2016-08-24T02:00:12+03:00

Москве предлагают ответить за царей

Попытки взорвать Россию изнутри, через противоречия на Кавказе становятся все изощреннее [Часть 1]
Поделиться:
Комментарии: comments136
День Победы - один из тех праздников, которые заставляют и черкесов, и русских, и всех живущих на Кавказе вспоминать общие триумфы, а не взаимные обиды и поражения.   Фото: Сулим КУДУСОВДень Победы - один из тех праздников, которые заставляют и черкесов, и русских, и всех живущих на Кавказе вспоминать общие триумфы, а не взаимные обиды и поражения. Фото: Сулим КУДУСОВ
Изменить размер текста:

- Слушай, я понимаю, что вы воспользовались ситуацией, передав прошение о геноциде черкесов в парламент Украины, которая сейчас настроена враждебно к Москве, но вот сам факт, что выбрали для этого Олега Ляшко, смотрится как-то не очень.

- Почему? - мой собеседник даже подался вперед.

- Ну, с учетом кавказской гордости. Предки ваши с русскими царями сражались сто лет, а их потомки обращаются, как говорят, к педерасту с прошением.

- Ж... Ляшко имеет тут только то значение, что сидит в кресле Верховной Рады Украины, - отрезал он. И я понял, что черкесская оппозиция, хотя бы какая-то ее часть, стала по-европейски толерантной. И готова сотрудничать с кем угодно, лишь бы дело шло к созданию «Великой Черкесии» или хотя бы признанию России виновной.

РОДИНА ЗДЕСЬ

Нальчик встречал меня хмурой облачностью, сплошь покрывшей небо, и очередной контртеррористической операцией. Оперативники ФСБ обнаружили, а спецназовцы блокировали то ли в центре, то ли на окраине группу боевиков, которые закрепились в доме и отвечали огнем на все предложения о сдаче. Потом боевиков уничтожили. Как обычно.

- Какой радикальный ислам? О чем говоришь? – таксист-кабардинец, похоже, искренне возмущен. – Это деньги. Они туда за деньгами идут. У нас любят исламом прикрывать, а на самом деле до сих пор и женятся, и хоронят, все делают не по исламу, а по обычаям и традициям предков.

Примерно о том же говорил мне два года назад глава черкесской общественной организации «Адыгэ хасэ» Мухамед Хафицэ. Не изменил своего мнения он и сейчас. Как и не снизил активности в работе в Международной черкесской ассоциации (МЧА), общественной организации, объединяющей черкесов по всему свету, как в России. Так и в зарубежных диаспорах.

- Связи с зарубежными черкесами мы не теряем, - подтверждает он и тут же уточняет. - Но укрепляем связи с прогрессивными черкесскими силами за рубежом. Потому что эти прогрессивные силы являются вроде бы нашими послами, послами России в этих зарубежных странах. В то же время в разных странах есть радикальные общественные организации, и они сейчас усилились. Сейчас Россия в трудном положении. Неважно, ЦРУ там или английская разведка, на кого конкретно они работают. И в этой связи они усилили свои нападки. И в это дело втянули наших людей здесь, некоторых членов исполкома, которые представляют соседние республики.

- Еще недавно такого не было. Вот как проблемы стали с Крымом, Восточной Украиной, сразу они и запели, продолжает Мухамед. - Недавно вице-президент МЧА Мухамед Черкесов на радио «Свобода» заявил, что нам не по пути ни с теми, кто работает под Россией, ни с теми, кто работает под Турцией. Мы, говорит, будем работать с Европой. Он где-то в Европе хочет создать новую, альтернативную МЧА организацию. В Европе.

- Пытаться создать Черкесию за рубежом – бессмысленное занятие, - вступает в разговор представитель сирийской диаспоры в Кабардино-Балкарии Орфан Барсик. – Можно, конечно, хоть в Африке какую-то территорию назвать Черкесией, но Родиной она от того не станет. Родина здесь, это Россия. У этих деятелей одна цель – выставить как можно больше сил против России. Те, кто стоит за всеми этими процессами, не столько озабочены судьбой черкесов, сколько хотят ущипнуть Россию. И мы знаем, кто стоит.

- Кто?

- США, Великобритания.

Черкесия действительно может быть только на черкесских землях. Но есть те, кто считают, что это вовсе не должно быть в России. Или, скорее, не должно Россией быть.

«Нет Олимпиаде в Сочи на земле геноцида!» - гласит надпись на плакате активиста антироссийской акции. Сотни таких акций прошли в разных странах, где есть черкесская диаспора Фото: REUTERS

«Нет Олимпиаде в Сочи на земле геноцида!» - гласит надпись на плакате активиста антироссийской акции. Сотни таких акций прошли в разных странах, где есть черкесская диаспораФото: REUTERS

У СЕМИ НЯНЕК… ПРОЕКТ ЗА ПРОЕКТОМ

Тема «Россия веками угнетала черкесов» стала активно продвигаться их заокеанскими и европейскими «друзьями» чуть ли не сразу после начала «холодной войны». Совсем недавно мы видели активизацию этих сил перед сочинской Олимпиадой. Тогда, наряду с выступлениями российской демократической оппозиции, потешавшейся над проведением Зимней Олимпиады в субтропиках, мощнейших сетевых атак по поводу «неготовности объектов», «ущербности инфраструктуры», ряд организаций зарубежных черкесских диаспор выступил против Олимпиады в Сочи, аргументируя свою позицию необходимостью чтить память их предков, которую Россия намерена попрать своими стройками и спортивными мероприятиями в местах древних захоронений. Поддержал такие позиции и ряд черкесских активистов в самой России.

Но тут у них ничего не выгорело. С одной стороны, из Сирии от войны побежали семьи черкесов, которых Россия вместе с другими странами стала принимать, несмотря на не самые благоприятные экономические условия. Их расселяли, как могли, трудоустраивали, помогали с изучением языков (как русского, так и кабардинского, адыгейского, которые они, по большей части, утратили), словом и государство, и само население встретили таких беженцев, как только смогли. С другой стороны, с делегацией черкесов тогда встретились вице-премьер Дмитрий Козак, тогдашний губернатор Кубани Александр Ткачев и глава Оргкомитета Олимпиады Дмитрий Чернышенко.

- Эта была такая поездка, которую не забудешь, - вспомнил в Нальчике один из членов этой делегации. – Нас везде возили, везде так гостеприимно встречали, что мы на каждое следующее мероприятие по протоколу приезжали всегда с опозданием. Даже на открытие Олимпиады немного опоздали. И тогда все убедились, что никто над захоронениями наших предков не глумится.

Триумф Олимпиады опрокинул все расчеты разработчиков. Но они не успокоились, а стали разрабатывать новые планы. Один из них – создание виртуальной республики Великая Черкесия, которая со временем должна стать реальной. Технология проста и уникальна одновременно. Уже в конце 2014-го, года проведения Олимпиады группа экспертов Джеймстаунского фонда (США), которой руководил бывший сотрудник ЦРУ и активист черкесской американской диаспоры Мурат Натырба, закончила работу над проектом, который передала директору Черкесского культурного центра Грузии, профессору Тбилисского госуниверситета Мерабу Чухуа. Последний в начале нынешнего года организовал не афишируемую ее участниками встречу членов делегации российских черкесов из Кабардино-Балкарии и Адыгеи с вице-спикером парламента Грузии, главой парламентского комитета по вопросам диаспор и Кавказа г-ном Губазом Саникидзе. Начало реализации активной фазы проекта намечено на следующий, 2016-й год.

Суть проекта сводится к тому, чтобы отобрать в интернете из общего числа желающих пару-другую тысяч желающих стать «гражданами» государства Черкесия в интернете и получить паспорта этого государства. В свое время в Австралии собирались печатать «паспорта Черкесии» как сувениры для желающих, но эксперты из Джеймстауна посоветовали изготовить не просто сувениры, а настоящий документ, с 15-ю степенями защиты, в соответствии с требованиями Евросоюза. Гражданином «Черкесии» сможет стать этнический черкес, который заплатит за паспорт и будет готов ежегодно платить от 100 до 200 долларов США налога. Естественно, если он будет разделять взгляды организаторов государства. Каждый из них сможет избирать и быть избранным в виртуальные органы власти виртуальной Черкесии, которые объединит в себе новая организация – «Полития Черкесская Хаса». Которая, внимание, объявит «о притязаниях на государственность и представленность в мировом сообществе» и заявит, что «при любом естественномили ином изменении существующих границ России, ликвидации государственности России или иных причинах, которые приведут к изменению статус-кво, черкесский народ является единственным и неоспоримым правообладателем на территорию и статус, потерянные в результате аннексии со стороны российского государства, осуществленные по отношению к черкесам, повлекшей в результате ликвидацию своей формы государственности».

Извините за длинную цитату, но она стоит того, поскольку раскрывает истинные цели, прикрываемые требованиями извинений Москвы за действия Российской империи и СССР, за то, что черкесы привыкли называть геноцидом их народа. Причем, привыкли в последние несколько десятилетий. Тот же Чухуа в конце нынешнего апреля, выступая перед своими коллегами-соратниками, отметил, что «усилия международного сообщества и Грузии в черкесском вопросе не прошли даром. И за прошедшие годы геноцид черкесов был признан всеми черкесами, как проживающими за рубежом, так и российскими, в том числе и чиновниками-черкесами».

Умеют ребята работать, что тут говорить. Если их не остановить, ой как далеко зайдут. Если позволим.

У КАЖДОГО СВОЯ ИСТОРИЯ

- Каждый год сидеть и плакать в жилетку – вот как нас убили, как нас разгромили, как нас унизили – нельзя, - уверен Хафицэ, который знает историю своего народа и его культуру как редко кто. - Оглядываться назад нужно для того, чтобы увидеть свет впереди.

Мухамед, вообще, очень громкий человек. Он любит произносить тосты, он свято блюдет адыгский этикет до последней мелочи, и знает не только, кто чего стоит в Кабардино-Балкарии, но и в черкесских диаспорах за ее пределами. Но главное его призвание – дружить. Он дружен даже с теми, кого считает своим противником. Потому что, по его мнению, есть нечто, стоящее выше, объединяющее всех – черкесский этнос. Другой вопрос – считают ли также его противники.

Почти все черкесы, к какому бы из племен (а их было 12 основных на момент Кавказской войны) ни принадлежали, делятся сейчас всего на две категории. Одни считают, что их предки были белыми и пушистыми, и злые цари их беспощадно угнетали и изничтожали за то, что весь черкесский народ, как один… Другие согласны с тем, что обе стороны жили по законам того времени и были достойны друг друга. Как и всякого рода третьи и прочие стороны в этом конфликте, ведшие себя ничуть не лучше, а то и хуже. Но в том, что геноцид был, действительно уверены все, с кем я за время командировки переговорил в Нальчике и Черкесске. Тут Чухуа с компанией поработали так основательно, что любые доводы и аргументы, которые вступают в противоречие со стереотипом, отметаются вопреки любой логике.

- К концу войны с русскими (Кавказской) в живых осталось не больше 10% от довоенной численности черкесов. Вот насколько жестокими были русские войска!

- Слушайте, а ничего, что в регионе с 1804 по 1826 год свирепствовала эпидемия чумы, которая косила всех подряд? Так, что уже к 1812 году из населения Кабарды, оценивавшегося в 350-400 тысяч человек, осталось в живых от 30 до 60 тысяч.

Оказывается ничего. В русской армии 90% потерь в ходе войны на Кавказе были небоевыми: от малярии, чумы, холеры, других болезней. Это в армии, где были врачи, старались в приказном порядке соблюдать гигиену, были установлены санитарные нормы. В аулах же ничего подобного не было. Там эпидемии выкашивали всех подряд. Многие из черкесских дворян, кстати, обращались за помощью к армейским российским врачам. В чем не было ничего удивительного. Стать кунаком русского офицера не считалось у черкесской знати зазорным. Как, кстати, не было ничего постыдного в этом и для офицеров.

Российская имперская политика долгое время была, выражаясь современным языком, достаточно толерантной. Особенно, если сравнить ее с поведением других империй того времени - Британской, Германии, Франции.

СПРАВКА «КП»

До конца 1810-х годов политика России в данном регионе была оборонительной. На черкесской земле была построена только крепость Моздок, и то, в значительной степени по просьбе хозяина тех мест, одного из кабардинских князей. При Павле Первом, например, было строжайше запрещено переходить на левый берег Кубани (правобережная - бывшие земли ногайцев). Так что когда в 1797 году кубанцы в отместку на набеги разорили один из черкесских аулов и угнали до 5 тысяч голов овец, Павел распорядился овец вернуть черкесам, командира казаков отдать под суд, а остальным участникам похода передать, что в случае повторного похода он всех их, на это раз самих, отдаст в руки адыгов.

В 1828 году Николай I распорядился создать взвод конвоя Его Императорского Величества из представителей княжеских черкесских родов, регулярно проводить ротацию и т.д. Император хотел оказать черкесам почести, но те, подозревая, что «русский царь» хочет «взять заложников из знатных семей» (обычная практика на Кавказе того времени), саботировали эту инициативу.

А потом началось все остальное. Жесткие и жестокие военные кампании, уничтожение аулов, насильственная депортация несогласных, говоря, опять же современным языком.

Но многие из моих новых знакомых о том, что предшествовало появлению известных покорителей Кавказа, считающихся у местного населения карателями тех же генералов Ермолова и Засса, и слышать не хотят

Продолжение следует.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Хаути Сохроков: Помнить о прошлом, думать о будущем, праведно жить сегодня

Одним из тех, с кем удалось поговорить в Нальчике, был президент Международной черкесской ассоциации. Беседу с ним, которая предлагается вниманию читателей, я посчитал нужным вынести отдельно от статьи

- Что сейчас происходит с Международной черкесской ассоциацией? Почему активизировались некоторые люди, силы и процессы? Чего они жаждут? Реформ или развала?

- Я хочу прежде напомнить, что, как и любой организм, как и все общество, Международная черкесская ассоциация испытывает периодически проблемы, которые могут обостряться, - то приходят новые люди, то времена другие наступают. Сегодня перед нами совсем другие вопросы стоят, если сравнить, например, с 1991 годом, когда наша Международная черкесская ассоциация была создана с помощью тех людей, черкесских общественных деятелей, которые во всем мире давно жаждали вот такого контакта и хотели бы восстановить свои истоки, свою историю. Тогда главным было налаживание связей с соплеменниками.

Сегодня за рубежом проживает гораздо больше черкесов, чем на Родине. Естественно, их всегда тянуло на Кавказ. Но были периоды в истории, «железный занавес», которые препятствовали культурным связям российских и зарубежных адыгов. За период с 90-х МЧА позиционировала себя как организация, которая служит и по уставу, и по положению интересам нашего народа в России, и за рубежом. Восстановились многие родственные связи. Сейчас нас все знают, и мы решаем уже более масштабные проблемы. (подробности)

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также