Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество23 августа 2016 23:00

Родителям погибшего в авиакатастрофе капитана «Локомотива» Ивана Ткаченко не дают встретиться с внуками

Младшего ребенка хоккеиста, родившегося уже после трагедии, они видели только по телевизору
В понедельник весь мир скорбел о команде «Локомотив»

В понедельник весь мир скорбел о команде «Локомотив»

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

В понедельник весь мир скорбел о команде «Локомотив», разбившейся 7 сентября 2011 года в авиакатастрофе близ аэропорта Туношна. Корреспондент в эту черную годовщину поговорил с отцом экс-капитана Ивана Ткаченко – одного из самых любимых хоккеистов Ярославля.

«СЫН СПАС ВОСЕМЬ ДЕТЕЙ»

Конечно, вы помните историю Вани Ткаченко. Много лет он оказывал тайную помощь детям с онкологическими заболеваниями. А последний платеж – на полмиллиона рублей – отправил эсэмэской уже из самолета «Як-42». Через четверть часа весь «Локомотив» разбился в авиакатастрофе…

- Вы следите за судьбой ребят, которым помогал ваш сын? – спросил я у Леонида Владимировича Ткаченко.

- Общаюсь с мамой Дианы Ибрагимовой, ее Ваня спасал от лейкоза. Она мне тут рассказала, что ее дочь ехала с другом и упала с мотоцикла. Выжила, но снова предстоят серьезные операции. Я ее отругал – нельзя так не следить за ребенком.

Они приезжали ко мне в Ярославль. А других не знаем. На связь не выходили, знать о себе не давали. Только в интернете можно найти список фамилий. Но всего благодаря помощи Вани выжило восемь человек.

«ХОЧУ ПОСТРОИТЬ ШКОЛУ ИМЕНИ ВАНИ»

Ткаченко все эти четыре года хочет построить хоккейную школу, о которой так мечтал его сын. Финансирования не хватает, но отец хоккеиста не сдается:

- Да, никто не дает денег. Сейчас ведем разговоры с одним инвестором. Возможно, что-то получится. Хотя нам говорят прямо: в нынешних условиях окупить проект нереально. А я буду брать деньги только при уверенности, что их отдам.

Вы сами можете представить, как помешал кризис. Когда проект был готов, его цена составляла 80 миллионов рублей. А сейчас подскочила до 189 миллионов. Я даже писал Президенту России. Мое обращение попало в администрацию и оттуда спустилось в Ярославль. Теперь не знаю, как решится вопрос.

Отец погибшего хоккеиста ХК "Локомотив" Ивана Ткаченко Леонид Ткаченко

Отец погибшего хоккеиста ХК "Локомотив" Ивана Ткаченко Леонид Ткаченко

Фото: РИА Новости

Так-то нам землю выделили, и все уже готово. Строительство можем начать хоть завтра. Нет только финансирования. Бизнесмены же говорят, что если вложиться самим, то процент прибыли будет небольшим. Кому это интересно?

А мне, чтобы рассчитаться, нужно брать с родителей каждого ребенка по 12-15 тысяч рублей в месяц. Потом бы снизил цены, когда окупил бы проект. Но понимаю, что ко мне в Ярославле просто никто не пойдет.

- Но люди останавливают вас на улице, дают деньги.

- Да, собралось 300 тысяч рублей. Хватит по смете только на половину забора вокруг арены. Если не сможем реализовать мечту, я передам эти сбережения в детский дом. Но хочу биться за школу имени Ивана Ткаченко до конца.

«ВНУКОВ НАСТРАИВАЮТ ПРОТИВ НАС»

- Вы слышали о том, что Ваню Ткаченко посмертно наградили «Орденом ладошки» за благотворительность и милосердие?

- Да, мне позвонили из Саратова и рассказали, что учредили такую всероссийскую премию. Очень понравилось, что там пять номинаций, на которые претендуют по 10 человек. Их отбирают дети – пишут фамилии на бумажках, бросают в барабан.

Приятно, что Ваня получил признание именно детей. Спасибо большое за задумку. И за то, что помните моего сына.

- Когда разбился Ваня, у него остались две дочки – Александра и Варвара. И жена Марина была беременна мальчиком. Как его назвали?

С командой прощались всем городом

С командой прощались всем городом

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

- Николаем, как хотел Иван.

- Ребенок тянется к хоккею?

- Мы ничего не знаем. Нас не подпускают к внукам. В суд не идем – зачем наносить травму детям? Чтобы потом рассказывали, какие мы плохие?

- Почему супруга Вани выставила барьер?

- Из-за вопросов имущества и наследства, которые поднимали в суде. Также Марина была против школы имени Вани – говорила, что меня обманут. Сама получила всю сумму по страховке, компенсации – мы спорить не стали.

Я приходил к ней домой – меня не пустили. Смотрели только по телевизору, как ее с нашим внуком встречают из роддома. Мы прекратили все отношения. Тем более знаем, что детей настраивают против нас. Пришли к старшей в школу на Новый год, принесли подарки – она от нас бежит, где-то прячется. Господи, зачем к ребенку приставать? А раньше мы целовались-обнимались, когда Ваня был жив.

«ПИЛОТЫ КАЗАЛИСЬ НЕВМЕНЯЕМЫМИ»

- 21 сентября вынесут приговор главному подозреваемому - замдиректора «Як Сервиса» Вадиму Тимофееву. По версии следствия он нарушил правила безопасности при допуске экипажа к полету. Отвечал в компании за квалификацию летного состава. И знал о том, что пилоты имели поддельные документы на управление «Як-42», но все равно разрешил им садиться за штурвал. Тимофееву светит шесть лет колонии. Родители погибших хоккеистов согласны с обвинением?

- Пока шло расследование, всплыло очень много вопросов, на которые мы не получаем ответы. Все же нормальные соображающие люди. Как мы можем поверить в то, что летчик одновременно нажал на газ и тормоз? Вы водите машину – сами понимаете, что это невозможно.

Конечно, нарушения были. Куда без них? Может, где-то Тимофеев подошел формально. Но зачем летчиков со стажем (у одного 30 лет, у другого – 15) обучать вождению каждые полгода на устаревшей технике советских времен? Они ее знают наизусть.

У этих ребят был допуск и в Байконур, и в Плесецк. Не каждый пилот имел такое. Это были опытные летчики, которые возили команду в августе в Ригу на Кубок латвийских железных дорог – за 10 дней до трагедии.

Иван Ткаченко был один из самых любимых хоккеистов Ярославля

Иван Ткаченко был один из самых любимых хоккеистов Ярославля

Фото: РИА Новости

- Почему вопросы не рассматривает суд?

- Это дело основного следствия. А в суде разбирается деятельность Тимофеева. Я его виновником не считаю. Как мы можем осуждать человека, если его нарушения второстепенны, а на главные факторы мы не получили ответ? Мы не знаем даже причину крушения самолета. То, что при взлете кто-то нажал на тормоз – глупость полная.

- Правда, что пилоты в кабине находились в возбужденном состоянии?

- Мы слушали пленку, как они взлетали из Москвы – там были четкие команды, все спокойно и хладнокровно. А в Ярославле стоял мат-перемат. Такое впечатление, что пилоты были невменяемыми. Они говорили о чем угодно, только не об элементарных указаниях, нужных при подъеме самолета. Может, их напоили чем-то? Пилоты работали на автомате. А в экстремальной ситуации возник хаос.

Кроме того, 16 секунд записи просто вырезаны. Взлет, пропуск – и сразу взрыв.

Какие-то непонятные снимки. Ведь в Ярославле проходил международный саммит, прибывали главы государств. А наши ребята проходят через контроль – все видно как в тумане, лиц не разобрать. Не могут так работать камеры при таком событии.

Покажите нам самолет с наружной камеры. Начало старта. Нет – мы видим только удаляющийся хвост в тумане.

Очень много нюансов, которые наталкивают на подозрительные мысли. И как мы можем осуждать летчиков? Может, они все правильно делали, а мы будем сажать Тимофеева. Я думаю, этот человек ни в чем не виноват.

«НА ВЗРОСЛЫЙ ХОККЕЙ НЕ ХОЖУ»

- Как у вас проходит 7 сентября?

- «Локомотив» проводит официальное мероприятие, собирает людей на автобусах. Есть определенная программа.

Мы не всегда ее придерживаемся. Ездили в воскресенье на мемориал в Туношне, когда нет народу. Постояли, возложили цветы. Сходили на кладбище к Ване.

В понедельник – в собор на молитву... Еще организуют поминальный ужин, но мы в нем не участвуем.

Каждую неделю со многими родителями встречаемся на кладбище, разговариваем. Знаем друг друга.

- Заглядываете на «Арену-2000»?

- После гибели сына на взрослый хоккей не хожу. Смотрю в полглаза, как играет «Локомотив». Да, главный клуб города. Это Ванина команда, он был большим фанатом. Но мне теперь интересен только детский хоккей в Ярославле. Вот для них хочу работать.

- Вам Ваня снится ночами?

- Часто снятся внуки. А вот сын приходит к родителям других игроков. Они потом рассказывают на кладбище, как о чем-то беседовали с Ванечкой. Однажды являлся к жене брата, причем две ночи подряд. Видение было, как они дома сидели – смеялись, что-то обсуждали. Какие-то байки рассказывали, делились новостями. Сын у меня был жизнерадостным…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Хоккеист «Локомотива» Иван Ткаченко потратил на помощь больным детям 9 996 300 рублей

Под именем Ивана Леонидовича он практически каждый месяц жертвовал деньги. А за 15 минут до гибели перечислил 500 тысяч рублей на счет 16-летней девочки Дианы Ибрагимовой, больной раком. На счет Дианы Ибрагимовой он в декабре прошлого года уже переводил со своей банковской карты полмиллиона рублей. Ткаченко был постоянным жертвователем фонда «AdVita» и занимался благотворительностью с 2007 года, оставаясь при этом неизвестным (подробности).

Хоккеист Иван Ткаченко, переводивший деньги больным детям, получил «Орден Ладошки». Посмертно

Ивана Ткаченко, погибшего игрока «Локомотива», в Саратове посмертно наградили необычным орденом – «Орденом Ладошки». Кандидатов для этой награды выбирают дети. Среди номинантов бывают врачи, спасатели, детские писатели, спортсмены. Все те, кого ребята могут считать героями и образцами для подражания. Ваня стал кавалером ордена в номинации «Подвиг» (подробности).

КАК ЭТО БЫЛО

«Як-42 загорелся еще в воздухе и падал как огненный шар!»

Самолет ЯК-42, на котором ярославские хоккеисты летели в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо», упал с высоты 500 метров сразу после взлета. Всего на борту было 45 человек, из них 37 хоккеисты. Еще через несколько часов после трагедии одна жительница села Туношонка рассказывала корреспондентам «КП», что самолет взорвался еще в воздухе. Но сама она этого не видела, а лишь слышала какие-то хлопки. Чиновники и следователи категорически отрицали эту версию: чего, мол, бабульки не наговорят (подробности).