Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
В мире11 февраля 2015 22:00

«Культурное оружие» американцев: Против СССР - Пастернак, против Кубы - хип-хоп

ЦРУ рассказало, как помогало «Доктору Живаго», а журналисты прознали, как сегодня США пытаются свергнуть братьев Кастро
«Люди-слепцы, пойдите и скажите капитану, что корабль быстро потонет!» - пели эти кубинские рэперы, подстрекая молодежь к антиправительственному бунту. Но в итоге потонули замыслы их американских кураторов. Фото: youtube.com

«Люди-слепцы, пойдите и скажите капитану, что корабль быстро потонет!» - пели эти кубинские рэперы, подстрекая молодежь к антиправительственному бунту. Но в итоге потонули замыслы их американских кураторов. Фото: youtube.com

КАК ЗАВЕРБОВАЛИ РЭПЕРОВ

«Ты знаешь, я не боюсь!»- чеканят в видеоролике парни из популярнейшего кубинского хип-хоп-дуэта Los Aldeanos (с испанского - «селяне») - смелые борцы с режимом Фиделя Кастро.

«Солидарность с кубинскими братьями! Ум и сердце каждого были бы другими, если бы ваши песни попали в эфир вместо нынешних отходов!» - восторгаются в комментариях поклонники из США и Латинской Америки.

Миллионы просмотров в YouTube, шесть альбомов, статьи в американской прессе и образ борцов с режимом - таким был имидж этих кубинских рэперов Алдо Роберто Родригеса Бакеро (Алдо) и Бьяна Оскара Родригеса Галы (Эль Би).

И тут так некстати - журналисты The Associated Press в ходе расследования выяснили, что певцов с 2009 года прикармливало американское агентство по международному развитию USAID. Раскручивала группу базировавшаяся в Вашингтоне компания Creative Associates International, где трудился, к примеру, сербский музыкальный промоутер Райко Божич. В свое время он организовывал студенческие концерты, направленные на свержение Слободана Милошевича. Теперь всплыло, что один из кубинских исполнителей отправился в Сербию в турне, где за счет США прошел курс политподготовки.

Вокруг Los Aldeanos должны были формироваться антиправительственные музыкальные коллективы, чтобы в соответствующем духе настроить молодежь. Помимо телепередач, клипов Creative Associates International, окучивавшая двести деятелей искусств с Острова свободы, отправляла их в Европу на концерты. Американским налогоплательщикам это обошлось в 1 миллион 200 тысяч долларов, но программа провалилась. Кубинские власти стали задерживать хип-хоп- активистов, конфисковывать их компьютеры и выходить на других втянутых в дело личностей. Многим пришлось покинуть Кубу, а музыкальные мероприятия теперь контролирует правительство.

«ДОКТОРА ЖИВАГО» РАСКРУТИЛО ЦРУ

Эта зима богата рассекреченными материалами о трудах американских спецслужб на художественной ниве. Так, ЦРУ обнародовало около сотни документов, подтверждающих роль ведомства в ажиотаже вокруг романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго».

«Доктор Живаго» должен быть опубликован максимальным тиражом, в максимальном количестве редакций для последующего активного обсуждения мировой общественностью, а также представлен к Нобелевской премии. Что касается изданий на других языках, они должны быть поддержаны крупнейшими общественными издателями», - отмечается в материалах американской спецслужбы. В других документах ЦРУ прописано, что авторы с активной творческой позицией, как Пастернак, будут способствовать разрушению железного занавеса.

«Пастернак не мог опубликовать роман в России, но передал рукопись некоторым людям. В конце 1957 года агенты MИ6 разузнали о том, что одна из копий находится в багаже человека, летевшего через Мальту: этот самолет был задержан на два часа, рукопись была тайно изъята из его чемодана, сфотографирована и затем возвращена на место», - рассказывает о просящейся на экраны шпионской истории британская газета «Таймс».

Два рулона фотопленки британские спецслужбы затем пересылают в штаб-квартиру ЦРУ. Прямо здесь роман печатают в мягкой обложке, а в твердом переплете он выходит в Нидерландах. Спешили издать его на русском языке к открытию Всемирной книжной ярмарки в Брюсселе 1958 года, чтобы раздать советским гражданам. А следом присудить автору Нобелевскую премию.

Параллельно с этими обнародованными данными в Центре Вудро Вильсона в Вашингтоне организовали конференцию «План Маршалла для ума»: то есть помимо материальной помощи ЦРУ не забывало в холодную войну и о духовной. В странах Восточного блока распространяли произведения творческой интеллигенции с антисоветскими настроениями. В 1958 - 1991 годы в рамках этой секретной программы туда удалось «вбросить» около 10 миллионов книг и периодики.

«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ» ПРИШЛОСЬ ПОДРЕДАКТИРОВАТЬ»

В преддверии столетия Александра Солженицына в литературной среде пошли споры, надо ли столь помпезно чествовать бывшего диссидента, особенно на фоне «забытых юбиляров» Шолохова и Твардовского.

- Нынешний «заблаговременный» предъюбилейный ажиотаж, на мой взгляд, выглядит в какой-то мере неуместным. Никто не предлагает вычеркнуть Солженицына из списка выдающихся соотечественников, но и культовую фигуру из него лепить явно не следует. Чтобы деятели культуры молодого поколения не делали для себя заведомо порочных выводов. В противном случае власть всегда будет видеть перед собой потенциал для очередного «болота», - поднял тему писатель, главред «Литературной газеты» Юрий Поляков.

Многие оскорбились, напомнили о выдворении писателя и заговорили о новых гонениях на нобелевского лауреата, а другие припомнили автору «Архипелага

ГУЛАГ» связи с американцами. «Американский посол в Москве на рубеже шестидесятых и семидесятых Дж. Бим припоминал, обнаруживая поразительную осведомленность в делах, не входящих в традиционную компетенцию дипломатов: «Солженицын создавал трудности для всех, имевших с ним дело... Первые варианты его рукописей были объемистой, многоречивой сырой массой, которую нужно было организовывать в понятное целое... Они изобиловали вульгаризмами и непонятными местами. Их нужно было редактировать», - свидетельствовал, к примеру, в своей книге «ЦРУ против СССР» доктор исторических наук Николай Яковлев.

В США это прекрасно понимали. Экс-госсекретарь Генри Киссинджер выразился на сей счет откровенно: «Если бы его (Солженицына. - Ред.) взгляды стали нацполитикой США, то мы бы встали перед значительной угрозой военного конфликта».

Борис Пастернак стал, по сути, орудием для американцев в холодной войне  с Советским Союзом.

Борис Пастернак стал, по сути, орудием для американцев в холодной войне с Советским Союзом.

Фото: RUSSIAN LOOK

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Михаил ЛЮБИМОВ, ветеран разведки, писатель:

ЦРУ художественная ценность не интересует. Там ребята другим делом занимаются

- Михаил Петрович, годы идут, а тактика все та же. Выходит, столь оправданна и успешна?

- Это одна из сильных сторон ЦРУ. Они всегда следили за идеологией, молодыми творческими деятелями. Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Окуджава тоже были в центре их внимания. В специальных типографиях издавались карманные книжечки, потом массово распространялись. Так что ЦРУ можно даже поблагодарить за большой вклад в русскую культуру (смеется).

- «В центре внимания» означает сотрудничество?

- Нет, но всегда же приятно, когда тебя вовсю издают за границей. У Солженицына были свои идеологические метания. В романе «В круге первом» работающий во внешнеполитическом ведомстве страны главный герой Володин, например, передает в американское посольство сведения о разработке атомной бомбы. Был в то время у Солженицына «заскок», потом ему стало стыдно. Он стоял на том, что ради уничтожения коммунизма можно идти на все. Но потом постепенно понял, что для американцев самое главное - это разрушение не коммунизма, а самой России.

- Такие глыбы, как Солженицын или Пастернак, в литературном плане Америку хоть как-то интересовали? Или только в роли подрывников СССР?

- ЦРУ о литературных ценностях ничего не знает. Там ребята своим делом занимаются. Им нужно найти червоточинку, в которую надо влезть и превратить ее в пропасть, как это вышло с Пастернаком.

- А мы их творческую публику не окучивали?

- Окучивали, но были в гораздо худшем положении. Могли печатать произведения с осуждением американского правительства, давали трибуну таким писателям, как Теодор Драйзер, Джек Линдсей, Джеймс Олдридж. Поднимали на щит тех, кто критиковал политику апартеида. Питера Абрахамса, например. Но непосредственно КГБ этим не занимался, и в конце концов все это было признано неэффективным.

ОФИЦИАЛЬНО

«ЦРУ признало, что поддерживало издание на Западе «Доктора Живаго» и его выдвижение на Нобеля. Это не принижает автора, но убивает все иллюзии», - написал в Твиттере глава Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.