Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Политика9 декабря 2014 13:45

Доктор Лиза - «Комсомольской правде»: Самое трудное - не вывозить детей с войны, а оставлять их там

Глава российского благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка во вторник вновь приехала в Донецк, чтобы вывести 12 тяжелобольных детей в Москву на лечение [обновляется, видео]
Доктор Лиза - «Комсомольской правде»:  Самое трудное — не вывозить детей с войны, а оставлять их там

Доктор Лиза - «Комсомольской правде»: Самое трудное — не вывозить детей с войны, а оставлять их там

Фото: РИА Новости

«Малыши, которых мы вывозили, возвращаются»

- Как доехали? – встретили мы рано утром Доктора Лизу.

- Спасибо, без приключений. Из Москвы поездом до Константиновки (эта территория сейчас контролируется Украиной. – прим. Ред.), а потом уже на микроавтобусе сюда. Собираемся уложиться за сутки, потому что через день, как мне сказали, железнодорожное сообщение будет закрыто. Да, вывозить будем также по этому маршруту, по-другому, к сожалению, никак. С документами проблем не должно быть: дети все едут с мамами, все справки есть. Те, у кого убиты родители – с бабушками. Здесь будет несколько разговоров с докторами, посмотрим выписки...

- А что за дети?

- Это несколько новорожденных детей с тяжелыми пороками сердца. Нет здесь, к сожалению, детского кардиохирурга. Остальные дети – с тяжелыми заболеваниями, которые требуют переназначения им лекарственных препаратов. Для этого они и поедут в Москву. Их будет 12. Должно было быть 13, но один младенец с пороком сердца умер накануне нашего приезда…

- Насколько сложен процесс вывоза детей?

- Это длительная подготовка и переговоры. Трехсторонние переговоры, с участием, в том числе, представителей Украины. Три стороны переговаривающиеся прекрасно знают, что и в Харьков ездят дети, и в Киев, большинство же детей по понятным причинам ездят в Москву. С радостью могу сказать, что есть постановление российского правительства, по которому дети лечатся и получают любую помощь бесплатно, включая высокотехнологичную.

- А какова судьба тех, кого вы раньше вывозили?

- Почти все дети (а мы вывезли в Россию уже 36 человек) вернулись обратно. Кроме четырех. Один мальчик в крайне тяжелом состоянии, к сожалению. Еще трое приняли статус беженцев, их дома разрушены.

2007 год. Елизавета Глинка оказывает бесплатную медицинскую помощь бездомным у Павелецкого вокзала Москвы.

2007 год. Елизавета Глинка оказывает бесплатную медицинскую помощь бездомным у Павелецкого вокзала Москвы.

Фото: РИА Новости

- Заявок много?

- Полно! И звонят, и пишут. Конечно, я всех приму, выслушаю, но… Все говорят, что трудно вывезти, но самое трудное, на самом деле – это отказать. Их же много, вы же видите, что в городе много детей, вы слышите, как здесь бомбят. Самое трудное – это выбирать и сказать, что в силу разных причин не могу взять вашего ребенка…

«Ребята в поезде играют в то, что видят – в войну...»

- Столько организаций благотворительных, а взялись за это лишь вы. Почему?

- Не только я. Вывозят добровольцы из Киева и Харькова. Здесь важно не нарушать право выбора на лечение: хочет мама лечить ребенка в Харькове – пожалуйста, хотят в Москву – мы занимаемся. Почему занялись? Я же не с военными общаюсь, а с врачами. Пришли от них обращения: некоторым детям нужна срочная госпитализация в хороших клиниках...

- Помню, летом, когда «Комсомолка» помогала 8-месячному Жене Езекяну из Славянска выехать вместе с мамой в Россию, на нас киевские блогеры обрушились: «Зачем в Россию? Вы его хотите украсть!»

- Мы тоже, к сожалением, с этим сталкиваемся. Ужасные вещи говорят: «Зачем их вывозить, если они вырастут и пойдут убивать?» (это про маленьких больных детей так говорят). И «Зачем вывозить их вообще? Давайте их там заблокируем, зачистим эту землю». Таких комментаторов немного, но они есть. Страшные вещи читаем: «Чтоб в вас снаряд прилетел», «Все русские – докторы Менгеле, ставящие опыты на донецких детях»… Просто кошмар.

- Сами дети что рассказывают об этой войне? Кого обвиняют?

- Нет, они толком еще не понимают, кто виноват. Говорят: «У нас война, в нас стреляют плохие дядьки»... У нас не всегда с собой достаточное количество игрушек, чтобы раздать детям в поезде (ехать-то 16 часов), и вот они подходят к моему охраннику Коле, и просят вырезать из бумаги пистолеты, автоматы и … наручники. Дети играют в то, что они видят - в войну. Потряс меня случай: подъезжали к Москве, и один мальчик, стоя у окошечка, спросил: «Куда мы приехали?» Говорю: «В Москву». А он в ответ: «Хороший город. Есть, где спрятаться…». Мы выходим с Колей и плачем просто от такого… Было и такое: нас в Москве встречают сотрудники МЧС в форме, чтоб помочь детишек перевезти. А дети, которых мы вывозили три недели назад, вцепились в поручни, в нас, и сильно испугались. «За нами пришли», - говорят, и отказались к ним идти. Так и не получилось их уговорить. В итоге пришлось попросить людей в форме отойти, чтоб мы на руках сами детей вынесли. Ребята, пережившие здесь все ужасы войны, боятся человека в любой форме. Был эпизод, когда на украинском блокпосту нас остановили и попросили меня с охранником выйти из машины. И 10-летняя девочка сказала: «Сейчас застрелят». Вот откуда она это знает?.. Но все закончилось хорошо. Бывали у нас и случаи неприятные, но они настолько редкие, что говорить о них не стоит... Вот вчера пересекали границу, удивительное было отношение к нам со всех сторон. Больше того: российские пограничники потом вернулись и спросили: когда мы едем обратно, и какая нужна будет помощь? Предложили и молоко, и памперсы. Украинские тоже совершенно спокойно отнеслись, один даже поблагодарил за то, что мы делаем. И это уже не первый раз.

- Как, вы местную медицину в Донецке оцениваете? В чем тут нуждаются?

- Медики в Донецке очень стараются. Те, кто остался здесь – настоящие герои. А нуждаются буквально во всем: от прививок до сывороток. Вот в одну из больниц меня попросили привезти шовный материал и продовольственные наборы, гуманитарка выручает…

«Много проклятий пишут даже из США»

- Вас за то, что вы в одном из интервью сказали, что не видели здесь, в Донбассе, российских военных, украинские блогеры и московский «креативный класс» настоящей травле подвергли…

- Да... До сих пор продолжается… Я не знаю, зачем они это делают… Они, похоже, не понимают, что мешают нашей работе. Прицепившись к этой фразе, они покалечили все, что мы с июня выстраивали. Как будто говорить больше не о чем… Еще обвиняют, что только в Россию вывожу. Почему они забывают, что я передавала детей и в Харьков (так их мамы решили?) Откуда столько ненависти у этих блогеров? Некоторые желают в грубой форме, чтобы мне закрыли въезд на Украину. Ну и кому от этого станет лучше?.. Очень много проклятий пишут даже из США. Эти люди – настолько далекие отсюда, которые ничего не видели, почему они это пишут? Они не знают, в каких условиях находятся эти матери несчастные, что такое разделение семей, когда я говорю: двоих могу взять, а других членов семьи – нет. Ну, куда я их возьму, ну, куда?.. И ведь не только блогеры это делают, есть и интеллигенция, хуже всего – есть такого рода журналисты.

Август 2014 года. Глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка у вагона поезда "Донецк-Москва" на платформе на Курском вокзале.

Август 2014 года. Глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка у вагона поезда "Донецк-Москва" на платформе на Курском вокзале.

Фото: РИА Новости

- Еще о «блогерах». Они почему-то всегда во всех сферах разбираются. Рассуждают о Донбассе, хотя сами ни разу здесь не были. И постоянно живут претензиями…

- … Да, они всегда знают, что мне делать. Но забывают, что мы частный фонд и мы имеем право выбирать, где работать, и как работать…

- … и вот они предъявляют: почему чужим детям помогаете, когда у своих тоже проблемы есть?

- Это неправда. И потом - мы не разделяем детей на своих и чужих. И здесь я такого разделения тоже не видела…

АКЦИЯ "КП": ПОДАРИМ СКАЗКУ НА НОВЫЙ ГОД ДЕТЯМ ДОНБАССА!

Каждый из вас может вместе с «Комсомольской правдой» помочь детям Донбасса встретить Новый год настоящим праздником! Редакция «КП» организует гуманитарный конвой для воспитанников Шахтерского детского дома-интерната, а также детей беженцев, проживающих в профилактории Харцызского трубного завода. Всех, кто хочет помочь, просим переводить деньги по следующим реквизитам:

Название организации - получателя плтежа: Центр «Ноосфера»

ИНН получателя платежа: 7714402406

КПП получателя платежа: 771401001

Банк: Московский филиал ОАО АКБ «РОСБАНК» г. Москва

Расчетный счет: 40703810687120000002

Коррсчет: 30101810000000000272

БИК: 044583272

Назначение платежа: Помощь детям Донбасса

Принимаются только рубли

Если соберем много помощи, то поможем детям Донбасса, выживающим в условиях войны и под обстрелами, не только в этих учреждениях.

Деньги проще всего перевести из своего «Личного кабинета», если вы пользуетесь интернет-банкингом. Также можно распечатать квитанцию с нашего сайта и внести наличные в любом отделении Сбербанка.

Распечатать квитанцию

Мы обязательно отчитаемся - сколько денег поступило, и что мы на них купили. И, конечно же, напишем о том, как были доставлены подарки и как восприняли их ребята. Подарим сказку на Новый год детям Донбасса!

Мы вместе!

О детях, которым мы хотим помочь, читайте в материалах:

«Мы не беженцы, нас прогнали»

Профилакторий Харцызского трубного завода стал единственным домом для 126 жителей Донецкой и Луганской областей. Большинству из них просто некуда возвращаться: их хаты сгорели, разрушены или находятся в зоне боевых действий. Питаются – чем Бог и добрые люди пошлют. Без этой помощи им не выжить (читайте далее)

Дети звонят каждый день: «Директор, забери нас к себе обратно!»

С директором Шахтерского детского дома-интерната Натальей Ненашевой мы идем по пустым коридорам ее заведения, и даже как-то не верится, что когда-то здесь жили 240 мальчиков - инвалидов с детства. Стены увешаны фотографиями довольных детей: купаются в море, загорают, что-то сосредоточенно лепят и вышивают, танцуют… Счастливые лица из довоенной жизни. Сегодня здесь обитают лишь двадцать воспитанников (читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Плохо им, помочь нужно…»

… Люди, собравшиеся в обед у Макеевского областного театра юного зрителя, встречают «газели» и удивляются, разглядывая ценники. Три литра молока, например, обойдутся покупателю в 10,5 гривен (около 30 рублей), в то время как в магазине за этот же объем попросят не менее 30 гривен. И так – на все предоставленные на ярмарке продукты. Хлеб по 2.30 за буханку (обычно – 7-8 гривен), капуста по 1.30 (в магазине – 4 минимум), картошка по 1.50, морковь по 1.40, творожная масса с курагой по 15… В условиях, когда каждая гривна на счету, это действительно большая помощь. Денежные заначки-то у многих дончан есть, но люди опасаются их тратить (неизвестно, будет ли у них завтра работа и зарплата), и привыкают экономить на всем. Особенно страдают пенсионеры, социальные пособия которых цинично украли киевские власти (читайте далее)