Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды19 февраля 2015 22:00

В «Батальоне» только девушки

В прокат на огромном количестве экранов вышла картина о женской воинской доблести [видео]
Мария Аронова для роли полностью перевоплотилась - комедийную актрису очень трудно узнать в новой, драматической роли. Фото: Кадр из фильма

Мария Аронова для роли полностью перевоплотилась - комедийную актрису очень трудно узнать в новой, драматической роли. Фото: Кадр из фильма

Весна 1917 года. Первая мировая война на последнем издыхании. Войска деморализованы, братаются с немцами, не брезгуя вражеским шнапсом. Ускоряют моральное разложение неформальные лидеры - солдатские комитеты, которые попирают официальное командование и развращают войска большевистской агитацией. И вот против этой разрухи у Временного правительства возникает идея: послать на передовую женский «Батальон смерти», чтобы громил врага и подавал пример воинской доблести «сборищу мерзавцев, тварей и предателей», в которых превратила война солдат-мужчин...

Эх. Лучше бы эту рецензию писал мой коллега сильного пола. Мужчины жалеют женщин гораздо эффектнее, чем женщины сами себя. На автора этих строк, например, совершенно не произвела впечатление сцена, где «новобраницам» бреют кудрявые локоны на голове. Хотя режиссер Дмитрий Месхиев явно сочувствует героиням и признается, что во время съемок стал думать лучше о женщинах: все исполнительницы ролей - восхитительные Мария Аронова, Мария Кожевникова, Ирина Рахманова - беспрекословно позволили подстричь себя под ноль.

А любая женщина воспримет этот фильм как послание от далеких сестер из прошлого века: «Мужайтесь, девочки, ваши защитники и дальше продолжат мельчать и разлагаться, а нам придется этот процесс как-то... тормозить». Несмотря на две эти, сильно «фонящие» помехи, попробую разобраться.

По сюжетному устройству картина - прямой потомок «Девятой роты». Как и там, первую половину фильма героини бреются наголо, обучаются стрелять и держат несколько непростых экзаменов на благородство, силу духа. Вторую половину - их методично убивают.

Второй «свободный член» уравнения Месхиева - книга и фильм «А зори здесь тихие». Там тоже женщины в гимнастерках. Но они не противопоставлены мужскому миру, они гармонично дополняют обширный героический пантеон Великой Отечественной, разве что у них есть любовь и грудь - и от этого их жальче. У Месхиева то же: трудно не разрыдаться, когда германские штыки протыкают нежные девичьи шеи. Когда девушки хором читают молитву Феодора Стратилата перед последним - смертным - сражением.

Третий объект, к которому отсылает картина, это, конечно, «На Западном фронте без перемен». Именно этот роман Ремарка стал самой пронзительной песнью о крушении старого мира, о перемалывании человека жерновами истории - со всеми его ценностями. Ремарк не дает нам надежды. У Месхиева надежда есть. Что остается стране, когда вера разрушена, царя скоро расстреляют в подвале, а Отечество истощено? Более того, мы знаем, что идет война, которая завершилась не победой, а погружением России в еще более глубокую пучину отчаяния.

Но есть люди, которые всегда живут в розе ветров: для них не существует чужого горя, у них нет проблем с верой, царем и Отечеством, потому что это все у них в голове. В фильме Месхиева такие люди - в подавляющем большинстве женщины. С первых кадров - это почти мужчины, только лучше. Символично: одну из героинь зовут Дуся Гринева - она однофамилица главного персонажа пушкинской «Капитанской дочки» - дворянина. Но она не просто не дворянка - она совершенно некрасовская богиня (та самая, которая нокаутирует коней и тушит избы одним плевком).

Гриневы и Швабрины отныне рассыпаны по всем слоям общества, благородство души больше не связано с сословной принадлежностью. Скорее с гендерной.

Так выглядела реальная Мария Бочкарева. Фото: wikimedia.org

Так выглядела реальная Мария Бочкарева. Фото: wikimedia.org

Мария АРОНОВА: Быть бритой наголо - не страшно. Только башке холодно

Актриса рассказала «КП», с чем ей пришлось столкнуться на съемках.

- Обычно вы играли в комедиях. А тут вдруг - «батальон смерти». Говорят, режиссер картины Дмитрий Месхиев на съемках просто-таки измучил актеров?

- Да, он такой! Если по роли требуется тонуть в грязи - значит, будем тонуть, должны мерзнуть - все будут реально мерзнуть. Действие в фильме происходит во время Первой мировой, и большую часть съемок мы куда-то бежали, падали в грязь... Когда я уже больше не могла переносить этот кошмарный холод, придумала надевать под шинель костюм серфера из непромокаемой ткани. Только портки немного подрезала. Съемочная группа веселилась, когда я в своем вагончике облачалась. Приходили, чтобы поржать: «Ты еще ласты нацепи!»

А во время съемок сцены, где я должна была ползти по-пластунски, а потом поджигать солому, я чуть не сгорела. Вроде все шло, как надо, ползу себе, готовлюсь к подвигу... Вдруг Месхиев кричит: «Стоп! Вы что, обалдели? Она же так сгорит!» Солома-то и так сухая была, а ее еще какой-то жидкостью облили специальной, чтобы лучше горела. Он берет ведро воды и выливает его на то место, где я должна ползти. Пришлось плюхаться в эту лужу.

- Для роли вас побрили наголо. Как вы на это решились?

- А что делать - я актриса, которая строит внутренний образ от внешнего. Ничего, разве что башке холодно. Но все должно быть достоверно. Мне выдали сапоги - на каблучке, на шнуровке, прямо прима-балерина какая-то. Как в таких в окоп? Я попросила у костюмеров самые грубые кирзачи, какие только найдутся. Мне принесли: один сапог сорокового размера, другой - сорок первого. А я ношу тридцать седьмой! Но именно сапоги дали нужную походку, некую приземленность. У меня все сразу поменялось - и положение тела, и рук, и головы.

Для меня это был настоящий кошмар - выстрелы, взрывы... Такое чувство, как будто мы действительно войну прошли, стали боевыми товарищами. А когда впервые увидели фильм, все девчонки наши плакали, хотя режиссер убрал самые жуткие сцены, чтобы соблюсти возрастной ценз «12+». И правильно сделал, этот фильм надо смотреть вместе с детьми. Народ изголодался по ощущению общей победы.

Мила КИЯН («КП» - Уфа»)

Ради роли в «Батальоне» Мария Кожевникова тоже простилась со своими роскошными локонами. Фото: Кадр из фильма

Ради роли в «Батальоне» Мария Кожевникова тоже простилась со своими роскошными локонами. Фото: Кадр из фильма

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Как в русской армии появились женщины?

При Николае II представительницам прекрасного пола служить было запрещено. Откуда же взялись дамы с черепами на погонах, готовые умереть за Отечество?

Все началось с рвавшейся на фронта Первой мировой войны бывшей крестьянки Марии Бочкаревой. Она отправила телеграмму царю - и неожиданно быстро пришел ответ с высочайшим разрешением. Бочкарева прошла курс обучения и прибыла на фронт. Участвовала в Брусиловском прорыве. Пять раз была ранена, спасла почти 50 человек, за что получила Георгиевский крест 4-й степени. А всего у нее было четыре Георгиевские награды (2 креста и 2 медали).

Пример Марии Бочкаревой оказался успешным, и в русской армии было создано три женских «батальона смерти» (именно к Бочкаревой обратился за помощью в этом вопросе Александр Керенский). Женщин стригли под машинку, они проходили медкомиссию и двухмесячные курсы: учились стрельбе, штыковому и рукопашному бою. Дам набирали разных - одни были совсем малограмотными, другие - с высшим образованием. Многие записывались в военные не только из патриотических, но и из материальных соображений: женщинам отпускалось неплохое жалованье.

Правда, из трех батальонов в бою принял участие лишь один - 1-й Петроградский. Воевали дамы два дня. Наступали на Западном фронте близ Сморгони (Белоруссия). Они поднялись в атаку и взяли несколько линий немецкой обороны, отразив 14 контратак противника. Но возникла угроза окружения, и женщины отступили.

После Октябрьской революции женские «батальоны смерти» были расформированы. Судьба Марии Бочкаревой сложилась трагически: за связь с Белым движением ее расстреляли в 1920 году.

Екатерина БАРАНОВА