2016-08-24T02:00:12+03:00

Москве предлагают ответить за царей. Часть 2

Попытки взорвать Россию изнутри через противоречия на Кавказе становятся все изощреннее
Поделиться:
Комментарии: comments180
Черкесская школа в ИорданииЧеркесская школа в ИорданииФото: Александр ГРИШИН
Изменить размер текста:

Продолжение. Часть 1.

КАК СЛЕПОЙ С ГЛУХИМ

Вот только несколько фрагментов из нескольких диалогов с разными людьми.

Диалог первый:

- Вы обвиняете Российскую империю, но ведь черкесы регулярно совершали набеги на казачьи станицы и российские деревни.

- Раз вы знаете, что есть такие факты, скажите, где они брали – в Москве захватывали, в Петербурге?

- Набеги. Уходили в набеги дружины черкесские…

- Правильно делали.

- Отряды князей на русскую землю приходили, угоняли тот же скот.

- Геноцид объясняется тем, что черкесы нападали, угоняли скот? Это вы как причину можете рассказывать в другом месте, но не со мной. Это называется сказки про белого бычка. Даже в сегодняшнем цивилизованном мире у разных государств есть какие-то проблемы, скажем так, пограничные. Не было такого, что черкесы ходили воевать в Москву и Санкт-Петербург?

- Россия - это не только Москва. К примеру, в 1771 г. князь Сокур Арсланбек Аджи напал на донскую станицу Романовскую, полстаницы жителей убил, а вторую половину пленил, и угнал в рабство за Кубань, а потом продал их как рабов на побережье.

- Мы в Россию воевать не приходили.

- А кого тогда продавали в рабство?

- Это Россия вторглась в пределы Черкесии. И это при том, что в становлении российской государственности черкесы сыграли большую роль. Говорят: добровольное присоединение Кабарды к России. Это чушь.

- Как тогда расценивать тот факт, что император Николай I наградил Кабарду почетным знаменем. Вместе со знаменем 2 марта 1844 г. император пожаловал Кабарде и высочайшую грамоту, в которой самодержец объясняет причину своей милости: «Постоянное усердие, преданность и всегдашняя готовность к поднятию оружия против враждебных горцев, оказываемая кабардинскими жителями, обратили на себя особенное Наше благоволение. В ознаменование коего Всемилостивейшее жалуем кабардинским жителям почетное знамя, которое препровождая при сем, повелеваем хранить оное, как знак Монаршего Нашего внимания и, в случае надобности, употреблять при ополчении против неприязненных Империи Нашей народов…»

- Я эти оскорбительные разговоры ни с кем вести не собираюсь.

Награждение лучших преподавателей народного языка Фото: Александр ГРИШИН

Награждение лучших преподавателей народного языкаФото: Александр ГРИШИН

Диалог второй.

- Вот вы говорите, что русские беспощадно вырезали черкесов. А самую жуткую резню устроил действительно полковник русской армии, только вот звали его князь Бекович-Черкасский. Черкес.

- Мы этого черкеса проклинаем точно так же, как и Ермолова, как и Засса, как и Евдокимова и всех царских генералов. Он такой же негодяй. И что вы этим хотите сказать?

- И он был не один такой. Я не помню точную цифру, но около 300 черкесских дворян-офицеров были награждены за службу царю на Кавказе.

- И что? Сколько русских стали власовцами во время Великой Отечественной?

- Они практически не воевали против своей страны. Раз. И два. Они изменили государству, которому давали присягу. Не скажете ничего про государство Черкесия? Где его столица, кто правитель? Были ведь 12 племен, которые объединялись перед внешней угрозой, а в промежутках воевали друг с другом.

- Было государство Черкесия, не было государства Черкесия...

- Не было государства, - вступает уже новый участник разговора, тоже черкес. - Уже влияние потеряли князья. Рухнула власть. Западным адыгам не хватало дипломатии даже разговаривать с представителями царской администрации. Намеревались с помощью мюридизма и посланников Шамиля противостоять России. Под турецкой эгидой заставляли физически принимать ислам. И турки стремились под ислам завести все кавказские народы и очень активно работали, чтобы всех включить в Османскую империю.

Азбука по Кабардино-черкесскому языку Фото: Александр ГРИШИН

Азбука по Кабардино-черкесскому языкуФото: Александр ГРИШИН

- Александр Первый обращался к черкесам. Николай Первый жаловал знамя и грамоту. Александр Второй, вообще, приезжал, выступал перед старейшинами абадзехов и убыхов (адыгские племена) в сентябре 1861 года, предлагая войти подданными в Российскую империю, гарантируя традиционную веру, обычаи и управление, требуя лишь переселения в равнинные районы. Почему ваши предки решили эмигрировать, а не остались, и теперь вы говорите о геноциде? – продолжаю я.

- Вы пришли в чужой дом и диктуете, кто в какой комнате будет жить, а я должен соглашаться? - вопросом на вопрос отвечает один.

- Решение принималось голосованием. Да, были те, кто предлагал согласиться с царем. Но большинство посчитали, что аллах не велит, аллах будет оскорблен, вот и решили биться дальше, - говорит второй.

- Когда Александр Второй встречался с абадзехами, среди черкесов уже не было образованных людей, которые приняли бы взвешенное решение, князей истребили, мюриды всем заправляли, - признает с неохотой третий. - Какой аллах, когда одно из племен грузилось на корабли, забрав все тотемы с побережья.

- Что мы сейчас получаем? - не унимаюсь я. - Англия и Турция использовали черкесов в своей игре в 19 веке, сейчас США и Турция опять пытаются разыграть черкесов в 21 веке. У черкесов историческая память есть? Не только в плане обид на Россию, а на то, что их использовали. Или вы будете послушными, когда вас опять начнут двигать по шахматной доске, чтобы уязвить Россию.

- Одна рука не может хлопать, нужны две руки, - единственное, что получаю я в ответ. - Россия должна своей политикой поддержать нас и всех черкесов в мире. Тогда Россия сможет вести успешную внешнюю политику.

Россия должна поддержать их? Или они - Россию?

ЭХО БУДУЩИХ ГЕНОЦИДОВ

- Если правду говорить, тремя словами можно объяснить черкесский геноцид. России нужен был Кавказ. Османской империи нужны были солдаты. Использовали исламскую веру. Мы же единоверцы. Духовенство исламское тоже работало, - считает выходец из Турции, Мажид Утиж, ставший гражданином России еще в начале 90-х. И, немного подумав, добавляет. - И Англия есть, третья сторона. Англия - они, вообще, козёл.

Мажид в Турции нахлебался сполна. До сих пор он помнит, как турецкий учитель в школе занижал ему оценки, приговаривая: «А вам, черкесам и курдам и этого хватит!» Детские обиды закалили волю и характер. Интересоваться своими корнями и Родиной он начал еще в 70-е, когда всякие контакты с советским посольством отслеживались турецкими спецслужбами: «Я книги по нашему эпосу взял у русского консула, так два года меня за это преследовала турецкая ФСБ. А за что? Человек первым должен узнать себя. Если ты себя не знаешь, себя не уважаешь, другой не может тебя уважать, я так считаю».

Утиж прошел с Россией через лихие 90-е, и, вспоминая рэкет тех лет, видит в тех годах лишь один положительный момент - когда Ельцин разрешил выдавать зарубежным черкесам из диаспор российские паспорта. Он несколько раз пытался подняться, начинал все сначала и все-таки преуспел. Сейчас помогает переселенцам-репатриантам, строит дома в селах и отдает их под жилье тем, кто возвращается на историческую Родину из дальних краев.

- Турция? - усмехается Утиж. - Не черкесы были ей нужны, а воины. Иначе почему нас не поселили компактно, а расселили по всему периметру, чтобы границы охраняли. И тут же начали использовать во всех войнах, начиная с Балкан.

Есть масса свидетельств, как турки безбожно задирали цены на проезд черкесов, так что те даже были вынуждены продавать детей и членов семьи в рабство. Есть куча фактов, что больных просто выкидывали за борт в море. Но при этом никаких вопросов к Турции у антироссийски настроенной части черкесских активистов не возникает. Кстати, они всегда начинают с тезиса о том, что они не против России, но стоит лишь углубиться в обсуждение проблемы, как неприятие Москвы просто прет из них бурным потоком. Во всем плохом, что происходит в республиках, они винят федеральный центр. В этом, например, уверен Аслан Бешто, руководитель общественной организации «Кабардинский конгресс». Еще молодой человек, разъезжающий на дорогой белой иномарке и мечтающий о создании единого черкесского субъекта Федерации.

- Но ведь у трех субъектов - Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачево-Черкесии - нет общей границы, - недоумеваю я. - Как их можно воссоединить на одной территории?

- Это все - наши исторические земли, земли черкесов, которых обижали и обижают в России, - отвечает Бешто. - И Россия, если она хочет стать цивилизованным государством...

Поразительно, но именно эта часть черкесских активистов всегда начинает с того, что «если Россия хочет стать цивилизованным государством, использует обороты про «соответствие ООН», «мы с вами живем в 21-м веке, и если Россия хочет выглядеть» и т.д. Они требуют от Международной черкесской ассоциации наступательной политики. На кого наступательной? На Россию? Господа, а с кем вы останетесь? Даже если не получите «ответку». С Грузией, которая признала геноцид черкесов в 2011 году?

Самые взвешенные из черкесов не имеют в отношении Грузии никаких иллюзий.

- А почему Грузия это сделала после того, как получила по шее от России? – задаются они вопросом. – И почему бы Грузии не покаяться сначала за свои преступления?

Глава МЧА Хаути Сохроков Фото: Александр ГРИШИН

Глава МЧА Хаути СохроковФото: Александр ГРИШИН

- Я их спрашивал их в прошлый раз, когда они приняли геноцид черкесов – вы в каком случае искренни, дорогие наши грузины, с которыми исконно черкесы всегда дружили. В том случае, когда вы братский абхазский народ хотели раздавить? А там голову сложили наши лучшие 64 замечательных ребят, - режет правду-матку глава МЧА Хаути Сохроков (беседа с ним в приложении на сайте kp.ru). - Или в том случае, когда вы нападаете на Южную Осетию? Или когда вы принимаете про геноцид черкесов? Не надо нам такую услугу делать.

- Грузии не за что каяться, в отличие от России, - уверен Аслан Бешто сотоварищи. 64 погибших кабардинцев, убитых грузинами, для него не аргумент. Что еще более для меня удивительно, поскольку Аслан, как говорят, воевал в Абхазии. И делал это настолько смело и умело, что абхазы в виде исключения даже предоставили ему гражданство.

И, честно говоря, если закрыть глаза, то, слушая эту речь, аргументированную, эмоциональную, напористую, трудно представить, что ты находишься в сердце Кавказа, а не на тренинге, организованном Джеймстаунским фондом где-нибудь в Прибалтике или Польше. Терминология, причинно-следственные связи – все по заокеанским лекалам. Бешто, кстати, не скрывает своей связи с «зарубежными друзьями». Более того, он вошел в руководящие органы второй международной черкесской организации, которая позиционируется зарубежными активистами как альтернатива МЧА. Штаб-квартира этой структуры находится, конечно же, не в Кабарде, не в Адыгее, а в Канаде, в городке Ватерлоо.

- А балкарцы? А карачаевцы? - спрашиваю я. - Ведь они живут с вами, перемешав свои села с кабардинскими и черкесскими.

- Я ничего не имею против балкарцев, это хороший народ, но вот их вожди, - Аслан уходит в очередной экскурс от истории 18 века и до сегодняшних дней о том, как обижали черкесов все подряд - царь, Советская власть, Федеральный центр России, балкарцы и т.д. - и заканчивает. - В конце концов, балкарцы - это неологизм, придуманный в позднее время. Они назывались горские общества Кабарды. Мы сейчас готовим в парламент законопроект об этнических территориях, чтобы в случае какого-либо разделения республики по этническому признаку каждый должен уходить с тем, с чем пришел.

А вот это, дорогие товарищи, называется кранты миру на Кавказе. Там столько народов и народностей, которые все время воевали друг с другом и сами с собой, что число конфликтов не подается исчислению. Любое нарушение равновесия взорвет мир и погрузит регион в череду кровавых конфликтов. Что является очень желанной целью тех, кто из-за границы все последнее время постоянно поднимает вопрос о геноциде черкесов и преступлениях России. Вот тогда наступят реальные геноциды, а не специально культивируемые.

Грузии не за что каяться, в отличие от России, - уверен Аслан Бешто Фото: Александр ГРИШИН

Грузии не за что каяться, в отличие от России, - уверен Аслан БештоФото: Александр ГРИШИН

ПЛАТИТЬ И КАЯТЬСЯ. А ЗА ЧТО?

Тему геноцида черкесов усиленно культивируют зарубежные организации с весьма специфическими репутациями и связями. Помимо уже упоминавшегося Джеймстаунского фонда «за независимость черкесского народа» борются американские агентство STRATFOR, Национальный фонд в поддержку демократии (NED), Черкесский культурный центр в Грузии, Институт Восточного партнерства из Израиля, «Эмнисти Интернешнл», турецкие организации и т.д.

Кстати говоря, можно даже назвать дату, начиная с которой тема геноцида черкесов возникла, а потом, уже в наши дни, стала развиваться ускоренными темпами - 17 июля 1959 года. До этого про насильственное выселение горцев тоже писали, проводили исследования, но только после этого депортацию стали потихоньку называть геноцидом. Именно в этот день в США был принят законодательный акт «О порабощенных нациях», который был призван содействовать развалу СССР. Союз развалился, а вот Россия не оправдала заокеанских надежд. И потому в последние годы усилия удвоились, утроились, тем более, что скинуть власть в России, опираясь на либералов, не получилось. Кавказ опять выходит на первый план как потенциальная бочка с порохом, которую хотят поджечь. И вряд ли случайно именно в последние годы, с активизацией всех вышеназванных структур по черкесскому вопросу, то тут, то там, но почти всегда за рубежом вдруг стали находиться как бы новые свидетельства преступлений русского царизма на Кавказе.

И выходцы из Турции, и приехавшие из Иордании, и вернувшиеся из Сирии черкесы единодушны не только в вопросе о геноциде, но и в другом: «В тех странах мы везде чужие. Чтобы стать там своим, надо перестать быть черкесом, окончательно ассимилироваться». Каждый, кто из адыгэ добивается там успеха, делает это исключительно благодаря своим талантам и характеру.

Исключение, пожалуй, Израиль, в котором свято блюдется День черкесов 21 мая, где четыре тысячи адыгов окружены заботой в двух поселениях - Кфар-Кама и Рихания. Но и Израиль изгнал чуть ли не 18 тысяч черкесов с Голанских высот, разрушив порядка 12 селений, а теперь даже не разрешает прийти на могилы поклониться праху предков.

Странная вещь, которая не поддается логическому объяснению: те, кто не захотел войти в состав Российской империи и ушли (были изгнаны) расселились на данный момент в 50 странах. Они забыли свой язык, культуру, обычаи, многие из них считают Россию угнетателем черкесов. А вот те, кто остались в Империи, живут, развивают культуру, имеют государственность, сохранили себя как нацию.

- Алим Кешоков, бывший секретарем правления Союза писателей СССР, Али Шогенцуков, памятник которому стоит перед местным кабардинским театром, десятки других фамилий черкесских поэтов, писателей, драматургов – все они обогатили в первую очередь национальную культуру, а потом и культуру всей страны. А кто из черкесов, уехавших из России, стал значимой фигурой в этой сфере? – спрашиваю я Хафицэ.

- Неоклассик арабской поэзии Махмуд Сами аль-Баруди.

- Мухамед, вот Хафицэ или Кешоков - это по адыгски звучит. А аль-Баруди никак не по черкесски. Это ведь уже арабский поэт, по сути.

- Его настоящая фамилия Наурзоко. В Турции писатели были наши - Омер Сейфеддин, Ахмед Хагур. Но ты, Саша, прав. Они уже больше культурам тех стран принадлежат. Лучшее положение на сегодняшний день, после Октября, конечно, у тех, кто живет на родине. Потому что сохранили язык, культуру подняли до небывалых высот. Искусство, спорт. У нас олимпийские чемпионы были и в Мюнхене, и Пекине, и в Австралии – мы по олимпийским чемпионам уже догнали турецких наших соотечественников. Я имею в виду адыгов. Это все благодаря матушке-России. Тут кривить душой не надо. В России при любой системе национальная политика поставлена на гораздо более высокий уровень, чем в любой из этих стран. У нас одних членов Союза писателей 100 человек. А в сегодняшней Иордании, в сегодняшней Турции, в сегодняшней Сирия примерно 90% черкесов уже не помнят родного языка. И мы отсюда отправляем им учителей.

- Когда я жил в Иордании, я ничего не знал, что происходит в Кабардино-Балкарии, - делится один из репатриантов. - Нам говорили, что тут свободы нет, народ тяжело живет. Но когда приехал, я сам увидел, что нам говорили неправду, все вранье. Россия построила кабардинский театр. Извините, где есть такое в мире, что какая-то страна строит театр и называет его в честь какого-то народа? Только в России. Есть кабардинский театр, черкесский, чеченский. А у нас в Иордании уже почти не говорит на родном языке.

- Туркам объяснить ничего невозможно. Там провокаторы, которые используют любой повод. - вступает в разговор Утиж. - 21 мая - траурная дата для нас. Провокаторы говорят: русская власть запретит траурные мероприятия. Я им ответил: приезжайте в Нальчик, посмотрите, как мы сделаем траурный день. Я настоял, чтобы они приехали и увидели, как здесь стало сейчас хорошо. Они приехали на двух автобусах, 120 турецких черкесов. Они очень надеялись, что у них будут проблемы, но их пропустили без вопросов. Они посмотрели, как мы здесь, что никто не мешает, никто не преследует их. Но когда вернулись в Турцию, то не рассказали ничего.

Действительно для многих из вернувшихся открытием стало, что народы, населяющие КБР, КЧР и Адыгею совместно отмечают День памяти черкесов, встречают День Победы, а в прошлом году впервые отпраздновали День адыгов (черкесов) 20 сентября. В этот день вместе праздновали и все адыги разных племен, и карачаевцы, и балкарцы, и русские.

КАЯТЬСЯ И ПЛАТИТЬ? ИЛИ?

Современный черкесский мир похож на клубок противоречий. Свыше 100 человек поехали воевать в Сирию на стороне ИГИЛ. В республике об этом все знают, многие недоумевают, некоторые поддерживают. И сейчас в Сирии черкесы из России убивают своих сирийских соплеменников, воюющих на стороне Асада, и изгоняют из обжитого мира в другие страны мирных черкесов, осевших в Сирии.

У радикального ислама в Кабардино-Балкарии нет исторических корней, утверждают все мои знакомые из местных. Не то, что у карачаевцев в Карачаево-Черкесии. Но Нальчик регулярно светится в сводках об обнаружении и обезвреживании бандподполья, а вот Майкоп и Черкесск в такие информационные сообщения практически не попадают.

- Без России мы никто, мы просто прекратим свое существование, - признавались мне все, с кем я говорил, но часть из них тут же выдвигала чуть ли не ультимативные требования.

Наиболее радикальные активисты требуют извинений и признания геноцида на общероссийском государственном уровне, создания единого Субъекта Федерации, как начальный минимум. Они даже слово Кубань в выходящих в республике газетах берут в кавычки, чтобы доказать несостоятельность термина. И на это их явно ориентируют «друзья». Самые умеренные хотят признания геноцида на государственном общероссийском уровне и упрощенной выдачи российских паспортов представителям диаспоры.

Наверное, надо укрепить статус представителей диаспоры, как соотечественников. Больше заниматься обменом, приглашать в гости, приглашать приезжать, ввести какой-то особо облегченный (но ни в коем случае не автоматический) способ восстановления гражданства РФ, прекрасно понимая, что волны миграции не будет. Не рванут 5 или 7 миллионов этнических черкесов с насиженных мест ради умозрительного Отечества, которого не помнят. Подавляющая часть тамошних диаспор действительно уже забыли адыгские наречия. И пока не выучат свой язык, будут чувствовать себя здесь дискомфортно. А если вдруг станет больше пришлых, то дискомфорт уже начнут испытывать местные. Как в анекдоте, что если ты должен тысячу, то беспокоишься сам, а если 10 миллионов, то беспокоишься уже не ты, а кредитор. Все говорят, что на этническую Родину вернутся 5, 10, максимум, 15 тысяч человек.

Такие вопросы должны решать и выдвигать предложения, наверное, специалисты. Профессионалы, а не дилетанты вроде меня. Как говорил все тот же уважаемый Мухамед Хафицэ, описывая битву за черкесский язык: «Сидим, обсуждаем, и я заявляю – слушайте, нас тут три человека занимается родным языком профессионально, и мы молчим. А вы выступаете. Что нужно проктологу, спортсмену, а там сидят такие люди, что нужно рентгенологу, что вам нужно от родного языка? Не вы же с ним работаете? Вы хотя бы умейте читать на родном языке. Зачем вы отваживаете тех бедных кабардинцев или адыгов, которые сегодня умеют читать перспективой латиницы? Завтра они и это забросят».

...19 сентября МЧА соберется на свой очередной X-й конгресс, и, по всей видимости, радикалы, подпитываемые «зарубежными друзьями», попробуют дать бой нынешнему руководству. Причем, не исключено, что атака будет производиться сразу по нескольким направлениям: требование перехода письменности в языке на латиницу с кириллицы, отставка руководства ассоциации, требование к руководству России признать геноцид черкесов и взять на себя ответственность, как правопреемникам того государства, война с которым была проиграна, создание единого Субъекта Федерации и так далее. Вопросов много, часть действительно назрела, а часть явно продиктована черкесским активистом и одновременно израильским раввином Авраамом Шмулевичем со товарищи из разных американских, британских, израильских, турецких фондов и агентств.

Будем надеяться, что участникам хватит мудрости не повестись на готовившиеся провокации, на то, что историческая память все-таки существует и не даст черкесам согласиться на то, чтобы их, как пешки на геополитической доске, в очередной раз разыграли те, кому на самом деле нет никакого дела до судьбы и будущего черкесского народа. Тем более, что на следующий день, 20 сентября КБР будет праздновать День адыгов. Так, как это принято на Кавказе. Всем миром.

***

Нальчик провожал меня хмурой облачностью, сплошь покрывшей небо, и очередной контртеррористической операцией. Оперативники ФСБ обнаружили, а спецназовцы блокировали то ли в центре, то ли на окраине группу боевиков, которые закрепились в доме и отвечали огнем на все предложения о сдаче. Потом боевиков уничтожили. Как обычно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Хаути Сохроков: Помнить о прошлом, думать о будущем, праведно жить сегодня

Одним из тех, с кем удалось поговорить в Нальчике, был президент Международной черкесской ассоциации. Беседу с ним, которая предлагается вниманию читателей, я посчитал нужным вынести отдельно от статьи

- Что сейчас происходит с Международной черкесской ассоциацией? Почему активизировались некоторые люди, силы и процессы? Чего они жаждут? Реформ или развала?

- Я хочу прежде напомнить, что, как и любой организм, как и все общество, Международная черкесская ассоциация испытывает периодически проблемы, которые могут обостряться, - то приходят новые люди, то времена другие наступают. Сегодня перед нами совсем другие вопросы стоят, если сравнить, например, с 1991 годом, когда наша Международная черкесская ассоциация была создана с помощью тех людей, черкесских общественных деятелей, которые во всем мире давно жаждали вот такого контакта и хотели бы восстановить свои истоки, свою историю. Тогда главным было налаживание связей с соплеменниками.

Сегодня за рубежом проживает гораздо больше черкесов, чем на Родине. Естественно, их всегда тянуло на Кавказ. Но были периоды в истории, «железный занавес», которые препятствовали культурным связям российских и зарубежных адыгов. За период с 90-х МЧА позиционировала себя как организация, которая служит и по уставу, и по положению интересам нашего народа в России, и за рубежом. Восстановились многие родственные связи. Сейчас нас все знают, и мы решаем уже более масштабные проблемы. (подробности)

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Александр ГРИШИН

 
Читайте также