, когда случилось крушение Берлинской стены.И когда большевизм в Европе был побежден.Но вдруг оказалось, что "враг" не один. Что китайская цивилизация выросла в гигантскую силу, что Индия стала одной из ведущих стран в области технологий и медицины.Что не большевики, а русские плохие. Что весь мусульманский мир объединился в реакции против Европы.А эта реакция есть результат американского насилия над сознанием миллионов людей. Кока-кола, рок-н-ролл, шорты, блокбастеры и девочки в мини-юбках... Когда эти «ценности» проникли в мусульманское сознание, в нем возникла гремучая взрывчатая смесь протеста.Сегодня она выражается в борьбе с христианской цивилизацией.А на самом деле это реакция на агрессию американского глобального капитализма.

- Но в конце этих сложных процессов Россия и Украина все же помирятся?

- Я же не Ванга, чтобы давать предсказания. Мне кажется, то, что сегодня происходит на Украине - это война в одной семье, которая обязательно закончится миром.У России и Украины все равно одна судьба. Другой вопрос, когда Запад образумится? Когда перестанет делать Россию врагом Украины?

- У вас впереди два творческих вечера. 9 ноября в Петербурге, в филармонии.21 ноября - в московском доме Музыки.Говорят, билеты уже проданы.Как вы думаете, что зрители хотят от вас услышать?

- Кому-то интересно увидеть меня живьем. И они приходят из любопытства.Но дело не только в этом.Я стараюсь быть предельно искренним.Люди в зале ассоциируют себя с моими сомнениями, страхами, мечтами…Здоровье, смерть, любовь - вещи, которые волнуют каждого.Поскольку этим темам я посвящаю значительную часть своих размышлений, то получается, что говорю я о том, что интересно всем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Андрей Кончаловский: Я знаю деревню насквозь!

Фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловский снял за очень небольшой бюджет в отдаленной деревне в Архангельской области. Почти все роли в картине исполнили местные жители. Кинообозреватель «КП» побеседовал со знаменитым российским режиссером в Венеции за несколько часов до церемонии закрытия фестиваля, на которой он получил второй по важности приз — «Серебряного льва» за лучшую режиссуру (читайте далее)