Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Экономика13 февраля 2015 9:01

Как стричь бюджет?

Минфин берет ножницы на изготовку. Но пользоваться ими можно по-разному
Минфин берет ножницы на изготовку. Но пользоваться ими можно по-разному

Минфин берет ножницы на изготовку. Но пользоваться ими можно по-разному

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В жизни всегда так. Сначала мы слышим: раз бюджет более чем наполовину наполняют доходы от нефти, то, раз нефть стала вдвое дешевле, бюджету не поздоровится. Киваем, продолжая спешить по своим делам. Потом наступает тот самый момент, когда бюджет начинают резать, и мы вскидываемся: как же так, нас-то за что?!

Но, как давно написала старая «Литературка»: «Жизнь такова, как она есть и больше ни какова».

Час настал, дальше отступать некуда – в феврале резко сократятся доходы бюджета, до него докатится падение цен на нефть. Альтернативы нет. Повышать налоги падающей экономике – самоубийство в целях наживы. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния всех не прокормят.

Минфин берет ножницы на изготовку. Но пользоваться ими можно по-разному. Предлагается стричь практически все расходы под одну гребенку. Такая стрижка к экономической политике отношения не имеет, это механический секвестр. Зато удобно (Минфину) и быстро.

Сокращение бюджетных расходов – это политика, а политика – всегда выбор. Бюджетные расходы разные. Есть те, что поддерживают экономику, есть нейтральные к ней, а есть тормозящие ее развитие. Расходы на госуправление, на содержание самой власти - сократить радикально. Расходы, связанные с инвестиционными программами, – не трогать. Расходы на человеческий капитал – по возможности увеличить. Вот это настоящая экономическая политика, не упускающая из виду завтрашний день, а не пожарная суета с ножницами.

Сейчас самые громкие темы, вброшенные Минфином, - замораживание зарплат бюджетников и сокращение расходов на всех силовиков. Это разные сокращения. Расходы на госслужащих, в том числе вооруженных, следует сократить резче, чем общее сокращение расходов. Все ссылки на «нынешнюю тяжелую международную обстановку» уводят в сторону. Российские позиции в мировой политике будут тем крепче, чем мощнее будет ее экономика. Этот урок заката СССР давно пора выучить. А людей с ружьями на тысячу граждан у нас и так давно больше, чем в любой стране Европы.

Но и военные расходы можно сокращать по-разному. Андрей Нечаев, первый министр экономики новой России, в своей недавней статье рассказал: «Снижать военные расходы довелось мне как министру экономики, так как руководство военного ведомства отказывалось идти на требуемые сокращения. Но, сокращая расходы на закупку серийных вооружений, мы смогли выкроить деньги на финансирование НИОКР и разработку новой техники, что позволило не допустить отставания в этой сфере в будущем». С тем, что проведенное сокращение расходов «позволило не допустить отставания», многие поспорят, но принцип сокращения расходов изложен совершенно верно.

Что касается зарплат бюджетников, то здесь принцип должен быть таким: те, от кого зависит качество человеческого капитала, пострадать не должны. Они и так едва не потерялись в ходе реформ образования и здравоохранения.

Но на практике шанс сделать неминуемое сокращение бюджетных расходов актом осознанной и целенаправленной экономической политики, скорее всего, будет упущен. Время подготовки соответствующих принципов проведения сокращения упущено. Остались спазмы лоббистских столкновений.

Что ж, тогда вспомню последние кадры древней пародии на вестерны «Лимонадный Джо». Там герой, погибая, с удивлением и разочарованием успевает произнести: «В спину! Штопором…» Теперь многие из нас в схожей ситуации могут с негодованием сказать: «По зарплатам. Ножницами…»