Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+28°
Boom metrics
Звезды14 апреля 2015 22:00

Эдуард Ханок: «То ли еще будет, ой-ей-ей…»

Знаменитому композитору исполняется 75 лет [фото]
Эдуард Семенович в свои 75 полон бодрости и оптимизма.

Эдуард Семенович в свои 75 полон бодрости и оптимизма.

Фото: Дмитрий ЛАСЬКО. Перейти в Фотобанк КП

Чуть более тридцати лет назад со словами: «Песни напишут и без меня» композитор Эдуард Ханок сменил амплуа и стал отцом неоднозначной теории творческих волн. На днях вышла третья часть его «пугачевской» трилогии - «Пугачевщина. Конец истории».

«В жизни самое трудное - это финал»

Еще в 1998 году его первая книга «Пугачевщина» обидела многих звезд российского шоу-бизнеса, в том числе Аллу Пугачеву и Илью Резника, судьбу которых автор «препарировал» на страницах издания с помощью своего научного метода.

- Я не раз уже говорил, что композитор - профессия временных людей и временных эмоций, - объясняет Эдуард Семенович. - Я вовремя соскочил, потому что за это время никто из моих уважаемых коллег не родил ни одного хита, да к тому же за эти тридцать лет поменялось отношение к авторам. Раньше ведь объявляли, чьи слова и музыка, теперь же говорят, кто поет. Таким образом, если ты не продюсер или не сидишь в каком-нибудь жюри в телешоу - тебя вообще никто не знает! Так случилось, например, с песней «Погода в доме» - кто знает ее автора Руслана Горобца? Знаете, когда я, учась в Московской консерватории, писал симфонию, мой профессор Кобалевский сказал, мол, запомни, какими бы ни были первая, вторая и третья части - иногда все решает финал. А ведь в жизни также самое трудное - это финал… К нему я хорошо подготовился, ибо уверен, что песни мои еще лет 20-30 продержатся, а вот теория волн останется навсегда…

- То есть именно теорию волн, а не свои советские хиты вы считаете главным достижением?

- Я считаю достижением тот факт, что моя настоящая жизнь только начинается, ибо есть профессия, а есть призвание. Моя жизнь делится на три очень четких периода: классический, песенный и научный. Я закончил Минское музыкальное училище, прошел курс Московской консерватории, писал классику, но после ее окончания четко понял, что поздновато пришел в эту профессию, а потому не стану настоящим профессионалом... Так как меня это не устраивало, стал писать песни, возить их в Москву, хотя также считал и считаю до сих пор себя случайным человеком в песенном деле, пусть мне и повезло крупно - родить с десяток хороших песен не так просто!

А потому я никогда не поставлю себя рядом с Шаинским, Пахмутовой, Паулсом, Тухмановым так как для них это - призвание, а для меня - всего лишь профессия, которая дала мне имя и деньги. Кстати, в свое время я был самым богатым человеком в Беларуси, потому что от 2 до 5 тысяч рублей в стране никто не получал, ведь средняя зарплата была 120 рублей!

Волна… волна…

Свою теорию Эдуард Ханок ставит на одну ступень с открытиями Ньютона и Эйнштейна, а суть ее проста: жизнь любого из нас в частности и всего человечества в целом напоминает реку, где волны - это что-то реальное и одновременно ускользающее, что можно спрогнозировать, но чего нельзя избежать.

- Закон творческой волны гласит: траектория линии всей творческой жизни человека или ее отдельных периодов имеет форму волны с ярко обозначенными пятью фазами: точка отрыва, подъем, пик, спад и волновой след, - озвучивает свою теорию Ханок. - После некоторого количества волн, разных для каждой профессии неизменно наступает творческий климакс (последний спад), а затем и творческая импотенция (остаточная волна). Так распорядилась природа. В шоу-бизнесе нежелание знать эти законы приводит к драмам, а то и к трагедиям.

Сделав волнограммы великих людей - Пушкина, Гете, Чехова, Толстого, Достоевского, группы «Битлз», Аллы Пугачевой и др., Эдуард Ханок заявил, что эти лабораторные работы полностью подтвердили существование «Теории творческих волн». И сегодня он занимается новой темой - одна из главных причин онкологии, что и отразилось в приложении №3 книги «Пугачевщина. Конец истории». Читатель узнает, откуда это тяжелое заболевание у таких известных людей, как Иосиф Кобзон, Михаил Козаков, Любовь Орлова, Ия Савина и других.

Для нас Киркоров и Пугачева - звезды, а для Ханка - «подопытные кролики». Фото: Никита КОНСТАНТИНОВ.

Для нас Киркоров и Пугачева - звезды, а для Ханка - «подопытные кролики». Фото: Никита КОНСТАНТИНОВ.

Мани… мани…

- Эдуард Семенович, но ведь ваша теория вряд ли приносит деньги. А песни приносят.

- Никогда новое направление науки не приносило денег, но я отношу себя к категории обеспеченных людей, пусть не богатых. Когда-то я помог сыну с развитием бизнеса, теперь он помогает мне. Что касается дач, машин, то я не поклонник этого стиля жизни. Свою первую машину, «Волгу», я подарил зятю. Кстати, в своем время такую машину можно было получить по распоряжению председателя Совета министров. Когда я получил участок земли под Минском на дачу, тут же отдал его зятю. Так что ни дачи, ни машины у меня нет, езжу на общественном транспорте, а больше хожу пешком, тем более что для меня после Москвы - Минск, как после Минска - Пинск (смеется). И наверное поэтому в свои 75 лет чувствую себя лучше, чем в свои 25!

- Вы с удовольствием рассказываете о семье. В семейном кругу и юбилей отметите?

- Семьей соберемся обязательно, как только приеду домой - юбилей меня застанет во время конкурса песни в Подмосковье, где я член жюри. В соседнем со мной доме живет внучка Ярослава, она, кстати, разрабатывает мои волнограммы, уже на 90 процентов все делает сама, я спокоен, значит, уже есть преемник. У меня трое детей: старшая дочь Руслана живет в Минске, у нее тоже трое; средний сын Алексей живет в Подмосковье, у него дочь Маша; младшая дочь Светлана живет в Израиле, в Тель-Авиве. Конечно соберемся у старшей дочери Русланы, тем более что мой любимый зять Сергей прекрасно готовит, что он и доказал в одной из передач канала ОНТ.

«Сегодня «Малиновка» не стала бы популярной»

- А можно ли применить вашу теорию волн к «Евровидению» и предсказать результат?

- Хотя для теории волн «Евровидение» - мелочь, но я все же интересуюсь этим конкурсом. В плане своей новой профессии убежден, что там побеждает три варианта исполнителей: профессиональные фрики (не наши, типа Сердючки и «Бурановских бабушек», а профессиональные - типа Кончиты Вурст), мощные песенники, и те, кто рождает шлягеры - типа ABBA и Александра Рыбака. Кстати, и Алена Ланская и ТЕО заняли 16 место. Удача это или нет? Смотря как посмотреть. А кто ранее занял 15-ое? Алла Пугачева. А 17-ое? Филипп Киркоров. Поверьте, приятная компания.

- То есть, любой выигрыш - закономерность?

- Да любая случайность закономерна! Например, сегодня «Малиновка» ни за что бы не стала популярной, потому что сменилась энергетическая среда (она меняется каждые 15-20 лет), и песни, написанные в то время, в этой новой среде сегодня бы не сработали. Сейчас я пишу только на заказ, но у меня есть песня, которая, пролежав 25 лет и пропустив одно энергетическое поле, сработала. И называется она «Здравствуй, чужая милая», а возродил ее Александр Солодуха, за что ему персональное спасибо.

Что касается «Малиновки»: до «Верасов» ее четыре года в одном ресторане города Бреста «пилили» с 23.00 до часу ночи. А «Верасы», приехав в город с концертами, ужинали в этом ресторане и им этой «Малиновкой» всю голову забили… Так родился суперхит!

ТОП-6 песен Эдуарда Ханка, которые нравятся ему самому: