Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Звезды21 ноября 2014 22:00

Елена Подкаминская: Я никогда в жизни не молилась столько, сколько сейчас

В эксклюзивном интервью журналу «Телепрограмма» известная актриса и участница шоу «Ледниковый период» на Первом канале призналась, что очень сильно скучает по дочери и ждет зимы, чтобы стать просто мамой

Еще пару лет назад актриса Елена Подкаминская не была столь популярна, хотя она уже снималась в кино и играла ведущие роли в Театре сатиры. И вдруг Елена сверхточно «выстрелила» в сериале «Кухня», потом победила в шоу «Танцы со звездами», а теперь медленно и верно движется к новой вершине: в телешоу «Ледниковый период» ее и Петра Чернышева считают одной из пар-фаворитов.

- Елена, те, кто видит вас на тренировках на катке, удивляются вашей работоспособности. Собираетесь победить во что бы то ни стало?

- Сама себя часто спрашиваю: почему я такая? Видимо, это из детства: когда я занималась музыкой, всегда старалась подготовить самую сложную программу и исполнить ее как можно более совершенно. И это не было связано с формальным желанием быть первой, непременно получить пятерку. То же самое происходит и на проекте «Ледниковый период». Мой партнер Петр Чернышев создает уникальные по красоте и выразительности композиции. Каждая его постановка - это некое чудо, таинство. Для Чернышева фигурное катание - искусство, танцевально-пластическая хореография на льду. Костюмы наших выступлений - тоже идеи Пети. Он присутствует на каждой примерке, следит, чтобы все было так, как он задумал. Так, однажды Петя взял ножницы и стал искать наиболее выразительную длину шлейфа из шифона, который должен был красиво развеваться. Ему важен каждый нюанс в нашей программе, и я не могу себе позволить быть недостаточно подготовленной и совсем уж недостойной его таланта. Но, боже, как это трудно! Поэтому для меня участие в проекте - отнюдь не вопрос «победы во что бы то ни стало».

На Елене: платье, кардиган, все - H&M, шляпа Top Shop. Фото: Иван КУРЕННОЙ

На Елене: платье, кардиган, все - H&M, шляпа Top Shop. Фото: Иван КУРЕННОЙ

- Соглашаясь участвовать в «Ледниковом периоде», ожидали, что будет тяжело?

- Я уже прошла «Танцы со звездами» и понимала, что здесь будет тяжелее. До «Ледникового периода» я ведь никогда не стояла на коньках! Бывает, порой думаю: «Боже мой! Если б знала, как это на самом деле будет происходить, никогда бы не согласилась». Каждый день я нереально много и мучительно работаю, приходится прыгать выше головы. Иногда Петя показывает мне новый элемент, а я понимаю, что никогда в жизни не смогу его сделать. Но сжимаю зубы, часами тренируюсь, разбираюсь - и каким-то чудом что-то начинает получаться. Конечно, этот проект я воспринимаю как испытание, и, надеюсь, все пережитое сделает меня более сильной. Смешно, когда знакомые говорят: «Главное, что вы получаете там удо­вольствие». Что вы?! Для меня «Ледниковый период» - это экстремальное состояние и постоянное преодоление невозможного. Требуются невероятные усилия, чтобы не проваливаться на фоне наших выдающихся спортсменов. Цейтнот тотальный… Бывает, меня охватывает чудовищное отчаяние. Результат: во время тренировок ты все время неуспешная, плохая.

- Вы сами себе это говорите?

- Нет, так говорит Петя, когда со мной работает. Я от него постоянно слышу: «Почему ты не сделала? Ты же это освоила! Почему потеряла элемент?» Спрашиваю себя: «А почему действительно я его потеряла? Я ведь о нем помню». Но ответ, думаю, прост - я не фигуристка. Наверное, никогда в жизни я столько не молилась, сколько сейчас. На льду в каждом шаге может быть сбой, падение. И вот, когда ты успешно откатал программу, возникает ощущение, будто выжил. И кажется, что уже ничего в жизни не страшно. После «Ледникового периода», думаю, я вообще перестану чего-либо бояться.

По окончании «Ледникового периода»  Елена мечтает поехать с дочкой на море - отдохнуть и похулиганить. На Елене: платье Womens secrets, кардиган H&M, серьги Magia di Gamma. Фото: Иван КУРЕННОЙ

По окончании «Ледникового периода» Елена мечтает поехать с дочкой на море - отдохнуть и похулиганить. На Елене: платье Womens secrets, кардиган H&M, серьги Magia di Gamma. Фото: Иван КУРЕННОЙ

- Говорят, сложнее только телепроекты, где надо выживать на необитаемом острове.

- О, нет! Эту тему я для себя закрываю. Своим родным я сказала: «Если еще раз когда-нибудь я надумаю войти в подобный проект, закройте меня на замок и покажите кусок раскаленного железа, чтобы я вспомнила, как мне было мучительно и трудно».

«Дочка собралась замуж за Петю Чернышева»

- Как ваша дочь Полина переживает отсутствие мамы?

- Она смирилась с тем, что меня нет, видимо, произошла адаптация, и это меня пугает. С одной стороны, все хорошо - я ухожу на работу, и сердце не рвется так, как раньше. С другой - мне становится не по себе от вошедшей у Полины привычки говорить мне на прощание фразу: «Люблю, целую, обожаю, хорошего дня». Дочка у меня как-то спросила: «Мама, когда у тебя будет выходной?» И я пообещала, что он случится зимой. Каждый раз, когда Полина сдувала ресничку, она загадывала желание. Всегда одно и то же: «Хочу тортик». И тут вдруг случился переворот. Я настолько этого не ожидала, что у меня брызнули слезы. Держа ресничку, Полина вздохнула, словно искала мысль. Я почему-то думала, что она снова попросит что-то сладкое, а дочь вдруг сказала: «Я хочу, чтобы, когда наступит зима, мама больше никогда не уходила». А недавно в Москве выпал снег. Полина обрадовалась: «Мама, зима!» Пришлось уточнить: «Доченька, это просто рано снег выпал, за окном пока осень». И мы договорились, что нужно еще подождать.

Елена признается: она никогда не думала, что участие в сериале «Кухня» станет ее звездным часом. На Елене: платье Beloe Zoloto by Julia Prokhorova. Фото: Иван КУРЕННОЙ

Елена признается: она никогда не думала, что участие в сериале «Кухня» станет ее звездным часом. На Елене: платье Beloe Zoloto by Julia Prokhorova. Фото: Иван КУРЕННОЙ

- Получается, зима для Полины настанет где-то в Новый год? Обычно «Ледниковый период» длится до конца декабря.

- Ну до конца проекта надо еще продержаться! Все может быть. Я настраиваю дочку на больший срок, чтобы потом не расстраивать. Недавно мы смеялись: Полина неожиданно собралась замуж за... Петю Чернышева. У нее бывают такие порывы. Я сказала, что Петя, к сожалению, уже занят, у него есть чудесная жена - Настя (Заворотнюк. - Ред.), которую он нежно любит. Она подумала и на следующий день говорит: «Мама, знаешь, а я передумала замуж. Я хочу быть маленькой и тебя любить». Обычно перлы Полины я записываю. Недавно была история. Я ее вымыла, завернула в мягонькую пеленочку, стала зацеловывать и приговаривать, как сильно ее люблю. А она меня спрашивает: «Мама, ты меня любишь прямо до потолка?» Говорю: «Люблю тебя больше, до всех потолков на свете, до неба и всего мира». Она задумалась, потом откинулась в моих объятиях и как закричит: «Ура-а-а!» Для меня это удивительные мгновения счастья, потому что мы действительно мало времени проводим вместе. Нацеловаться, наобниматься, натанцеваться с Полиной - большая радость. Люблю подойти к уже спящей дочке и взять в руки ее теплую ладошку. В этот момент приходит ощущение невероятной благодарности богу, понимаешь - твоя жизнь наполнена смыслом.

- Полина приходит к вам на каток?

- Да, она здесь бывала. Но я интуитивно чувствую, что подобные «путешествия» ее выматывают. На катке я работаю и поэтому не могу уделить Полине должного внимания. Возникает ощущение, что она вроде бы пришла к маме, но все равно не со мной. Полина пока ощущает себя центром Вселенной, никто в нашей семье ее не строит. Все действуют исходя из логики ее желаний и интересов. А тут получается иначе, ребенок оказывается на второстепенных ролях, и поездка к маме не приносит радости. У Полины есть свой мир, и важно, чтобы ее жизнь следовала по определенному режиму. Она еще успеет, как я, на разрыв и пожить, и поработать. Она же моя дочь!

До участия в шоу «Ледниковый период» Елена не умела кататься на коньках (на фото с партнером Петром Чернышевым). Фото: Вера УНДРИЦ

До участия в шоу «Ледниковый период» Елена не умела кататься на коньках (на фото с партнером Петром Чернышевым). Фото: Вера УНДРИЦ

- 1 декабря Полине исполнится 4 года. В этом возрасте детей уже ставят на коньки. Вы не думали об этом?

- Мы уже купили ей пару, я катала Полину по льду. Ей очень понравилось. Так случилось, что, когда Полина уже начала что-то осознанно воспринимать, я участвовала в «Танцах со звездами», сейчас - в «Ледниковом периоде». Мне даже кажется, что теперь она не до конца понимает, кем является ее мама-актриса.

- Мама «в телевизоре»?

- Не совсем так. Мы вообще телевизор не включаем. Она смотрит отдельные номера из шоу на компьютере, в YouTube. Полина понимает, что я в проекте, что у меня тренировки. Я ей все рассказываю, объясняю. Они с Балей - моей мамой, так ее Полина назвала когда-то - мои главные фанаты. Просматривают каждый номер по 10 - 15 раз в день. А затем Полина всегда показывает свою танцевально-пластическую импровизацию на тему моего танца. И, кстати говоря, очень талантливо себя в этом проявляет. Я с огромной радостью смотрю эти этюды и думаю, что мы, безусловно, будем развивать ее дарование.

- Когда запишете Полину в секцию фигурного катания?

- Никогда! В детстве у меня было две любви - балет и фигурное катание, причем именно парное. Почему-то казалось безумно романтичным и красивым, что мужчина держит девушку за руку. Звучит музыка, он подает ей руку, и они едут вместе на выступление. Я вопринимала это как верх счастья! А «Ледниковый период» мои детские фантазии серьезно подкорректировал. Петя может взрываться от гнева, если у меня что-то не получается. Но, правда, он всегда, даже в самом взвинченном состоянии, дает мне руку, и мы начинаем «впахивать» дальше. Оказывается, «самое романтичное состояние на свете», как мне думалось когда-то, совсем не такое волшебное и чарующее.

Однажды, когда мне было лет пять или шесть, бабушка пошла записывать меня в секцию фигурного катания. Но выяснилось, что в тот день там был выходной. Мы прогулялись дальше по улице, дошли до Дворца культуры и записались на балет. Таким образом, фигурное катание осталось в стороне. Помню, как на балете нас били по ногам и по попе, выворачивали ноги. Я все время боялась и была в стрессовом состоянии. Заниматься балетом профессионально, равно как и фигурным катанием, у меня бы не получилось. Нацеленность на жесткий результат, когда сам человек и состояние его души не важны, для меня нестерпима. Спортсмены - люди закаленные, сильные, себя не жалеющие. Иногда смотрю, как на льду падает спорт­сменка - видно же, что больно, у меня аж дыхание перехватывает. А она поднимается и говорит: «Нормально. Сейчас продолжим». Какая удивительная способность не расклеиваться, быть постоянно собранной. Думаю, что это у спортсменов с детства - привычка быть бойцом. Но я бы не хотела такой судьбы для Полины.

Полина любит смотреть мамины выступления, а затем показывает свои импровизации на тему. Фото: Вера УНДРИЦ

Полина любит смотреть мамины выступления, а затем показывает свои импровизации на тему. Фото: Вера УНДРИЦ

«Родители - это моя банда и мой тыл»

- Такая занятость на работе наверняка сказывается на воспитании Полины.

- Я, бывает, так устаю на работе, что, кажется, уже нахожусь за пределами своих возможностей. И тогда порой могу выйти из себя. В моей жизни был сложный период, когда я словно стала другим человеком - постоянная усталость сделала меня несдержанной, нетерпеливой, несправедливой. Слава богу, я не дошла до состояния мамаши, которая самоутверждается за счет ребенка. Никогда в жизни не ругала Полину, не унижала ее. Но все равно это был очень трудный момент для всех нас. У Полины, естественно, как и у любого ребенка, иногда случаются выкидоны - мы переживали и какие-то всплески, и кризисы. Обычно я стараюсь слышать своего ребенка. Но в тот период я вдруг стала Викторией Сергеевной из сериала «Кухня» - требовательной женщиной со строгим голосом. В этом образе я велела Полине прекратить неподобающее поведение. Последствия были печальными… По сей день не могу себе этого простить.

- Что же вы ей такого наговорили?

- Просто что-то резкое. Но Полина переживала это очень остро. Любой работающей маме нужно быть осторожной. В горячке легко допустить грубость по отношению к своему самому близкому человеку. И это ужасно! Слава богу, я мгновенно поняла свою ошибку. Ты можешь быть тысячу раз уставшей, но ты не имеешь права становиться немилосердной, неслышащей, непонимающей своего ребенка. Если ты мама, будь ею всегда: беконечно любящей, терпеливой, чуткой. Жду не дождусь, когда закончится проект, и я верну Полине ее маму.

- Отпуск запланировали?

- Да. Дай бог, чтобы все сложилось, в театре нашелся промежуток между спектаклями, и я смогла бы вырваться. Я теперь решила более внимательно относиться к предлагаемым проектам. Они должны быть по-настоящему интересными и ценными. Чувствую, что наступил предел моему «карьерному отлучению» от жизни Полины, я безумно истосковалась по ней. Поэтому январь запланирован в форме перманентного общения с ребенком. Тьфу-тьфу, не сглазить бы. У меня есть «болезнь» - все проведенное с Полиной время должно быть для нее интересным и полезным. Полина сейчас находится в таком возрасте, когда главным в ее развитии является игра. Я избегаю прямых инструкций по поводу того, «что такое хорошо и что такое плохо». Не произношу длительных монологов о хорошем поведении. Но для такого общения я должна быть сама настроена на одну волну с дочкой. А когда ты постоянно отсутствуешь и вдруг врываешься в жизнь ребенка, цепочка общения с ним прерывается и приходится ее выстраивать заново. Недавно еду на работу, звоню маме и реву в трубку: «Я абсолютно бессмысленно провела полдня с Полиной. Я ничего ей не дала». Мама всегда меня успокаивает: «Отпусти это, сейчас просто такой период. Вы делали элементарные бытовые вещи - умывались, чистили перышки, общались - и уже хорошо! В твоей ситуации ценны даже такие моменты».

Сегодня вот я уходила, а Полина говорит: «Мамочка, ну давай поиграем, хоть чуть-чуть, немножко». Я понимала, что уже опаздываю на тренировку, но согласилась. Дочка принесла лошадок. Они у нас загорали, прыгали через горы, целовались, ели травку, пили водичку в озере и играли в мяч. Получилась целая история. Не скажу, что моя совесть была чиста, но перед отъ­ездом на работу я хоть что-то для ребенка сделала.

- У вас с Полиной есть какие-то свои ритуалы?

- Мы устраиваем посиделки при свечах. Вечером садимся за стол, перекусываем, обсуждаем, как прошел день. Полина обязательно залезает ко мне на ручки. В этом году, в марте, мы ездили отдыхать, и дочка весь отпуск провисела на мне. Видимо, так Полина пыталась восполнить нехватку мамы. Как раз тогда я переживала тот самый период несовпадения с ребенком и строгости к ней. Я поняла свою ошибку. И сейчас, будучи тысячу раз уставшей, нахожу силы включаться в ее детские интересы, быть более понимающей и терпеливой. К этому нужно было прийти. Я научилась контролировать свое настроение и корректировать поведение в соответствии с внутренним идеалом мамы: быть доброй, бережной, честной.

- Откуда он взялся? Из книг, из жизненного опыта?

- У меня родители необыкновенные. Более ласковых и нежных людей, чем мои мама и папа, я не знаю. Между нами существует такое понимание и такая поддержка! Они - мой главный пример мудрости, добра и терпения. Семья - моя банда и мой тыл. И я рада, что они всегда и во всем мне помогают, поддерживают и вдохновляют.

Стиль: Алеся Матящук.

Макияж и прически: Евгения Ленц.

Благодарим ресторан «Высота 5642» за помощь в организации съемки.