Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество21 июня 2015 22:00

Крымские каникулы: От Москвы до Керчи с шашлыком и песней мчи

Спецкор «Комсомолки» Дмитрий Стешин отправился с семьей в Крым - увидеть своими глазами, что изменилось там за год для курортников [фото]
Наш спецкор на пароме с дочкой Женей

Наш спецкор на пароме с дочкой Женей

Фото: Юлия АЛЕХИНА

НА МАШИНЕ - ДЕШЕВЛЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЕЙ

Есть несколько причин, по которым в далекий Крым нужно ехать на своей машине. Во первых, пугает стоимость проезда моей большой и буйной семьи на поезде или самолетом. За 3933 рубля, потраченных на бензин, мы вчетвером даже верхом на крыше вагона или на крыле лайнера не добрались бы из Москвы до Симферополя (см. ниже «Калькулятор «КП»). А еще поездка на машине дает нереальное ощущение Родины... Нивы, перелески - вот это все. Стадо бетонных динозавров перед мотелем, врезанный в стену придорожной харчевни самолет Ан-24, «самса из тандыра», «обеды как у мамы», пять километров одинаковых стендов со сгущенкой четырех видов - скучать не успеваешь, только вертишь головой. Не забывая, разумеется, о камерах контроля скорости. Камер на трассе много, особенно в Тульской, Воронежской и Ростовской областях, и «письма счастья» со штрафами по 500 рублей грозят лихачам неумолимо.

А кульминация в этом путешествии и полный катарсис - это момент, когда ты, намотав на колеса полстраны, опускаешь окаменевшую пятую точку в плетеное кресло на веранде. Женская часть экипажа - 25, 13 и 3 лет - лежит на диванах в коматозном состоянии, зрачки не реагируют на свет, конечности еле подергиваются. На 300 градусов обзора перед тобой море. Рыбаки волокут сеть по фиолетовой глади, ветерок натягивает на вершину Ай-Петри кисейку облаков. И ты понимаешь: если бы не мучения дальней дороги, тебе бы не было сейчас ТАК хорошо.

ДОРОГОЙ ДЛИННОЮ

Этот маршрут протяженностью 1700 километров (1500 по материку и 200 - по Крыму) мы проходили еще в прошлом году и в том же составе. Поэтому были сделаны выводы и приняты меры. Иногда неожиданные. Например, для трехлетней дочки был взят самокат, и на остановках и заправках она за 5 - 10 минут компенсировала неподвижное сидение в кресле.

Я слишком ясно и выпукло помнил свое нервное прошлогоднее 36-часовое стояние на Керченской паромной переправе с пустым баком. Потому для душевного равновесия была взята 10-литровая канистра с бензином и воронка. На крайний случай.

Прохождение переправы в 2015-ом заняло шесть часов, против 36 часов в 2014 году

Прохождение переправы в 2015-ом заняло шесть часов, против 36 часов в 2014 году

Фото: Дмитрий СТЕШИН

По мнению опытных дальнобоев, время пути от Москвы до Керченского пролива - 22 - 25 часов. Поэтому на трассе была запланирована одна ночевка под Воронежем. Замечу, что дальнобойщики - не самые плохие соседи в мотелях. Уже в 10 вечера спят мертвым сном, а в 8 утра - на трассе. Средний чек за чистую комнату с тремя койками и удобствами - 1200 - 1600 рублей.

К сожалению, в последние годы в мотелях и придорожных кафе процветает жлобство - отказываются заправлять термосы кипятком. Даже за 100 рублей! Типа покупай восемь чашек чая и заливай.

ВМЕСТО БУТЕРБРОДОВ АРМЕЙСКИЕ ПАЙКИ

Один из самых важных моментов путешествия - еда. Если пустить ее на самотек, можно провести отпуск в какой-нибудь областной больнице. Я уже много лет не ем в придорожных заведениях типа «Вдали от жен» или «Дворик дяди Самвела». Вода в них зачастую привозная, и тратить ее не любят.

Разумеется, никакие бутерброды, взятые с собой из Москвы в Крым, не доживут до места назначения. На 30-градусной жаре реальное время работы сумки-холодильника - 5 - 7 часов. Потому мы питались в кафе на так называемых брендовых заправках. Там контроль хранения и приготовления еды больше напоминает геноцид персонала. Средний чек на четырех человек - 600 - 800 рублей. Разумеется, меня опять будут убеждать читатели, что они знают такой строительный вагончик под городом Ефремовом с борщом и блинами, они там ели три раза и до сих пор живы... Но трасса не место для кулинарных экспериментов. Впрочем, есть еще один хитрый ход, который подсказали знающие люди: покупаются три-четыре армейских пайка и бросаются в багажник. Я так и сделал.

Некоторые берут в Крым свои яхты

Некоторые берут в Крым свои яхты

Фото: Дмитрий СТЕШИН

«ЧИСТИЛИЩЕ» НА ЧУШКЕ

1500 километров мы прошли без приключений. Были остановлены два раза сотрудниками ГИБДД, как говорится, «для порядка». Они долго разглядывали документы, а потом желали «счастливого пути». Работа у людей такая - пожелать счастья путнику.

От Краснодара до косы Чушка - до переправы дорога через множество городков и промзон, набитых светофорами. Лучше проходить их ночью или под утро. Последние сто километров до пролива безжалостно утыканы камерами и знаками «40». Все камеры настоящие! Работают, пополняя бюджет. Возможно, именно поэтому дорога просто идеальная.

Еще в Москве я обнаружил в интернете официальный сайт паромной переправы www.gosparom.ru.Там даются погодные условия на переправе через Керченский пролив, есть три реальные веб-камеры, показывающие площадку-накопитель для машин, есть телефон «горячей линии» с вежливыми операторами - я проверял. И главное - можно купить электронные билеты на паром, как на самолет. 1690 рублей - легковая машина, 161 рубль - для взрослых и детей от 12 лет. Я этого не сделал и целых два часа простоял на слабых после дороги ногах в очереди к кассам.

С прошлого года крымское «чистилище» сильно изменилось. В том месте, где когда-то начиналась 15-километровая живая очередь к парому, появилась автоплощадка, выложенная бетонными плитами. Настолько гигантская, что для ее постройки на берегу возвели целый бетонный завод - это было дешевле, чем возить плиты издалека. Ты съезжаешь с трассы и получаешь два талона. Один - с номером машины - предъявляешь в кассу при покупке билетов, второй - со штрих-кодом - при погрузке на паром. При такой системе без очереди никто не влезет. И та веселая эпоха, когда 150 человек, честно стоявших в очереди, били двух-трех «самых умных», пытавшихся прошмыгнуть «на дурака», уже канула в лету.

Осталась лишь зыбкость и непредсказуемость погоды.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ПРОЛИВ, ЯМЫ И «КУЗЬКИНА МАТЬ»

Нас у переправы встретило электронное табло с духоподъемной надписью: «Штормовое предупреждение, работа парома по фактической погоде». Фактическая погода валила с ног свежим ветерком, и мои соседи по очереди являли собой странное зрелище. Сверху они напоминали мерзлых французов под Москвой или сталинградских немцев, ибо напялили на себя все теплое, что нашлось, включая купальные полотенца. Зато снизу это были обычные курортники в шортах и сандалетах.

Из-за раннего утра работало всего три кассы, плюс одна льготная - для ветеранов, участников боевых действий, имеющих более троих детей в машине или ребенка до одного года. Пока я стоял в очереди, мои девушки поели в круглосуточном кафе, посетили детскую игровую комнату, а Женя намотала на самокате по площадке-накопителю километров двадцать. Беглый подсчет показал, что перед нами три сотни машин. К 7 утра ветер улегся, и очередь двинулась. В 10 мы уже были на пароме, который приятно поразил тремя десятками розеток, с помощью которых можно зарядить свои усталые телефоны. Мой российский 3G-интернет работал ровно до середины Керченского пролива. Но я успел загрузить карту Крыма в навигатор.

Российский 3G-интернет работал ровно до середины Керченского пролива

Российский 3G-интернет работал ровно до середины Керченского пролива

Фото: Дмитрий СТЕШИН

За 1500 километров материковой трассы я не поймал ни одной ямы, но благословенная крымская земля тут же компенсировала этот дефицит, ударив в днище машины прямо на выезде из порта Керчь. Де-факто этот город стал воротами Крыма, а трасса Керчь - Симферополь - главной дорогой полуострова. У меня нет объяснений, почему за год к ней так и не прикоснулась рука дорожного рабочего. Постукивая амортизаторами, мы двинулись вглубь полуострова. В момент, когда я попал всеми колесами сразу в четыре ямы, слева от нас на горизонте нарисовалась величественная картина. Четыре пусковых контейнера с неведомой, но грозной «кузькиной матерью», смотрели в южное белесое небо. Ажурные антенны локаторов бойко мешали тугой, горячий воздух, оберегая покой крымчан и всех понаехавших отдыхающих.

Продолжение следует