Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Досуг5 мая 2015 9:50

Квартирник с демонами и Достоевским в кедах

Весну Москва встретит с «Этюд-Театром»
Фрагмент спектакля Этюд-Театра. Фото - Евгения Баландина

Фрагмент спектакля Этюд-Театра. Фото - Евгения Баландина

Фестивали, имена, афиши, публика, касса - театральная жизнь Москвы не знает передышки. Премьеры и гастроли сменяют и подгоняют друг друга, погоняя зрителем. Ему-то труднее всех в попытках объять необъятное. И самому затеряться нетрудно, и подлинное театральное чудо отыскать нелегко. Не имеет оно постоянного «порта приписки». Кочует, странствует, скитается… Как «Этюд-Театр» из Петербурга, который в марте наведается в Москву. В его репертуаре хватает чудес, скрывающихся за обыкновенным… Все свое театр носит с собой: скажем, чтобы сыграть спектакль-«квартирник» актерам требуется только четыре стены и то, для того чтобы «четвертую» из них - разрушить. Обстановку и интерьер, атмосферу и уют, настроение и откровения артисты привозят с собой. Не определить это формальными словами «декорация» и «реквизит», также как спектакли «Этюд –Театра» не назовешь этюдами, набросками или упражнениями.

«Этюд-Театр» - проект молодой по своему возрасту и возрасту его создателей. Недавние выпускники мастерской Вениамина Фильштинского, в которой в разное время учились Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Михаил Трухин, Михаил Пореченков и другие, решили объединиться и создать свой театр в ритме «пылкой молодости, жадной и страстной до впечатлений изящного». Перечень наград и фестивалей свидетельствует, что затея удалась. Страшно сглазить, но это стоит посмотреть. И поучаствовать. Ведь спектакли предполагают интерактивное общение со зрителями.

Спектакль «Музей Достоевского» режиссера Семена Серзина – квест, литературная экскурсия. Не по картинам, по типажам. Путешествие из произведения в произведение, от Раскольникова к Мышкину с картой и фонарем. Режиссер и актеры ставят целью преодолеть хрестоматийность, нарицательность персонажей Ф.М. Достоевского. Герои на одну ночь выбираются из музейного нафталина, оживают и говорят со зрителями. Именно диалог и зрительская реакция ведут этот живой непредсказуемый спектакль. Бог, совесть, добро, жизнь и смерть – диалог не о категориях, не об абстрактном, о личном. Косноязычно, с говорком, на современном русском нелитературном. Исповедь от лица персонажа постепенно становится откровением от первого лица.

Спектакль знакомит зрителя с, казалось бы, давно знакомыми: Раскольников, Соня, Мышкин, Настасья Филипповна и даже Черт перерастают категорию «персонаж», «воплощаясь», они обретают собственные, ненаписанные мысли... Списанные с живых людей, описанные как живые, они, герои книг, не должны «зачитываться» так как мы ими...

«Квартирник: Стыдно быть несчастливым» – спектакль, аналогов не имеющий. Литературная основа – фрагменты текстов Александра Володина, музыкальная основа - группа «Не`мой фронт». С публикой здесь не заигрывают, перед ней не играют. Просто (хотя это совсем не просто) открывают двери зрителям как добрым знакомым, приглашают за стол, угощают, наливают (да-да, у спектакля есть своя «кухня» и «продуктовый набор»), говорят о том, о чем пьют с горя или от радости, поют, кружат в танцах и воспоминаниях. Не удивляйтесь, если на входе Вас возьмут под руку, наденут фартук и попросят настрогать кочан капусты, или приглядеть за кастрюлей – не кипит ли… Зрители приходят в театр, а уходят так, будто побывали у старых друзей. Уходят нехотя… И, хотя «Этюд-Театр» - дело молодое, его создателям не нужно объяснять, что такое память, история, прошлое продолженное время… В противном случае не поддались бы горчащие тексты драматурга участникам спектакля, не пережившим, но прочувствовавшим то, что заложено между строк.

Привезут в Москву и спектакль «Кеды» по пьесе Любови Стрижак в постановке Алексея Забегина о трудностях молодости и желании избежать ярлыка «потерянное поколение», «Кеды» исполняются молодыми о молодых без театральных и прочих условностей. «Носи и мечтай о чем-нибудь великом», - говорил герой фильма «Курьер», а примерить «Кеды» определенно стоит и зрителям.

Покажут публике и постановку пьесы Натальи Ворожбит «Демоны». Режиссер Семен Серзин так говорит о своем спектакле: «Для меня, что наша страна, что люди в ней связаны в большей степени с процессом саморазрушения, чем с процессом созидания своей судьбы. Когда прочитал пьесу, у меня родилась ассоциация, напоминающая кадры из фильма: крупным планом человек, лежащий в грязи, в непроглядном пьянстве, в абсолютном забытьи. Камера начинает отдаляться, мы видим сначала захолустные дома, размытые дороги, потом, поднимаясь выше и выше, - видим реки, поля, видим безумной красоты землю под нами. Как у Левитана в «Вечном покое». У меня такое ощущение всегда появляется, - когда взлетаешь на самолете в любом городе нашей страны. Нигде больше я такого не видел. Оттуда, с высоты полета - такая красивая страна. И не хочется приземляться. А Ворожбит опускает нас все больше в наши пороки и только в самом конце поднимает над всем этим русско-украинским горем».

И хотя не место красит спектакль, а наоборот, нельзя не отметить магию пространства Боярских палат СТД. Пространство-трансформер без сцены, в котором актеры и зрители могут быть организованы самым причудливым образом. На месте здесь не усидишь, тянет побродить, но и раньше времени зал не покинешь. Не отпускает… В Боярских палатах гостям (да что уж там, добрым друзьям) из Петербурга всегда рады, правда, опыт прошлых визитов показывает, что зрителям придется смотреть спектакли в тесноте… Но, ни в коем случае, не в обиде.

ГДЕ: Боярские Палаты СТД РФ,

ст.м. «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская»,

Страстной б-р,10

КОГДА: 13-16 марта

Цена билетов: от 400 до 1000 руб.