Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Политика15 февраля 2015 15:05

Политолог: Главное, что в основном перемирие соблюдается

Эксперты прокомментировали результаты первого дня перемирия в Донбассе
Перемирие в Донбассе все еще очень хрупкое

Перемирие в Донбассе все еще очень хрупкое

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Только вступило в силу минское соглашение о прекращении огня и тут же провокация со стороны украинских силовиков - в два часа ночи остатки группировки окруженных украинских силовиков в Дебальцево открыли артиллерийский и минометный огонь по позициям ДНР и ЛНР.

Как воспринимать такое поведение украинской стороны и стоит ли ждать выполнения Киевом обязательств по минским договоренностям – на эти и другие вопросы эксперты и политологи отвечают в эфире радио «Комсомольская правда».

Сергей Марков, директор Института политических исследований

- Нарушение перемирия – нужно ли обращать на них внимание? И как вы можете спрогнозировать: как будут развиваться события сегодня?

- Самое главное, что в основном перемирие соблюдается. Прекратились чудовищные террористические обстрелы Донбасса, Горловки, Луганска, которые украинская армия вела на протяжении предыдущих недель. Прекратились атаки вооруженных сил Украины в районе Мариуполя. Продолжаются только (не слышно) бои только в районе Дебальцево.

Предполагают, что там будет самая сложная ситуация. И до конца она сейчас не разрешена. Дело в том, что в Дебальцево вооруженные силы Украины , оттуда сбежали все старшие офицеры, при этом дали команду всем там умереть, но не уйти. И солдаты-то украинские, по сути дела, русские солдаты. Они сражаются честно. Выполняют приказ. И поэтому они держат свои позиции. Им дан приказ выйти из этого окружения, поэтому они атакуют стенки котла. Пока боевые действия там продолжаются, но, видимо, не в той степени интенсивности, в которой они шли. Чем закончится это, пока сказать трудно. Есть несколько вариантов.

Первый вариант. Все замрет в Дебальцевском котле. Все-таки прекратятся боевые действия. И они будут стоять на позициях и вести переговоры о том, выйдут – не выйдут. При этом, возможно, что настоит руководство Новороссии о том, чтобы они вышли только в случае, если они сложат оружие.

При втором варианте удастся добиться Киеву, что их выпустят оттуда с оружием.

При третьем варианте их оставят там, в этом месте, и при этом восстановят каналы коммуникации, пользуясь тем, что стрелять-то уже нельзя.

А при четвертом варианте будут попытки прорывов этого котла. И будут продолжаться небольшие какие-то действия в этой горловине котла.

И при пятом варианте боевые действия будут продолжаться достаточно интенсивно, и пока этот котел будет нарывом фактически.

А при шестом варианте это будет котел не просто нарывом, а постепенно боевые действия примут широкий интенсивный характер. И на всех фронтах будет перемирие, а там не будет соблюдаться. Там будет идти локальная дебальцевская война.

Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций

- Как вы считаете, перемирие с это, действительно, начало мира?

- Скажем так, это начало перемирия как такового. Отсутствие вооруженного столкновения. Кроме Дебальцевского котла. В принципе, силы с обеих сторон исчерпаны, с точки зрения человеческих возможностей. Поэтому дальнейшее противостояние может превратиться в артиллерийские дуэли, которые закончились бы трагично для обеих сторон.

Важным фактором будет, конечно, вторая часть соглашений, которые будут касаться именно мирного существования, то есть, выстраивания децентрализации Украины - конституционная реформа, вопросов, связанных с разведением войск и вопросов, связанных с обменом военнопленными. И, соответственно, проблема относительно так называемой амнистии. По этим вопросам до конца еще не сложилось общей позиции. И надо будет еще договариваться.

- Дебальцевский котел – это чья козырная карта?

- Вскрывать Дебальцевский котел было бы очень долго. И это были бы большие человеческие жертвы с учетом того, что там достаточно активно окопались представители Украины. В Дебальцевском котле потеряли бы большое количество жизней и ополченцы, и украинские военные. И особой необходимости в этом уже не было, тем более что Дебальцево, которое изначально было ключевой крупнейшей станцией железнодорожной на Украине, собственно, из-за этого за него борьба и идет, фактически свои функции не выполняет, потому что там давно все рейсы в направлении юго-востока перерезаны.

Я бы сказал, что Дебальцево – это было бы то направление, та проблемная зона, в которую бы уперлись и ВСУ, и ВСН.

- Контроль перемириявозложен на миссию ОБСЕ. Но мы понимаем, что представителей миссии не так много, чтобы последить по всей линии прекращения огня за тем, что происходит. И была информация, что будут использовать беспилотники для мониторинга.

Можно ли ожидать очередных взаимных обвинений в том, что одна или другая стороны первыми открыли огонь.

- Такие обвинения будут. Огонь, естественно, стычки в таких конфликтах неизбежны. Что тут необходимо будет сделать?

Первое – вопросы, связанные с миротворцами. Они должны удовлетворять обе конфликтующие стороны. С другой стороны, должны серьезно снижать напряженность. С одной стороны, должны быть представители, например, России и Белоруссии, как попросили представители ополчения. С другой стороны, это должны быть представители, например, Европейского союза.

Фактически именно миротворцы должны обеспечить эту буферную зону. По ним не должно открываться огня, поэтому без авторитетных позиций, связанных с миротворчеством, говорить о серьезных изменениях и обеспечении перемирия будет крайне сложно. Потому что ОБСЕ в этом формате работает очень неэффективно в виду того, что фактически занимает одну из сторон. А также не обладает необходимым мандатом ООН, соответственно, необходимым обеспечением. Хотя бы вооружением, чтобы обеспечивать разведение сторон по демаркационной линии.

Владимир Бруттер, политолог

- Перемирие вступило в силу. Были реплики о том, что то с одной, то с другой стороны есть локальное открытие огня, минометные обстрелы и так далее. Это нормально?

- Конечно.

- Минские договоренности не нарушены? У миссии ОБСЕ, у наблюдателей нет возможности придраться именно к этим мелким локальным стычкам?

- Придраться всегда есть, к чему. Мне кажется, первое время оснований не будет по всей линии соприкосновения. За исключением Дебальцева.

- Почему люди не доверяют этому перемирию?

- У них есть опыт полугодового обстрела Донецка и Луганска из тяжелой артиллерии, абсолютно бессмысленного, если не считать, что это элемент запугивания, который в значительной степени разрушил инфраструктуру городов, убил большое количество мирных людей, не имеющих отношения к конфликту. Их опыт говорит, что лучше провести еще одну ночь в подвале. Тем более что за несколько минут до заявления президента Порошенко артобстрел Донецка шел полным ходом.

- Был версия, что украинские военные пытаются боеприпасы, которые у них были, остаются, как можно тщательнее использовать совершая такие массированные обстрелы. Что, с собой вывозить тяжело будет?

- Да они никуда не собираются уходить.

- Вы считаете, что никакого выполнения минских договоренностей в той части, что должна быть демилитаризованная зона, не будет?

- Пятнадцать километров отвести тяжелое вооружение – даже если его отведут, это не меняет ничего принципиально. Вчера заявил господин Басурин, что киевская сторона не обстреливала центр Донецка из дальнобойных систем РСЗО только потому, что она этого не хотела делать. А такие системы есть. Обстреливать центр Донецка можно и с 90 километров. И отвод на 15 километров частей тяжелого вооружения никак не меняют ситуации.

- Почему появился Дебальцевский котел, если не было сил?

- На Дебальцево сил немножко хватило. Сработал элемент неожиданности, достаточно плохое планирование военных операций со стороны вооруженных сил Украины, когда они прозевали штурм Углегорска.

- Наш радиослушатель Сергей спрашивает: если Украина будет выводить военных из Дебальцево с оружием в сопровождении сотрудников ОБСЕ, по ним ополченцы откроют огонь?

- Сотрудники ОБСЕ не могут сопровождать военнослужащих. Их статус не позволяет этого делать. Если военнослужащие ВСУ будут выходить без оружия, их обязаны выпустить. Если с оружием – это нарушение минских протоколов. Поэтому ДНР и ЛНР, считаю, имеют полное право открывать огонь.

- Если это будет сделано, это не нарушение минских договоренностей? Представим: украинские военные с оружием, но не предпринимая попыток прорваться, выходят из котла, просто держа в руках оружие. Это считается нарушением?

- Они не могут не стрелять, потому что дороги блокированы. Их просто остановят.

- Кто будет нарушителем минских договоренностей? Кто открыл огонь по украинским военным или сами военные?

- Об этом сказал президент Путин: к сожалению, минские соглашения не дали ответа на этот вопрос. И это произошло, прежде всего, по инициативе украинской стороны, потому что она посчитала, что она может не давать ответ на этот вопрос: что никакого окружения нет. Вчера появилась информация, что батальон «Донбасс» разблокировал некую дорогу, которая идет через Лозовое. На самом деле, дороги такой нет.

В чем смысл заявления украинской стороны? Она заявляет, что некими тропами и проселочными дорогами, которые, условно, может и существуют, но на практике являются бесполезными для движения техники и вооружения, можно оттуда выйти. Возможно, и можно. На самом деле, выйти-то нельзя. А теоретически да. То есть, теоретически возможно, что котла нет. А практически он есть. Поэтому миссия ОБСЕ здесь совершенно бессмысленна и бесполезна. От того, что у слона есть крылья, но они равны нулю, это не дает практического ответа на ситуацию.

Практический ответ на ситуацию таков. Силы ДНР и ЛНР блокируют на сегодняшний момент все дороги, по которым возможно передвижение военной техники из Дебальцева и в Дебальцево. И если украинская сторона не хочет вооруженного конфликта, она должна с этим считаться. Если она попытается двигать вооружения, значит, это будет боестолкновение, которое нарушает, очевидно, минские соглашения,

А кто является инициатором нарушения – это другой вопросы. Тем не менее, они не могут соблюдаться в этой части, если украинская сторона предпримет какие-то действия в одностороннем порядке. Можно не сомневаться, что никакого штурма спецназем Дебальцева со стороны ДНР и ЛНР не будет. Они уже дали ответ на этот вопрос. И никаких односторонних действий в этом направлении предпринимать не станут. А вот что касается ВСУ, то с этим есть вопросы.