Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды12 декабря 2014 22:00

Кристиан Бэйл: Быть мегазвездой - это отвратительно!

Оскароносный актер в эксклюзивном интервью журналу «Телепрограмма» объяснил, почему его считают скандалистом, и раскрыл причины своего отказа от роли Стива Джобса
Юлия РИНЧ

Когда в 2011 году Кристиан Бэйл взял «Оскар» за роль в картине «Боец», был он известен в киноиндустрии не только своим актерским талантом, но и весьма скандальным характером. Прошло всего три года, и Бэйл стал солидным, вполне доброжелательным и относительно сдержанным. Впрочем, определение «сдержанный» не относится к его экспериментам в творчестве. Сначала он играет главную роль в мегапроектах Криса Нолана «Бэтмен: Начало» и «Темный рыцарь», потом набирает двадцать с лишним килограммов для роли нью-йоркского афериста Ирвинга Розенфельда в «Афере по-американски». А затем, даже не отдышавшись, приступает к съемкам в новом фильме Ридли Скотта «Исход: Цари и боги», где играет великого еврейского пророка Моисея. В первый день нового года эта картина выходит в российский прокат.

Фото: Action press/East News

Фото: Action press/East News

- Кристиан, что, по-вашему, общего у трех последних героев?

- Вы наверняка думаете, что я вытаращу глаза и начну возмущаться: мол, как их можно сравнивать? Ничего подобного, отвечу сразу: все трое - талантливые манипуляторы. Брюс Уэйн подталкивает окружающих чуть ли не к гибели, Розенфельд на манипулировании вообще построил свою жизнь, а Моисей, прикрываясь именем Бога, управлял и своими соотечественниками, и египтянами.

- Не боитесь, что верующие вас не похвалят за такую вольную интерпретацию образа одного из главных героев Библии?

- Во-первых, я - художник, и мое собственное понимание правильности или неправильности интерпретации для меня - самое важное. Так что пусть не беспокоятся, я их порицание близко к сердцу не приму. Во-вторых, а почему, собственно, они должны обозлиться? Я - скептик, а не циник, ко всем религиям отношусь с уважением, хотя и отстраненным. Я считаю, что религия приносит в мир немало добра, управляя поступками тех, кто сам свое поведение осмыслить не может.

Редкий пассажир в аэропорту узнал бы  в этой троице известного актера и его семью (с женой Сандрой и дочерью Эммелин).

Редкий пассажир в аэропорту узнал бы в этой троице известного актера и его семью (с женой Сандрой и дочерью Эммелин).

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

- А вы можете?

- Думаю, да. Я - человек, хотя и эмоциональный, но способный к рассуждениям, а значит - и к анализу собственных поступков. Для тех же, кто не хочет себя таким анализом утруждать, религия очень хороший помощник. Уверен, человек имеет право на интерпретацию той или иной священной книги. Ветхий Завет, по-моему, чересчур серьезен, даже мрачен. Я внимательно прочел его и не нашел ни одного прославления доброты: одни кары, одна суровость. Мой Моисей - дитя своего времени. Он, несмотря на то, что родился в семье раба, был воспитан при дворе как приемный сын фараона. Естественно, Моисей ведет себя, как подобает принцу: он высокомерен, жесток и нетерпим. Но все эти недостатки уходят в тень, потому что он ведет свой народ к свободе.

В январе Кристиан и Сандра отметят 15-летие их брака. Фото: Valerie GOODLOE/PictureGroup/EAST NEWS

В январе Кристиан и Сандра отметят 15-летие их брака. Фото: Valerie GOODLOE/PictureGroup/EAST NEWS

- Вы всегда копаете образ так глубоко?

- Нет, не всегда. Играя цесаревича Алексея Николаевича (в телефильме «Анастасия: Загадка Анны». - Ред.), я просто делал то, что скажут. Правда, меня извиняет то, что мне тогда было всего девять лет (смеется). Ну а потом уже, взрослея вместе со своими героями, научился и копать, и закапывать - все что нужно для конкретной работы.

- Научился сам или научили?

- Трудно сказать, я ведь актер-практик. В юности очень хотел поступить в театральную школу, чтобы меня научили, как играть не просто хорошо, но и грамотно. Мой ныне покойный отец, однако, тогда воспротивился этому намерению. «Парень, у тебя фильмы идут друг за другом, ты не успеваешь отработать в одном, как тебя уже зовут в следующий, - сказал он мне. - Это значит, что у тебя природная склонность к актерской игре и эта игра нравится людям. В театральной школе эту склонность случайно могут поломать, начнут учить тебя чему-то, что для твоей натуры неестественно. А во-вторых, пока ты учишься, тебя запросто могут забыть - и ты вылетишь из обоймы. Так что перестань гоняться за глупостями и отправляйся работать». Мой отец был сильной личностью. И поскольку я выхожу на площадку не с грамотным, а, скажем так, с естественным подходом, то режиссеры для меня - учителя, и каждый преподает свой предмет. Теренс Малик и Стивен Спилберг показали мне сложную прелесть мира, в котором мы живем. Дэвид Рассел преподал урок мягкого юмора, который всегда присутствует в самых тяжелых ситуациях. Крис Нолан преподает умную фантазию: у него каждая самая лихая сцена основана на безупречной логике. У Ридли Скотта другой конек: он в самых жутких приключениях и в самых великих исторических событиях прежде всего видит человека, его естественные слабости и силу. Я благодарен каждому из них и вообще всем режиссерам, у которых я работал. Так и передайте: Кристиан Бэйл очень уважает режиссеров! (Улыбается.)

В фильме «Исход: Цари  и боги» Бэйл играет пророка Моисея. Кстати, картина снята всего за 74 дня! Кадр из фильма

В фильме «Исход: Цари и боги» Бэйл играет пророка Моисея. Кстати, картина снята всего за 74 дня! Кадр из фильма

«Я по натуре - одинокий волк»

- Не думаете тоже податься в режиссуру?

- Уже несколько режиссеров советовали мне подумать над этим. А все потому, что я задаю им такие вопросы, которые обычно режиссеры адресуют актерам, а не наоборот. Но моя проблема в том, что я по натуре - одинокий волк, а режиссура требует работы в команде и с командой. Что-то я пока сомневаюсь, что у меня получится. Ограничусь хотя бы на время актерской профессией.

- Одиночество волка, возможно, обусловлено непростым характером? Писали, что вы едва не сорвали съемки новой версии «Терминатора», учинив на площадке форменную истерику.

- Да, а о том, почему это случилось, не писали? Актеру нужна тишина для концентрации, для вхождения в образ. Поддержание такой тишины - знак элементарного уважения к артисту. А на этих съемках царил беспорядок, вокруг меня сновали какие-то непонятные люди, мешая сосредоточиться, главный оператор вдруг зачем-то полез на площадку. Я раз попросил, второй, а потом не выдержал. Истерика была не у меня, а у тех, кто отвечал за организацию: они даже грозились в страховую компанию написать, что прекращают работу из-за капризов артиста. Потом все рассосалось, картина принесла 400 млн. долларов, и я смог работать над другими ролями без тяжелого осадка (улыбается).

Во время съемок сцены допроса Хит Леджер (Джокер) просил Бэйла (Бэтмен) бить его  в полную силу. Кадр из фильма

Во время съемок сцены допроса Хит Леджер (Джокер) просил Бэйла (Бэтмен) бить его в полную силу. Кадр из фильма

- Какого типа роли вам больше всего по душе?

- Я не люблю работать в стерильных картинах, где все мягко, неторопливо, вежливо. Это зависит только от актерского естества, никоим образом не хочу унизить такие фильмы. Просто мне нравятся такие роли, в которых заключен риск. Такие, которые впрыскивают в кровь ядреную дозу адреналина.

Фильм Владимира Грамматикова «Мио, мой Мио» стал дебютом Бэйла (в центре) в большом кино. Кадр из фильма

Фильм Владимира Грамматикова «Мио, мой Мио» стал дебютом Бэйла (в центре) в большом кино. Кадр из фильма

- Вы имеете в виду риск по сценарию или риск на съемках?

- Это взаимосвязано! Если по сценарию тебе нужно перепрыгнуть через пропасть, то отсидеться в кресле тебе не удастся - какой бы высокотехнологичной съемка ни была. Играя с Томом Харди в «Темном рыцаре: Возрождение легенды» сцену битвы Бэтмена и Бейна, мы, конечно же, имитировали удары, но пару раз к моей физиономии он все же приложился, ну а я - к его. Поэтому и работу в «Американском психопате» я вспоминаю с удовольствием, потому что она швыряла мои эмоции из угла в угол. Домой я возвращался абсолютно измордованный, но крайне удовлетворенный. Кроме того, для меня важно, чтобы характер был неплоским, чтобы не было такого: этот - хороший человек, а этот - плохой. Личность Дика Экклунда, которого я сыграл в «Бойце», плохо укладывается в привычные рамки. Он и самоотверженный тренер, приведший своего брата к победе, он и опустившийся наркоман, он и благородный заступник, он и шантажист. Естественно, что я отдался этой роли со всем энтузиазмом, потому работать над ней было чрезвычайно интересно.

Для картины «Машинист» актер похудел на 30 кг. Кадр из фильма

Для картины «Машинист» актер похудел на 30 кг. Кадр из фильма

«Я жаден до работы»

- Почему вы отвергли предложение сыграть основателя Apple Стива Джобса - он ведь один из интереснейших людей своего времени?

- Я посчитал, что наши личности слишком несхожи. Играть Джобса стало бы насилием над самим собой. И зритель получил бы абсолютно неверное представление о Джобсе. Я не хотел искажать его образ.

- Вы все чаще стали сниматься в картинах, основанных на комиксах. Чем они вас привлекают?

- Такие фильмы по своей природе не могут быть аморфными, они - сгусток энергии. И в этом сгустке мне очень комфортно, потому что соответствуют и моей натуре, и моей фантазии. Кроме того, съемки подобных картин сами по себе - зрелище захватывающее: и своей красочностью, и масштабом, и концентрацией усилий. Снять мегахит - тяжелейшее, но очень благодарное дело.

А для «Аферы по-американски» набрал двадцать с небольшим килограммов. Кадр из фильма

А для «Аферы по-американски» набрал двадцать с небольшим килограммов. Кадр из фильма

- Мегахиты сделали вас мегазвездой. Как вам в этом состоянии?

- Отвратительно! Я эти ярлыки терпеть не могу: «звезда», «суперзвезда», «мегазвезда». Я не люблю быть в центре внимания. Нет, неправду говорю: я обожаю быть в центре внимания, но только на съемочной площадке - моя жадность к работе до сих пор неистребима. Кстати, ходившие одно время слухи о моем паршивом характере появились исключительно из-за моей требовательности. А вне работы я предпочитаю вести тихую закрытую жизнь.

В обычной же жизни он выглядит так, как на съемках «Американского психопата». Кадр из фильма

В обычной же жизни он выглядит так, как на съемках «Американского психопата». Кадр из фильма

5 лучших фильмов

Кристиана Бэйла:

- «Американский психопат» (2000)

- «Бэтмен: Начало» (2005)

- «Темный рыцарь» (2008)

- «Боец» (2010)

- «Афера по-американски» (2013)

Личное дело

Кристиан Чарльз Филип Бэйл родился 30 января 1974 года в графстве Пембрукшир на западе Уэльса (Великбритания) в семье пилота гражданской авиации и артистки цирка. В детстве с семьей жил в Великобритании, Португалии и США. Актерскую карьеру начал в 9 лет, снявшись в рекламном ролике для британского ТВ. В 10 лет дебютирует в театре - в спектакле «Ботаник» его партнером стал известный комик Роуэн Аткинсон. В большом кино впервые снялся в 1987 году - в совместном советско-скандинавском фильме «Мио, мой Мио», поставленном Владимиром Грамматиковым по сказке Астрид Линдгрен. Широкая известность приходит к нему в 1987 года после выхода драмы Стивена Спилберга «Империя солнца». Получив награду Национального совета кинокритиков США за лучшую роль, сыгранную юным актером, он на два года уходит из кино. Следующей его работой стала картина Кеннета Браны «Генрих V». Обладатель двух «Оскаров» и двух «Золотых глобусов» за роли в фильмах «Боец» и «Афера по-американски». Жена - Сандра «Сиби» Блажич, дочь - Эммелин (родилась 27 марта 2005 года).

«Исход: Цари и боги», в кинотеатрах с 1 января