Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Звезды25 декабря 2014 22:00

Михаил Боярский: Я все время в шляпе, потому что тюбетейка мне не идет

26 декабря главному усачу и мушкетеру страны - 65 лет
Авторы (3):
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Ирина БАРЫШЕВА
Михаилу Боярскому - 65!

Михаилу Боярскому - 65!

Фото: RUSSIAN LOOK

Накануне юбилея «Комсомолка» позвонила Михаилу Боярскому и членам его семьи.

«Скоро спою в «Голосе»

- Михаил Сергеевич, с наступающим! Нетипичный вы пенсионер, постоянно в движении. Какие сейчас есть проекты?

- Собираюсь принять участие в шоу «Голос», буду петь дуэтом с одним из конкурсантов как приглашенный гость. Выступаю с концертами, у меня своя группа.

- Многие задаются вопросом: почему вы все время в шляпе?

- Потому что тюбетейка мне не идет! А если серьезно, то она, собственно, пришла ко мне от зрителей. Я очень часто появлялся в картинах во всевозможных шляпах - треуголках, с перьями, без перьев... И когда во время концерта я пытался спеть романтические песни из этих фильмов, то какая-то атрибутика, киношная деталь всегда была мне нужна. Со шпагой неудобно гитару держать, в перчатках неудобно на ней играть, плащ тоже не всегда к месту, а вот шляпа оказалась самой уместной. Я несколько раз выступал в шляпе с песнями из фильмов «Три мушкетера», «Собака на сене», «Сезар де Базан». Когда я как-то появился без нее, начали спрашивать: почему без шляпы? Я надел - стали интересоваться: почему в шляпе? Поскольку вопросов «почему в шляпе?» было меньше, я решил ее оставить. Хотя, естественно, дома, в театре и в храме я ее снимаю.

А мы все-таки представили, как выглядел бы артист в тюбетейке. И, между прочим, неплохо! Пора-пора-порадовал!!!

А мы все-таки представили, как выглядел бы артист в тюбетейке. И, между прочим, неплохо! Пора-пора-порадовал!!!

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

- Часто посещаете храм?

- Я всегда верил в Бога. Мой дед - архиерей, поэтому вся семья была очень набожна. Он служил в церкви, его расстреляли в 37-м. Бабушка преподавала французский, английский и немецкий языки в духовной семинарии. Если бы не революция, не война, мой отец, возможно, тоже был бы служителем церкви. Меня водили за руку в церковь, я стоял службы, причащался, молился. Это было просто нормой воспитания. Вот с крестиком в школу мне уже не рекомендовали ходить. Поэтому я надевал его только на экзамены.

«Д`Артаньяна должен был играть Высоцкий»

- Правда ли, что в фильм «Д`Артаньян и три мушкетера» вас приглашали совсем на другую роль?

- Да, сначала меня приглашали на роль Рошфора, потом на роль Арамиса или Атоса, а в конечном итоге я приехал на пробы д`Артаньяна. Хотя вначале, между прочим, у нашего режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича была идея снимать в главной роли Владимира Высоцкого. Высоцкий отказался, поэтому оказались нарушены все возрастные параметры, и режиссеру срочно пришлось подыскивать других артистов так, чтобы они подходили друг другу по возрасту. Вот я как раз и попал в тот момент, когда шел поиск. И оказался самым младшим.

Михаил Сергеевич почти никогда не снимается с непокрытой головой. В «Шерлоке Холмсе» он в котелке... Фото: кадр из фильма.

Михаил Сергеевич почти никогда не снимается с непокрытой головой. В «Шерлоке Холмсе» он в котелке... Фото: кадр из фильма.

Во время съемок «Мушкетеров» мы вели себя как хотели, были очень любвеобильными, много пили, гуляли, шутили. Все вместе, вчетвером, были большой разрушительной силой. Нашлось много друзей, были случаи, когда мы заходили в какую-нибудь забегаловку, и нас поили-кормили бесплатно. Разные были случаи. Однажды мы с Валей Смирнитским встретились в Берлине и ночью брали Рейхстаг.

- Взяли?

- Еще бы немножко - и взяли. Но тут как раз подоспела полиция и взяли нас.

- Вы сыграли в кино и в театре множество ролей. А какую роль вам чаще всего приходилось играть в жизни?

- Я - как хирург, который, уйдя от операционного стола, с собой скальпель не таскает и на улице никого не режет. Закончив работу в театре, кино или на ТВ, остаюсь самим собой.

«Люблю людей с недостатками»

- Кого бы вы еще хотели сыграть?

- Мне все равно - кого. Главное, с кем и у кого. Важны партнеры. Я могу что угодно сыграть с Алисой Бруновной Фрейндлих, с Нееловой, с Купченко... И наоборот, с артистом, который мне неинтересен, мне скучно.

...в «Красной Шапочке» - в короне... Фото: кадр из фильма.

...в «Красной Шапочке» - в короне... Фото: кадр из фильма.

- А какие люди вам интересны?

- Я больше люблю людей с недостатками. Они по крайней мере более открытые и интересные.

- У вас самого много недостатков?

- Я из них соткан! Я себя терпеть не могу, потому что если есть на свете самый серьезный враг, то это я сам. Мне очень трудно находиться наедине с собой. Я люблю, когда рядом со мной люди, которые отвлекают меня от самого себя, потому что я мерзопакостный, дотошный, копающийся в себе, ничем не удовлетворенный человек. Мне кажется, что я очень комплексующий человек. По всем вопросам. Полагаю, моя профессия для того и создана, чтобы обманывать людей, - что я благополучен, здоров, как бык, состоятелен. Если я буду киснуть перед камерой и на сцене, то вряд ли это то, что нужно зрителю. Не стоит копаться в том, как тяжело артисту, что у него болит, какие у него проблемы... Важен результат, который видит публика.

Умеренный битломан

- Как у вас складываются отношения с вашими поклонниками и поклонницами?

- Поклонниц я обожаю. А поклонников у меня практически нет.

- А у вас самого есть кумиры?

- Евстигнеев, Высоцкий, Луспекаев, Миронов, Ефремов... Кроме того, я битломан. У нас в Питере есть такой городской сумасшедший, который хочет улицу Марата переименовать в улицу Джона Леннона и построить там храм его имени. Я сам битломан, и прекрасно понимаю, почему это происходит. Я и в Ливерпуле был, и в музее «Битлз» - там меня обокрали. Но я думаю, что такая вот ярая причастность к личности лишает человека индивидуальности. Я бы не мог быть только поклонником - мне хочется быть самим собой.

...а в мюзикле «Мама» у него пышный парик. Фото: кадр из фильма.

...а в мюзикле «Мама» у него пышный парик. Фото: кадр из фильма.

- Как вашей жене удается вот уже столько лет удерживать около себя такого мужчину, как вы?

- Это скорее не ее, а моя заслуга. Вернее, даже не заслуга, а мой комплекс, потому что я практически повторяю ту жизнь, которую прожили мои родители. Я не представляю себе смысла в замене одной женщины на другую. Тем более что создана семья. Я трус по натуре, боюсь что-либо менять, да и причин для этого не было. Прочел как-то восточную мудрость: «Мудрец ничего не должен делать. А если за дело взялся глупец, то пусть доведет его до конца». Вот я отношусь к глупцам: если я за что-то берусь, то довожу это до конца. Если бы был мудрым, я бы никогда не женился. А насчет «удерживать»... Мне кажется, мы так долго вместе, потому что никто никого никогда и не держал.

При всех наших ссорах, раздорах все очень нормально и правильно. Нам не скучно, мы часто ссоримся, часто миримся. Потом у нас профессия довольно-таки странная у обоих: нормальный человек в артисты не пойдет. Она мне нравится как женщина, наверное, я ее устраиваю как мужчина, что тоже немаловажно. Есть взаимное влечение.

ЗВОНОК СУПРУГЕ

Жена актера Лариса Луппиан: В день рождения мне придется отдуваться за Мишу

- Михаил Сергеевич у нас человек с непростым характером. Как я ни уговаривала его праздновать этот день рождения, он ни в какую! Даже на ресторан не смогла уговорить. И решил в день рождения оставить мне свой мобильный, так что мне предстоит за него отдуваться, - смеется супруга именинника, актриса Лариса Луппиан. - Поздравлений будет много, и придется их принимать мне и объяснять, что не празднуем.

Лариса Луппиан.

Лариса Луппиан.

Фото: RUSSIAN LOOK

Подарки у нас в семье всегда принято дарить. Дети в основном дарят технику, я - одежду, украшения. Миша человек практичный. Помню, в молодости подарила ему шнурки для ботинок и гуталин - это тогда был дефицит. Он очень смеялся. На 50-летие подарила ему золотой браслет, и он его с тех пор носит, не снимая. Сейчас он все больше любит домашние посиделки. Говорит, что семья для него - самое важное в жизни. Если нет семьи, значит, жизнь прожил зря. Хотя поклонницы порой осаждали безмерно. Но я человек терпеливый - и все принимала со спокойствием.

СЛОВО ДОЧЕРИ

Лиза Боярская: Шпагу папе точно не подарю!

- У нас такая давняя семейная традиция отмечать день рождения папы в полночь всем составом, - рассказала «КП» дочь Михаила Боярского Елизавета. - Папа 26 декабря будет на своем сольном концерте. А ночью мы соберемся всей семьей за праздничным столом - дома.

Мы на днях были в Москве - у меня гастроли в театре МХТ. И на это время мы с мужем (актером Максимом Матвеевым. - Ред.), сыном Андреем и бабушкой с дедушкой приехали в столицу. Пока репетирую и играю на сцене, они все остаются с Андрюшей. Родные всегда приезжают со мной. Папа души во внуке не чает, много занимается. Роль дедушки у него самая любимая.

- Придумали, что подарите отцу?

- Да, но это секрет. Раньше люди часто дарили папе шпаги. Их было много в нашем доме. Сейчас реже. Я шпагу точно не подарю!

Дочь Лиза продолжила актерскую династию Боярских.

Дочь Лиза продолжила актерскую династию Боярских.

Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА/ЭГ

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Плох валет, что не метит в тузы

Денис ГОРЕЛОВ

На экране Боярский был настолько невыносимо хорош, что мог реализоваться не иначе как в оперетте. Любую реалистическую постановку с его участием ждал привкус немого водевиля с беготней, переодеваниями и усатыми блудодеями. Какие-то инженеры («Комиссия по расследованию»). Какие-то таможенники («Таможня»). Зачем это, если ему на роду написано играть глазом, ронять платок и мурлыкать что-нибудь со смыслом за спиной незнакомых дам?

Оперетты на его век хватило. Советский проект в его золотые годы, с середины 70-х, почти целиком ушел в кафешантан, так что фильмография Боярского напоминает перечень костюмов к новогоднему маскараду. Поручик в «Сватовстве гусара». Д`Артаньян в д`Артаньяне и компании. Теодоро в «Собаке на сене». Волк в «Маме». Кот Матвей в «Новогодних приключениях Маши и Вити». Случайного дружка-обольстителя в «Старшем сыне» - и того звали Сильвой.

В разных временах и пространствах он гневался, рычал, хохотал, падал ниц, отчаивался и воскресал - давая волю индийским чувствам к удовольствию почтеннейшей публики. Целевая аудитория - женщины до и после сорока - млела и писала записочки. Основным эстетическим разногласием позднего социализма был конфликт полудеревенской аудитории, жаждавшей страстей наотмашь и Митхуна Чакроборти, с европеизированным стилем полутонов и приглушенных разговоров, востребованным университетскими центрами. Компромисс достигался в мюзикле, где несерьезность тона закладывалась изначально и душевные шторма не раздражали приверед.

Боярский развернулся вширь, как черный парус при попутном ветре. Пел, чуть гнусавя, озвучивал мультипликационных удальцов и фотографировался на настенные календари с гитарой (самое известное фото - в джинсовой куртке и черной водолазке средь вант бутафорской пиратской шхуны - угодило на ручные самопальные пакеты, где с другой стороны была Пугачева в красном, и было распродано в пугающих количествах). Стилизованный профиль наносился жирной черной краской на холщовые сумки - на том обогатились орды цеховиков, а в мульт-фильме «О, море в Гаграх!» о войне с пошлостью эскадрон усатых сумок скакал по улицам города-курорта под песню «Пора-пора-порадуемся».

Это уже полностью отвечало понятию «звезда» - а ведь в серьезном кино людей с внешностью Боярского обычно ссылают на роли приказчиков, игривых волокит и расшалившихся балтийских морячков (словом, в Панкратовы-Черные). Нечего ему было в серьезном кино делать.

Такие часто перегорают бенгальским огнем в молодости, а в летах молодятся, шалят, носят шейные платки и с деланой грустью соглашаются: да-да, я тот самый. Боярский, напротив, по достижении критического возраста выработал свод железных правил, которые обеспечат интерес и загадочность. Не появляться на людях без шляпы и не в черном. Иметь одну, но пламенную страсть - питерский «Зенит». Отстаивать права курильщиков (для профессионального певца - смело). Петь в клубах только за неприличные элвисовские гонорары. Отважиться на такое рискуют немногие импресарио - поэтому каждый концерт становится событием. На московскую гастроль-2008 в «Икре» с песнями сезона-86 «Рыжий конь», «Черный человек», «Вот и расстались», «Дрессировщик», «Зеленоглазое такси» собрались все, кто жил в 1986 году.

Тот год стал для него рубежным. До сего момента его отчество Михаил Сергеевич не волновало ровным счетом никого - а теперь стало предметом прибауток, дружеских подначек и капустниковых реприз. В тот же год он записал свой единственный «мелодиевский» гигант «Лунное кино» и выработал неукоснительный кодекс поведения джентльмена в годах.

Старый валет - это пошло, а ускользать от пошлости он научился с весьма ранних лет. Теперь играет короля - да, отставного, да, из карликовой банановой державы, да, родителя разбитной принцессы, сбежавшей из дворца, - но все равно Его Величество, при ком никто не посмеет сесть без разрешения. На передаче «Сто вопросов взрослому» он единственный из полутораста гостей позволил себе не расшаркиваться перед новым поколением, а честно сказал, что дети ему не понравились, потому что задают много глупых и предсказуемых вопросов.

Дети опешили. Так пионеры советского века робели недобитых дворян в родном ему городе на Неве.

А он ушел в свое дальнейшее монаршье изгнание - черный, неприступный и в «зенитовском» шарфе.

Знай наших.