Звезды18 августа 2015 21:03

«Сериал «Фарго» - это слишком тонко, зато «Тест на беременность» - искренний и сделан с любовью»

Глава кинопоказа Первого канала Сергей Титинков впервые рассказал, как выбирают телекино, которое потом будут ставить в эфир сразу после программы «Время»
Первый сезон блестящего сериала "Фарго" (2014), снятый в жанре черной трагикомедии, Первый канал смог себе позволить лишь в ночном эфире.

Первый сезон блестящего сериала "Фарго" (2014), снятый в жанре черной трагикомедии, Первый канал смог себе позволить лишь в ночном эфире.

Фото: кадр из фильма

Почему крутых западных сериалов в эфире Первого немного и идут они ночью, зато отечественные мелодрамы - каждый день и в лучшее время? Станут ли сериалы хуже из-за экономического кризиса? Сколько надо денег, чтобы снять одну серию? На эти и другие вопросы «КП» ответил директор Дирекции кинопоказа Первого канала Сергей Титинков.

Директор кинопоказа Первого канала Сергей Титинков.

Директор кинопоказа Первого канала Сергей Титинков.

Фото: Руслан РОЩУПКИН

«Узкие жанры не пройдут»

- Сергей Алексеевич, как вы определяете, какой сериал показать, а какой нет?

- Стратегия каждого телевизионного канала выстраивается в зависимости от той аудитории, на которую он работает. В этом смысле нам и легко, и сложно. С одной стороны, ты понимаешь, что у Первого канала самая широкая аудитория, он для всех. Но эта аудитория, в общем-то, достаточно консервативна. Какие-то узкие жанры не пройдут.

- Это какие, например?

- Скажем, научная фантастика. Есть аудитория, которая страстно ее обожает - читать, смотреть. Но есть не меньшая часть публики, которая фантастику терпеть не может. Делать ставку на «жанровые» сегменты аудитории, отсекая другие - это риск. Понятно, что в поисках новых жанров, нового языка можно использовать элементы той же фантастики, но базово все равно ты опираешься на самую широкую аудиторию. Модель нашей аудитории - это семья: бабушка, дедушка, папа, мама, дети. Нужно подобрать такой проект, чтобы он был интересен в идеале для всех. Это близко к тому, что на Западе называют мейнстримом. Эти фильмы могут быть в разных жанрах: драмы, мелодрамы, комедии, боевики, приключения, детективы. Но при этом в них есть универсальные драматургические конструкции. В этом-то и сложность – говорить простым языком о важном для всех. И большая ответственность. Эта ответственность еще и внутренняя: за производство, деньги, бюджет.

- Вы диктуете производителям, что снимать?

- Телевизионный рынок – сам по себе диктатор. Слава богу, у нас каналов много. Производители не обречены иметь дело только с одним заказчиком. У нас эта индустрия уже сложилась. Есть представление о зрителе, есть, может быть, смутное, но понимание, что сейчас интересно. Инициатива идет как со стороны каналов-заказчиков, так и от студий. Партнерство длится годами, мы научились понимать друг друга. А случайных производителей конкуренция отмела.

- Если сериал провалился в эфире, для канала это катастрофа?

- Канал, конечно же, теряет деньги, потому что производство недешевое.

- И что потом – лишение премий, депрессия?

- Ну, с депрессиями тут долго не живут – расслабляться некогда. Но расстраиваться от неудач - от этого не уйдешь никуда. Люди вкладывают свой труд, время, душу, творческие усилия. И если они ошиблись, если ты ошибся - конечно, расстраиваешься. Ошибки бывают, от этого никто не застрахован.

- А у вас бывало так, что сердце говорило: проект пойдет, и коллеги были согласны, а он не пошел?

- Чтобы все были уверены в удаче, такого не вспомню. Бывают сомнения всегда. Другое дело, что у тебя сомнения, но ты верил в эту историю. Бац! - и она вдруг заиграла.

- Вам приходилось засыпать с чувством тревоги: «Завтра в девять утра получу рейтинги, и все станет ясно…»? А поутру пить настойку пустырника или шампанское - в зависимости от результата.

- Если бы у нас все так остро реагировали, либо стали бы алкоголиками, либо в психушке заканчивали. Конечно, это не значит, что мы обросли броней.

- Ну, если цифры слишком низкие, вы же ждете вызова к начальству?

- Конечно, если ты ошибся, жди звонка и получай вполне заслуженный нагоняй - как от руководства, так и от коллег, от зрителей, от друзей. От кого угодно. А если все получилось - наоборот, можешь получить благодарность.

- Помимо официальных сводок, у вас есть субъективные каналы обратной связи - соседка, продавщица в магазине? Ваши знакомые, друзья имеют привычку доносить до вас свое мнение о сериалах Первого?

Благодаря Первому каналу в России "Шерлока" (2010 - по настоящий день) с Бенедиктом Камбербетчем и Мартином Фрименом смотрят почти одновременно с Великобританией.

Благодаря Первому каналу в России "Шерлока" (2010 - по настоящий день) с Бенедиктом Камбербетчем и Мартином Фрименом смотрят почти одновременно с Великобританией.

Фото: кадр из фильма

- Это всегда. И родственники, и друзья, и знакомые. И без шуток-прибауток не обходится. Если в компании окажется медик, все будут рассказывать про свои болячки. А если появится телевизионный человек, будут говорить: «Ну, г... показываете. Смотреть невозможно».

«Вам не нравится, а кто-то придет и скажет: «Ух! Замечательно и хорошо!»

- Стараясь максимально полно ответить на запросы зрителей, вы, по сути, идете у нас на поводу. Насколько каналу важно формировать вкусы публики, приучать ее к более качественному продукту?

- Мне кажется, что Первый канал как раз этим отличается, и это касается не только сериалов. В отличие от уважаемых коллег - уважаемых без всякой иронии, которые часто делают ставку, как модно выражаться, на капитализацию однажды успешно выбранных проектов и тенденций. Забывая, что это вызывает быстрый эффект, но так же быстро приедается.

- Эксперименты с новыми форматами - дело опасное?

- Ты всегда рискуешь. Немножко надо и на горло собственной песне наступать - не навязывать зрителю личные пристрастия, интересы, а уважать то, что он смотрит. Но, тем не менее, стараться ему предлагать и новые, более качественные штуки. Сериальную планку не только пытаться удержать, но еще постоянно ее поднимать.

- И поэтому на Первом показывают качественного «Шерлока». Правда, в ночном показе. Но вместе с тем у вас бывают такие сериалы, от которых оторопь берет. Например, «Кураж». Он ведь ужасающе плохой.

- Я еще раз говорю: надо набираться терпения, когда ты работаешь с такой широкой аудиторией. Критерии оценки – вкусно, красиво, эстетично и т.д., это все субъективно. Для кого-то одни критерии, а для кого-то другие.

- А разве прекрасное не абсолютно? Картины, например.

- Ну, знаете. Есть обожатели каких-то картин, а есть злостные ругатели и страстные противники. Ну, да, не совсем получился этот проект. Нельзя сказать, что он совсем плох.

- Допустим, сериал «Кураж» имел бы ошеломительные рейтинги. Он ведь все равно был бы ужасен.

- Вам плох, а кто-то придет и скажет: «Ух! Замечательно и хорошо!» Здесь надо стараться увидеть золотую середину. Чтобы проект максимально устраивал всех – и людей с высоким культурным и эстетическим цензом, и тех, кто не захотел или не успел такой в себе развить, кто не такой взыскательный.

"Кураж" (2014), снятый по мотивам биографии Аллы Пугачевой одним из ее бывших мужей, стал, пожалуй, худшим сериалом за новейшую историю канала. К счастью, рейтинги были так себе, а значит, что-то подобное больше снимать не будут.

"Кураж" (2014), снятый по мотивам биографии Аллы Пугачевой одним из ее бывших мужей, стал, пожалуй, худшим сериалом за новейшую историю канала. К счастью, рейтинги были так себе, а значит, что-то подобное больше снимать не будут.

Фото: кадр из фильма

- Почему нельзя снять просто хороший сериал? Взять американский «Breaking Bad», который и у нас хорошо знают. Это сложнейшая драма уровня Шекспира, но сериал шел себе в прайм-тайм по массовому американскому каналу AMC. А Первый купил отличный и свежий «Фарго», но показал ночью. В 21.30 бы не смотрели?

- Да, «Фарго» пошел в позднем эфире. И я абсолютно уверен, что покажи мы его в прайм-тайм, он бы не собрал тех цифр, на которые мы бы рассчитывали.

- Почему?

- Потому что, во-первых, это достаточно тонкая вещь для широкой аудитории. Во-вторых, это зарубежный фильм, который опирается на иностранные коннотации, которые нашему обывателю, без обид, чужды и далеки. А потребность у большинства населения - включить телевизор и получить что-то близкое себе. Истории из жизни, которые дадут отдохнуть, но мотивы поведения героев тебе будут понятны. Западные сериалы ушли из прайма. Последний из иностранных сериалов, который в прайме неплохо прошел, был «Остаться в живых».

- Тем не менее вы их показываете, хоть и очень поздно. И «Карточный домик» был, и много чего еще. Для вас это чистая благотворительность, гуманитарная акция с целью подготовки новой аудитории?

- Где-то мы зарабатываем. Где-то, может, не зарабатываем. Это стратегия канала - мы стараемся удовлетворить максимальное количество запросов, и предложить наиболее качественный продукт, который возможен. Если аудитория прайма ждет российских сериалов, наша задача это предложить. Если есть потребность смотреть зарубежные сериалы, мы должны найти лучшие образцы.

"Оттепель" (2013) хоть и заставили говорить о себе практически всех, тем не менее имела хоть и неплохие, но далеко не заоблачные рейтинговые показатели.

"Оттепель" (2013) хоть и заставили говорить о себе практически всех, тем не менее имела хоть и неплохие, но далеко не заоблачные рейтинговые показатели.

Фото: кадр из фильма

«Не считаю, что у нас продюсеры с пренебрежением относятся к зрителям»

- Кто ваш типичный зритель, который смотрит главный сериал дня с понедельника по четверг сразу после программы «Время»?

- Это преимущественно женщины. Это основа телевизионного смотрения, ядро аудитории. Взрослые, семейные, 30-40-50 лет. При этом нам бы хотелось, чтобы и более молодые тоже нас смотрели, и пожилая аудитория чтобы не отворачивалась.

- Доживем ли мы с вами до времен, когда и в России будут снимать сериалы по заказу не только каналов, но и интернет-площадок? Как это было в США с «Карточным домиком».

- Когда индустрия будет распоряжаться подходящими бюджетами, когда будет активно развито платное телевидение, платный интернет, то почему бы и нет? У нас такая историческая данность, что зритель многое привык получать нахаляву. Мы всегда смотрели телевизор бесплатно. Наши родители смотрели это все бесплатно. И даже интернет у нас появился в пиратскую эпоху. В отличие от зарубежной телевизионной практики, где платное телевидение долгими годами складывалось. Тот же самый «Breaking Bad» снимали не для эфирного смотрения. Там этим и привлекают зрителей: «Ты платишь не только за то, что смотришь продукт, который не прерывается рекламой. Ты смотришь продукт, который не увидишь на других каналах».

- Вот есть американский сериал «Декстер» - довольно примитивный с точки зрения драматургии проект. Но там одной заставки достаточно, чтобы понять - люди делали это с любовью. Или «Настоящий детектив» - произведение искусства, а не заставка. А после многих наших сериалов не покидает ощущение, что продюсеры, режиссер и актеры работают не с любовью, а с фигой в кармане. Один наш знаменитый актер много раз признавался в том, что снимается в сериалах для домохозяек ради денег и сам смотреть их не будет. Почему у нас такое пренебрежение к домохозяйкам?

- Ну, по частным примерам делать общие выводы я бы не стал. Я не считаю, что у нас продюсеры с пренебрежением относятся к зрителям. Хотя не очень порядочных людей везде хватает. Но общая тенденция достаточно здоровая.

Стилизованный под полицейский нуар 1930-х "Крик совы" (2013) пришелся по вкусу как привыкшим к заграничному продукту эстетам, так и массовому зрителю. Увы, повторить успех пока не удалось.

Стилизованный под полицейский нуар 1930-х "Крик совы" (2013) пришелся по вкусу как привыкшим к заграничному продукту эстетам, так и массовому зрителю. Увы, повторить успех пока не удалось.

Фото: кадр из фильма

- У нас просто меньше денег?

- С одной стороны, это болезни роста. И да - действительно нельзя сравнивать рынок и бюджеты, которые есть в Америке, в Европе, и у нас. И если вы попробуете выяснить бюджеты, на которых снимался тот же самый «Настоящий детектив», то цифры будут на порядки больше, чем у нас. Наши сериалы в последние годы набирают качество и выглядят не стыдно.

- Вы можете посмотреть сериал на Первом канале как обычный зритель?

- Когда ты изнутри процесса на всех стадиях - от заявки до реализации, тяжело получить чистую эмоциональную реакцию. Тебе это может нравиться, не нравиться, но прицел уже сбит.

- Тогда какой сериал на канале все же произвел на вас впечатление?

- Конечно, «Оттепель». Один из тех проектов, которые оставляют чувство удовлетворения. Еще мне нравится «Нюхач».

- Оба сериала прошли аж в конце 2013-го. А в этом сезоне?

- Много таких проектов... (надолго задумывается. - Авт.) Мне нравится «Тест на беременность» - несмотря на то, что он незатейливый, простой. Зато сделан с любовью, искренний. Не фальшивая, не картонная штука. Понравился «Мажор», он в непривычной для нас стилистике - более молодежный. Еще «Григорий Р.», «С чего начинается Родина».

"Тест на беременность" (2015) - более-менее разумный компромисс между качеством и доступностью.

"Тест на беременность" (2015) - более-менее разумный компромисс между качеством и доступностью.

Фото: кадр из фильма

- А за западным рынком следите?

- Ну, конечно, да. Конечно, жадно смотрим.

- Почему у нас бесконечно снимают о былых эпохах? Про старые криминальные истории, про ушедших героев - актеров, певиц, исторических деятелей. И никто не изучает обычного человека в современных обстоятельствах. Между тем именно этим занято американское ТВ. Почему никто не хочет понять, что творится с нами сейчас?

- Ну, я бы так не сказал бы. Во-первых, изучают. Но это самая большая для мастеров культуры задача сегодняшнего дня – предложить героя нашего времени.

- У нас сценаристов нет?

- Есть у нас и сценаристы, и режиссеры, и писатели. Но, когда эпоха стремительно меняется и у тебя нет возможности присмотреться повнимательнее, проанализировать какие-то вещи, выбрать героя нашего времени непросто. Но у нас есть неплохие успешные сериалы и о сегодняшнем дне. Тот же самый «Мажор» и тот же самый «Тест на беременность». Они не менее популярны, чем ретро-программа. Да, они, может быть, не такие замысловатые, без внутренних серьезных переживаний, но все равно это живые, настоящие, сегодняшнего дня герои, с сегодняшними проблемами. Что касается интереса к ретро. Тоже понятно, почему. У нас страна в этом смысле уникальная. Жили в одной стране, потом нам сказали, что это неправильно, нужно жить в другой. Теперь живем в третьей и так далее. Нам важно отрефлексировать, понять опыт предыдущих поколений – он был важен, ценен или нет? В нашей истории было очень много страстных ревизий. Даже не на историческом, а на бытовом, эмоциональном уровне.

- Почему про всех уже сериалы сняли, а про Ленина нет? Это же наш культовый персонаж.

- Появится когда-нибудь, просто важен внутренний вопрос, который себе поставят авторы сценария сериала и продюсеры. Ты сам себе должен сначала ответить, кто тебе эта фигура. С Лениным все не так просто. Если к нему и подойдут, то в последнюю очередь - еще и потому, что была колоссальная Лениниана в советское время. Нужно этому что-то противопоставить. Но нужно ли противопоставлять, вступать в конфронтацию? Придется со всем этим вступать в диалог.

- Вы уже сейчас знаете, что покажет Первый в ближайшие годы. Расскажите хотя в самых общих чертах, а? И правда ли, что из-за кризиса все будет довольно скромно?

- Будем стараться, конечно, удивлять. А там как получится. Понимаете, вопрос же не в деньгах и не в бюджетах. Хотя в них тоже. Конечно, чем больше денег на рынке, тем ты можешь себе позволить более качественную продукцию.

Съемки одной серии выдающегося американского сериала "Во все тяжкие" (2008-2013) обходились в $3 млн - сумма для наших продюсеров абсолютно недостижимая.

Съемки одной серии выдающегося американского сериала "Во все тяжкие" (2008-2013) обходились в $3 млн - сумма для наших продюсеров абсолютно недостижимая.

Фото: кадр из фильма

- А сколько стоит одна серия?

- У киношных продюсеров существует такая присказка: кино можно снять за любые деньги. Это правда. В прошлый год, позапрошлый каналы и производители могли себе позволить больше тратить. А серия может стоить от 7 до 12 млн рублей (для справки: стоимость одной серии «Breaking Bad» составляла $3 млн, то есть 198 млн руб. по нынешнему курсу. – Авт.) Можно потратить и меньше, и больше. Я думаю, даже если будут непростые времена с точки зрения экономики, потребность людская смотреть истории о себе, о своей жизни, пытаться найти в них ответы для своего интеллектуального, эмоционального, социального опыта - она никуда не денется. И ответственность телевидения в этом смысле большая. Кино удовлетворить эту потребность в массовом порядке уже не может - оно передало эту функцию телевидению. Поэтому на Западе ренессанс сериального кино. Да и у нас оно стало расцветать. Кино стало новой формой развлечения, это парк аттракционов. Раньше ходили покататься на американских горках, а сейчас смотрят стереокино, ходят в «аймаксы». А если хочется простого, доверительного разговора с глазу на глаз, в семейном кругу, надо включать телевизор.

Семейная сага "Дом с лилиями" (2014)  - более чем типичный сериальный продукт Первого.

Семейная сага "Дом с лилиями" (2014) - более чем типичный сериальный продукт Первого.

Фото: кадр из фильма

Смотреть видеосюжет
Как снимался сериал "Оттепель"
Как снимался сериал "Оттепель"
В студии программы "Сегодня вечером" - творческий коллектив многосерийного фильма