Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды28 ноября 2014 22:00

Кристоф Вальц: Тарантино посадил меня перед телевизором и заставил смотреть «Кинг-Конга»

Знаменитый австрийский актер в эксклюзивном интервью журналу «Телепрограмма» вспомнил о том, как бился головой о стену, ставил оперу и учился любить развлекательное кино
Юлия РИНЧ

На экраны выходит комедия «Несносные боссы-2», в которой зритель познакомится с новыми приключениями тройки неудачников, замысливших на этот раз уже не убивать, а только похитить ради выкупа сына нового несносного босса. Этого босса играет обладатель «Оскара», звезда фильмов Квентина Тарантино Кристоф Вальц.

Фото: Jason MERRITT/Getty Images/Fotobank.ru

Фото: Jason MERRITT/Getty Images/Fotobank.ru

«Почти сросся с формой эсэсовца»

- В вашем послужном списке таких бесшабашных картин еще не было. Неужели вы решили переквалифицироваться в комедианты?

- К сожалению, нет, у меня не получится. Нет в моей органике этой тяги к комической импровизации, как у Джейсона Бэйтмена, Чарли Дея, Джейсона Судекиса, очаровательной Дженнифер Энистон (все эти актеры снимались в «Несносных боссах-2». - Ред.)... Когда они выходили на площадку, сразу в глаза бросалось их умение мгновенно схватить ситуацию, отреагировать, а если для реакции чего-то не хватало в сценарии, то безумно смешная импровизация немедленно заполняла эту трещинку. А я не комедиант, а актер, которому нужно вникнуть в роль, найти психологическую основу и уже танцевать от нее.

- Почему же вы вообще согласились играть в этой комедии?

- Понимаете, путем долгого, тридцатилетнего битья головой о стену я достиг такого положения, что могу выбирать, в каком проекте участвовать, а какой безболезненно отвергнуть. «Боссы» меня привлекли тем, что они многослойны. Тот, кто хочет чистого развлечения, получит его, хохоча два часа практически без перерыва. Ситуации, в которые попадают герои, уморительны и не уступают лучшим классическим образцам. Тот же, кому смеха ради смеха мало, получает возможность задуматься над тем: а что привело героев к постоянному попаданию в абсурдные ситуации?

В 1996 году 40-летний Кристоф (на снимке с юной актрисой Марией Шварц) выглядел так, как будто ему ну больше двадцати. Фото: Getty Images/Fotobank.ru

В 1996 году 40-летний Кристоф (на снимке с юной актрисой Марией Шварц) выглядел так, как будто ему ну больше двадцати. Фото: Getty Images/Fotobank.ru

В Средние века комедия и фарс были разными жанрами с разными функциями. Комедия веселила, фарс высмеивал. Мой герой, финансист и инвестор Бурт Хэнсон, - фигура фарсовая. Она должна вызывать насмешку, а не сочувствие, которое вызывают герои комедии, - тем эта роль мне и интересна. Не будет большим открытием сказать, что если вы два часа с экрана будете критиковать капитализм, то зритель либо уснет, либо удерет. Если же это сделано смешно, то он увлечется: и время хорошо проведет, и задумается, что тоже полезно. Этим и был обусловлен мой выбор.

- Свой стремительный рывок к славе вы совершили всего пять лет назад благодаря «Бесславным ублюдкам». Как вы перенесли этот резкий взлет?

- Ну да, я был, конечно, бесславным, но всегда знал себе цену. Я - потомственный актер в четвертом поколении и уж что-что, а оценивать профессиональные качества научился чуть ли не с колыбели. Конечно, затянувшееся бесславие угнетало, но... природа наградила меня счастливым качеством: относиться к себе любимому с юмором. И это качество помогло мне переносить бесконечную череду эпизодических ролей, преимущественно эсэсовцев. Я уже просто сросся с этой формой и думал, что никогда ее не сброшу, но тут меня нашел Тарантино...

Семейный вальс танцует Вальц... Актер со своей женой Юдит Хольсте. Фото: Getty Images/Fotobank.ru

Семейный вальс танцует Вальц... Актер со своей женой Юдит Хольсте. Фото: Getty Images/Fotobank.ru

- Минуточку, он же тоже предложил вам роль эсэсовца!

- Вот-вот, я сначала так и отреагировал! Но чем дальше вчитывался в сценарий, тем больше мне хотелось эту роль играть: она ведь выстроена на сплошном абсурде. Страшном - да! - но и театральном, игровом. Работа с Квентином только подтвердила нашу артистическую близость. «Оскар», который я получил за эту роль, тоже не помешал (улыбается).

А дальше, конечно, произошло чудо, которое бывает только в кино: когда Тарантино работал над сценарием «Джанго освобожденного», он создал образ зубного врача Кинга Шульца, который - это только Тарантино мог такое придумать! - занимается розыском преступников. Зубного врача! И я получил второго «Оскара»! И жизнь вокруг меня стала уютной, а с Квентином мы еще больше подружились. Случайность, удача в нашей профессии играет огромную, решающую роль. Но мне хочется думать, что я эту удачу заслужил тяжелым и часто неблагодарным трудом.

Бурт Хэнсон из «Несносных боссов-2» (второй справа) -  миллиардер, плейбой и спортсмен, но сам Кристоф считает своего персонажа фигурой фарсовой. Кадр из фильма

Бурт Хэнсон из «Несносных боссов-2» (второй справа) - миллиардер, плейбой и спортсмен, но сам Кристоф считает своего персонажа фигурой фарсовой. Кадр из фильма

«Мой друг Квентин обойдется без меня»

- Тарантино приступил к работе над картиной «Отвратительная восьмерка» - перепев, конечно, «Великолепной семерки». Какую роль вы там будете играть?

- А я там не играю.

- Не играете?! Вы что, поругались?

- Нет, мы в прекрасных, замечательных отношениях. Я, по мере возможностей, хожу к нему в гости. Это началось, когда он писал сценарий «Джанго» и обкатывал на мне ситуации и характеры, и сейчас мы тоже все время что-то обсуждаем. Смотрим старые фильмы: у него одна из лучших частных синематек в мире, разговариваем о жизни, делимся свежими впечатлениями. Мы - друзья, но в его новом проекте для меня места нет. Я хочу работать, когда во мне есть нужда, когда Кристоф Вальц тот, без кого обойтись ну никак нельзя. А в «Восьмерке» - можно и нужно. Это мы уже давно с Квентином обсудили и решили.

- Кому без вас сейчас не обойтись?

- Тиму Бертону.

- Будете играть у него вампира?

- Нет, на этот раз Бертон отошел от любимой темы мертвецов и привидений. Он пригласил меня на роль самого вполне себе живого негодяя-плагиатора. В картине «Большие глаза» я играю Уолтера Кина, который выдавал картины своей жены Маргарет за свои. Время было тяжелое - середина 50-х, женщины в искусстве не приветствовались, и картины Маргарет не имели успеха, до тех пор пока Уолтер не объявил их своими. Все было бы ничего, но Маргарет надоело наблюдать, как ее муж светится на экранах телевизоров, а она должна тихо пахать в подвале и не подавать голоса. На бракоразводном процессе разразился скандал, но Маргарет выиграла и стала известной личностью.

- И как вам работалось с Бертоном? Он ведь весьма оригинальная личность: вечно мрачен, загадочен...

- Он - творец, и этим все сказано! Он выстраивает вокруг актеров интереснейший мир, и я говорю не просто о мире сценария, но и о мире съемок, где все дышит тайной. Он свел меня с Эми Адамс - с ней я никогда не работал, - и уже через двадцать минут я почувствовал, как между нами протянулись паутинные нити и что мне с ней работать интересно.

Ради роли компьютерного гения в «Теореме Зеро» Вальцу пришлось побриться наголо. Кадр из фильма

Ради роли компьютерного гения в «Теореме Зеро» Вальцу пришлось побриться наголо. Кадр из фильма

Штраус, Бетховен и Тарзан

- Сейчас среди актеров принято признаваться в бурной любви к жанру экшен и особенно к фильмам о супергероях. В них находят чуть ли не шекспировские страсти...

- Я не буду оригинальным. До недавнего времени я тоже смотрел на подобные произведения свысока - до тех пор, пока Тарантино не усадил меня перед телевизором, не запустил «Кинг-Конг» и не объяснил, как его нужно смотреть. Шаг за шагом, порой с трудом, я стал постигать прелесть этого совершенно отдельного жанра, который нужно судить по его законам. Поэтому, когда меня пригласили сниматься в «Тарзане» в роли главного негодяя, то я принял это предложение с энтузиазмом. Это как с музыкой: начни свой путь с Бетховена, и ты ничего не поймешь, а начни с чего-то простого и подойди, уже подготовленным, к Бетховену - восхитишься.

Ганс Ланда из «Бесславных ублюдков»  (в кадре с Леа Сейду) - самый обаятельный киноэсэсовец! Конечно, после Штирлица. Кадр из фильма

Ганс Ланда из «Бесславных ублюдков» (в кадре с Леа Сейду) - самый обаятельный киноэсэсовец! Конечно, после Штирлица. Кадр из фильма

- Года два назад вы сказали, что сами бы хотели поставить фильм.

- Я и сейчас хочу (улыбается).

- Но вместо того вы поставили оперу...

- Опера у меня в крови, я же из Вены. С самых ранних лет я был погружен в мир музыки. Уверен, что в кино музыка не менее могучий инструмент, чем актерская игра.

Злодей Чуднофски («Зеленый Шершень») одним выстрелом убивал минимум двух зайцев. Кадр из фильма

Злодей Чуднофски («Зеленый Шершень») одним выстрелом убивал минимум двух зайцев. Кадр из фильма

- И в комедии тоже?

- Конечно! Самые первые кинокартины были комедиями, и они - немые! - шли под музыку, которая помогала зрителям понимать, что делается на экране. В общем, с музыкой я сросся: даже уехав из Вены и живя в Лос-Анджелесе, стараюсь не пропустить ни одной оперной премьеры. Поэтому, когда бельгийская Опера предложила мне мне поставить «Кавалер Роз» Рихарда Штрауса - с тем, что этот спекталь будет привезен в Лондон, - я согласился. А учитывая, что мои бабушка и дедушка дружили и со Штраусом, и с автором либретто фон Хофмансталем, то я не просто согласился, а согласился немедленно. Очевидно, моя работа пришлась им по вкусу, так как мне предложено поставить «Фальстафа».

- По театру не скучаете? Вы же изначально - театральный артист...

- ...который наигрался в театре на долгие годы вперед! Театр от меня не оторвать, он внутри, все, что во мне стоящего в смысле профессии, - от театра. Но сейчас я решил сосредоточиться на кино.

«Несносные боссы-2» В кинотеатрах с 27 октября

f8 В «Джанго освобожденном» сыграли Лео ДиКаприо (слева), Сэмюэль Джексон и Джейми Фокс (крайний справа), но «Оскар» достался лишь Вальцу (в центре). Кадр из фильма

f8 В «Джанго освобожденном» сыграли Лео ДиКаприо (слева), Сэмюэль Джексон и Джейми Фокс (крайний справа), но «Оскар» достался лишь Вальцу (в центре). Кадр из фильма

Личное дело

Кристоф ВАЛЬЦ родился 4 октября 1956 года в Вене (Австрия) в артистической семье - его дедушка и бабушка были актерами, мать и отец также работали в театре. Кристоф начинал свою карьеру как театральный актер, позже стал сниматься в сериалах, преимущественно немецких и австрийских, а в 2000 году даже попробовал себя в телережиссуре. Известность Вальцу принес фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» (2009), в котором он сыграл полковника СС Ганса Ланду и получил за эту работу «Оскар» и «Золотой глобус». Теми же наградами он был отмечен три года спустя за роль в «Джанго освобожденном». Вальц женат на немке Юдит Хольсте, также работающей в киноиндустрии (Юдит - художник по костюмам). Пара воспитывает дочь, также у Кристофа трое взрослых детей (две дочери и сын) от первого брака.

5 лучших фильмов Кристофа ВАЛЬЦА:

- «Бесславные ублюдки» (2009)

- «Зеленый Шершень» (2011)

- «Воды слонам!» (2011)

- «Джанго освобожденный» (2012)

- «Теорема Зеро» (2013)