Бондаж – это не садомазохизм, как кажется многим: это сложная, в первую очередь даже не сексуальная, а психологическая игра
Связывание (бондаж)
Бондаж – это не садомазохизм, как кажется многим: это сложная, в первую очередь даже не сексуальная, а психологическая игра, в которой одному партнеру нравится чувствовать себя полностью безвольным и униженным, а второму – наоборот, упиваться своей властью над связанным. Это, если угодно, разыгрывание драмы, любительский спектакль – но, как правило, там изначально не предусматривается причинение никакой физической боли. И сладострастие там чаще всего носит вовсе не физиологический характер. Как ни странно, бондаж весь родом из средневековой Японии – в этой параллельной галактике существовало целое искусство "боевого связывания", в котором упражнялись воины, поймавшие других воинов.
Конечно, королевой бондажа в советском кино является "Кавказская пленница", где студента Шурика упаковывали в смирительную рубашку и отдавали в психушку по требованию товарища Саахова.
И это было только начало: потом жулики безжалостно связали героиню Натальи Варлей. Ну, конечно, ей это не понравилось – но с другой стороны, это было одно из самых сильных переживаний в жизни комсомолки-спортсменки-красавицы Нины.
Конечно, королевой бондажа в советском кино является "Кавказская пленница"
Порка
Трудно понять, как это может нравиться, но если кому-то нравится, то и слава Богу. Героиня "50 оттенков серого" чуть с ума не сошла, пытаясь решить для себя этот вопрос, в итоге дала от ворот поворот шесть раз шлепнувшему ее по попе Кристиану Грею. Правда, потом раскаялась и передумала; она еще встретит его в двух неизбежных продолжениях картины. В советском кино порка как-то не приветствовалась.
Всплывает в памяти неприятная сцена из "Неуловимых мстителей", где юного Даньку избивает атаман Бурнаш; автор данной статьи в восемь лет после этой сцены год страдал бессонницей. Лучше вспомним бессмертную сцену из "Операции "Ы", в которой Шурик закатывает в рулон Федю и очень осторожно его хлещет по попе. "Надо, Федя, надо"!
Стриптиз и адьюльтер
"Цель стриптиза — не извлечь на свет нечто глубинно-скрытое, а обозначить наготу, освобожденную от причудливо-искусственных нарядов, как природное одеяние женщины, то есть в итоге плоть возвращается в абсолютно целомудренное состояние" – писал парижский философ Ролан Барт. В абсолютно целомудренное состояние вернул женщину все тот же Леонид Гайдай в своей "Бриллиантовой руке" – там стриптиз исполнила Светлана Светличная, и эти две минуты стали высшей, ослепительной точкой в ее биографии.
Ну да, ну да – Гайдай постепенно оказывается главным в советском кино сексологом. Идеальный комедиограф, по природе очень умный, мрачный и меланхоличный, он видел человеческую натуру насквозь – и был склонен превращать экранный секс в что-то издевательски-дурашливое; он словно бы холодно наблюдал за нелепыми брачными играми неразумных млекопитающих. Именно благодаря этому он смог превратить "Не может быть" в роскошный сексуальный фарс. Там две новеллы из трех – про секс, и лучшая – вторая, где три дурака никак не могут обменяться лисичками-женами.
И он же создал прелестную новеллу в "Операции "Ы", где полуобнаженная Наталья Селезнева взаимодействует со студентом-Шуриком. Нам, избалованным, сейчас не понять, как горели глаза у настоящих студентов, которые смотрели на Селезневу.
Проституция
Проституции в СССР, с одной стороны, не было, а с другой стороны, она была: все же понимали, чем зарабатывает на жизнь Манька-облигация в фильме "Место встречи изменить нельзя".
Впрочем, в этом удивительном фильме еще и в открытую нюхают кокаин – антисоциальным элементам даже в пуританском обществе позволено многое, общество все равно их отвергает и скоро прикончит.
Все же понимали, чем зарабатывает на жизнь Манька-облигация в фильме "Место встречи изменить нельзя"
Однако по-настоящему тему проституции раскрыл Петр Тодоровский в "Интердевочке". Нежный и аккуратный Тодоровский, любитель "Рио-Риты" и прочих ностальгических фокстротов, конечно, был последним человеком на свете, которому следовало бы снимать кино про циничных валютных путан; но потому-то на излете советской эры его и назначили снимать экранизацию романа Кунина (киноначальство боялось, что режиссер более молодой и не столь трепетный снимет что-нибудь куда более радикальное).
Единственная эротическая сцена в "Интердевочке" сводится к трясущейся голове Елены Яковлевой, которая якобы занимается сексом с японским туристом. (Он на самом деле ни разу не японец, его зовут Ментай Смагулович Утепбергенов. Он заслуженный артист республики Казахстан и страстный филателист. В кино он сыграл около 60 ролей: когда нужны были азиаты, часто звали его. Во время съемок эротической сцены в "Интердевочке" Утепбергенова на съемочной площадке не было вообще, актрису толкал взад-вперед постановщик, в то время как кто-то еще раскачивал постель. Такая вот продажная любовь).
По-настоящему тему проституции раскрыл Петр Тодоровский в "Интердевочке"
Фото: кадр из фильма
Вы думали, про Гайдая уже закончилось, а на самом деле ничего еще не закончилось. Вы что, серьезно считали, что в этой статье обойдется без фразы "Руссо туристо, облико морале"?
Просто секс
Ну разумеется, невозможно не вспомнить про "Экипаж" Александра Митты – редкий для советского кино фильм, где герой оказывается откровенным хладнокровным бабоукладчиком.
Разумеется, его в этой картине очень интеллигентно, незаметно пропесочивают и трансформируют в идеального мужа и отца, внезапно подсунув настоящую любовь в виде Александры Яковлевой – так что никакие моральные нормы оказываются не нарушены; но все-таки по ходу контрабандой показана женская грудь, пусть даже сквозь толщу воды и силуэты рыбок в аквариуме.
Ну разумеется, невозможно не вспомнить про "Экипаж" Александра Митты
Но, в общем и целом, с грустью надо сказать, эротических сцен в советском кино было невероятно мало. Может, кому-то казалось, что от этого рухнет строй. Может, просто Россия смертельно чопорная страна – об этом писал еще Набоков, не веривший, что "Лолиту" когда-нибудь опубликуют на его родине, при его жизни или после его смерти.
В советский кинопрокат иногда попадали иностранные фильмы, содержавшие сексуальные сцены (в первую очередь приходит на ум "Мужчина и женщина" Клода Лелюша). Иногда в советском прокате даже встречалось то длинное и сложное слово, которое отличало словарь Фимы Собак – гомосексуализм: в прекрасной комедии Клода Зиди "Чудовище" каскадер в исполнении Жана-Поля Бельмондо вдруг сталкивался со своим полным двойником, изящным и трепетным мужеложником, артистом. Но в общем и целом, скандальным в СССР считался даже фильм "Вам и не снилось".
В 1988 году вышел фильм Василия Пичула "Маленькая Вера"
В 1988 году вышел фильм Василия Пичула "Маленькая Вера". Там нет бондажа, порки, гомосексуализма, проституции – там просто в одном коротком эпизоде герои Натальи Негоды и Андрея Соколова оказываются в постели.
Похожая эротическая сцена в фильме Джеймса Кэмерона "Титаник", будем честны, примерно столь же откровенна. Но из-за этих невинных 20 секунд "Маленькая Вера" стала главным хитом 1988 года, на нее валом валили зрители, и как-то так незаметно вышло, что сначала рухнул советский прокат, а потом и Советский Союз.
Ну, а потом умер Гайдай – и вообще все стало иначе.