Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество26 июня 2015 10:10

Человек, который спас Россию от коллапса

Наш колумнист рассуждает о роли Евгения Примакова [видео]
Примаков всегда был крут, но не слишком публичен

Примаков всегда был крут, но не слишком публичен

Фото: РИА Новости

Два человека сделали Россию такой, какая она есть сейчас. Егор Гайдар со своей шоковой терапией, и Евгений Примаков с национально-ориентированной промышленной политикой. Ничего другого не изобрели и не придумали. Гайдар умер несколько лет назад, Примаков ушел сейчас, 1990-е стали историей окончательно. И, увы, подводя итог, можно констатировать: «учение Примакова» принесло России громадную пользу. О Примакове и его роли на посту премьера все говорили только хорошее задолго до его кончины, но по факту его методы извлекаются откуда-то из дальнего шкафа, когда уже совсем припрет, и в очередной раз надо «спасать Родину». А методы Гайдара – хотя самого Гайдара ругают на всех перекрестках – это ежедневная, даже рутинная повестка дня для министерств и ведомств. Вот такая несправедливость.

Примаков всегда был крут, но не слишком публичен: о нем заговорили, когда он стал премьером после дефолта 1998 года. Долго не могли найти кандидатуру. Помню, обсуждал в те дни с одним высокопоставленным чиновником, он закатывал глаза:

- Только не Примаков!

Через несколько дней:

- Да пусть уж Примаков наконец.

Никто не хотел брать на себя ответственность. Я знаю одного министерского крупного работника, который в дефолт бросил ведомство, свалил в Египет (святые простые времена), и там запил, «стресс снимал». Но в основном спасали деньги, припорашивали схемочки, преступные и грязные, которые вдруг открылись после дефолта. А вот страну спасать было некому.

Примаков находился в том возрасте, когда гудеть в Египте глупо, заискивать перед людьми уровня предыдущего премьера как-то неловко, да и незачем, суперденьги уже не интересуют, и ты можешь делать то, что считаешь нужным. Но тонкость в том, что Примаков «считал нужным» совсем не то, что большинство людей его поколения.

Советская «элита» (всегда беру это слово в кавычки) раскололась вот по какому вопросу. Надо ли спасать СССР во всей чистоте жанра (как ГКЧП), или «все пропить, все продать, апокалипсис, твою мать», как поется в популярной песне, то есть рынок все вырулит, надо только пожестче, с кровью, с голодными бунтами. Примакову казалось, что то и другое как-то неуместно. Расхожие эти «идеи» родились от чудовищной необразованности «элиты» - одни бывали на Западе в командировках «по линии ЦК» и толком ничего не знали, но хотели, «как там», другие не совали носа дальше «родной проходной», а о капитализме судили по пропагандистским статьям в газете «Правда».

Примаков Запад знал и понимал

Примаков Запад знал и понимал

Фото: РИА Новости

Примаков Запад знал и понимал, что основа той политики – не ваучеры, не приватизация и невидимая рука рынка, а жесточайший национально-ориентированный прагматизм. Вот я президент США, у меня есть моя промышленность и моя торговля, а на остальной мир я в принципе плевал. Примаков решил, что это подойдет и для России. Этим же путем потом пойдет Президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Это же очень просто: кризис на время выводит импорт из зоны комфорта для потребителя, делает товары дорогими. Есть года два. Есть мощные еще остатки советской промышленности. Вперед! Только не надо ничего национализировать, пусть расцветают сто цветов, как говорил председатель Мао. Государство поддержит любого, кто работает на территории России на благо местного потребителя.

Итог: из кризиса 1998 года Россия вышла с таким запасом энергии, что показала ошеломляющий рост, который длился 10 лет. И не надо думать, что «нам помогла дорогая нефть» - да, и она тоже, но посмотрите на параметры экономики в 2000 году, когда сырье еще стоит копейки - впечатление, что палку воткни – расцветет, все прет как на дрожжах. Нефть просто поддержала этот рост.

Увы, Примаков премьером был недолго

Увы, Примаков премьером был недолго

Фото: РИА Новости

Увы, Примаков премьером был недолго. «Спасибо, старик, а теперь мы порулим», сказали ему политики, испугавшиеся промышленного лобби, которое вдруг стало поднимать голову. Да, друзья, национально-ориентированная политика предполагает, что в стране есть сильные лоббисты. Металлургии, ткацкого дела, сельского хозяйства. И эти лоббисты заходят к министру, пинком раскрывая дверь. В США сенаторы прячутся от промышленников, если перед ними нашкодили. Наши чиновники хотели быть главными, не хотели считаться «с какими-то там директорами и колхозниками», и им вполне подошла либеральная модель управления, при которой руки развязаны, счета надежно скрыты в оффшорах, ответственности ни перед обществом, ни перед промышленно-аграрным лобби никакой, и они съели Примакова. Еще до кучи они съели и Гайдара – чтобы не мешался. Так в стране восторжествовала «бюрократократия», власть не класса, владеющего средствами производства, а класса, контролирующего распределение благ – то, о чем писали неомарксисты еще в начале ХХ века.

1990-е стали историей окончательно. И, увы, подводя итог, можно констатировать: «учение Примакова» принесло России громадную пользу

1990-е стали историей окончательно. И, увы, подводя итог, можно констатировать: «учение Примакова» принесло России громадную пользу

Фото: РИА Новости

Результат очевиден. Если кризис 1998 года в самом деле стал, как учит нас сингапурская экономическая школа, шансом роста и источником новых побед, то кризис 2008 года, который преодолевали бездарно, заливая деньгами тех, кто умудрился обанкротиться даже в гипертепличных условиях российской экономики «нулевых» - он по большому счету не преодолен до сих пор.

Сейчас, в связи с санкциями Запада, чиновники вытаскивают фирменные приемы «от Примакова», играя терминами вроде «импортозамещение» или «опора на собственные силы», но и поезд ушел, и хватки примаковской нет. Да и самого Примакова тоже теперь нет...

СМОТРИТЕ НАШУ ФОТОГАЛЕРЕЮ:

Евгений Примаков факты из жизни в фотографиях

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Евгений Примаков: Нам не обойтись без экономической децентрализации

Бывший премьер-министр предложил на заседании созданного Торгово-промышленной палатой «Меркурий-клуба» свое видение выхода России из экономического кризиса. «КП» приводит наиболее интересные фрагменты выступления (подробности)

Евгений Примаков: «Решил: быть до конца в упряжке»

Когда говорят об этом человеке, не скупятся на эпитеты. Высочайшая компетентность и профессионализм, жизненная мудрость, неотразимое обаяние, умение решать, казалось бы, нерешаемые проблемы - это все о нем. И еще одно качество всегда отличало Примакова - государственник. Где бы ни работал этот человек - директором Службы внешней разведки, министром иностранных дел, главой правительства - он всегда преданно служил России. Трудно было везде. Сам Евгений Максимович по этому поводу высказался так: «Очевидно, это какая-то черта моего характера, мне казалось, что это самое важное место. И это было сложно» (подробности)

Примаков об инициативах Путина по борьбе с коррупцией: «Я не представляю себе эту борьбу без гражданского контроля над исполнительной властью»

- Общаясь с народом в прямом телерадиоэфире, президент Путин немалое место отвел такой важнейшей проблеме, как борьба с коррупцией. Конечно, велика роль правоохранительных органов в борьбе с этой разъедающей страну язвой. Но реальная борьба с коррупцией невозможна без гражданского контроля за деятельностью всех органов исполнительной власти сверху донизу (подробности)