Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-2°
Время выйти на охоту14 октября 2015 22:00

Танковые игры Третьего Рейха

Конкурентная борьба в немецком танкопроме во время Второй мировой войны
Алексей СТАЦЕНКО
С началом Второй мировой войны конкуренция в немецком танкостроении, которая и так была довольно жесткой, еще больше усилилась.

С началом Второй мировой войны конкуренция в немецком танкостроении, которая и так была довольно жесткой, еще больше усилилась.

Мы продолжаем публиковать лучшие материалы из бесплатного мобильного журнала World of Tanks Magazine и сегодня расскажем о любопытной странице в истории танкостроения – конкуренции среди немецких инженеров во времена Второй мировой войны.

С началом Второй мировой войны конкуренция в немецком танкостроении, которая и так была довольно жесткой, еще больше усилилась. Столкновения с танками противника во время Французской кампании показали, что вермахту не хватает средних и тяжелых танков, способных на равных бороться с английскими Matilda ІІ или французскими тяжелыми Char B1-bis. Инженеры взялись решать этот вопрос в тот момент, когда началась кампания на востоке. Оказалось, что уровень достижений советского танкостроения как минимум не ниже ни французского, ни английского, ни немецкого.

Шок в начале войны

Неприятным сюрпризом для немцев стало то, что в некоторых аспектах бронирования, скорости и вооружения советский средний танк Т-34 опережает Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Но больше всего обескураживало то, что у русских, по немецким меркам, таких танков было довольно много. Что касается тяжелых танков КВ-1 и КВ-2, у вермахта вообще не было машин, способных противопоставить что-либо этим монстрам.

Личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер

Личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер

«...Когда появился русский танк Т-34, Гитлер торжествовал: он увидел в нем подтверждение правоты своего давнего требования снабжать танки более длинными орудийными стволами. Еще до моего назначения министром я как-то в саду рейхсканцелярии стал свидетелем горьких сетований Гитлера после осмотра им танка на упрямство управления сухопутных войск по вооружениям. Этот эпизод постоянно припоминался Гитлером, когда его идеи наталкивались на сопротивление: Я тогда был прав, а мне не хотели верить. И сейчас я также прав!»

Альберт Шпеер

К счастью для немцев, уровень подготовки высшего командного состава и танкистов Красной армии в 1941 году в большинстве случаев находился не на слишком высоком уровне, но ведь он мог со временем измениться.

Для изучения советских средних танков была создана комиссия, в которую вошли руководитель 6-го департамента Управления вооружений сухопутных сил Германии (УВС), ответственного за механизацию войск, Генрих Книпкамп и конструктор Фердинанд Порше.

Конструктор Генрих Книпкамп

Конструктор Генрих Книпкамп

Генрих Книпкамп участвовал в Первой мировой войны и после нее «заболел» бронетехникой. Окончил Высшую техническую школу в Карлсруэ. С 1923 года работал конструктором трансмиссий в фирме «MAN». С января 1926 года – инженер в УВС, разрабатывавший проекты гусеничных и полугусеничных тягачей. В 1930 году организовал в Германии первый танковый испытательный центр. В 1932 году разработал набор требований к тягачам и танкам вермахта. В 1936 году – глава конструкторской группы при 6-ом департаменте. С 1940 года и до конца войны возглавлял этот департамент.

Пикантности ситуации добавлял тот факт, что доктор Порше, владелец собственной одноименной фирмы и бывший работник Daimler-Benz, был лично знаком с Адольфом Гитлером и находился в хороших отношениях с рейхсминистром вооружений и боеприпасов Фрицем Тодтом. Порше мог решать многие вопросы в обход УВС, и хотя он не обладал опытом конструирования бронетехники, Гитлер очень ценил его мнение и прислушивался к его советам. Это не могло не раздражать Книпкампа, полжизни посвятившего немецкому танкостроению и успевшего к тому же поработать конструктором в компании «MAN».

Фотография 1942 года из ставки Гитлера «Волчье логово». На переднем плане слева направо: Гитлер, Лей, Порше, Геринг. Источник – wikimedia.org

Фотография 1942 года из ставки Гитлера «Волчье логово». На переднем плане слева направо: Гитлер, Лей, Порше, Геринг. Источник – wikimedia.org

Внезапное соперничество

В результате изучения Т-34 были уточнены технические требования к танку, который должен был заменить устаревшие Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. В ноябре 1941 года был объявлен конкурс на создание нового немецкого среднего танка весом до 35 тонн. По странному стечению обстоятельств в нем участвовали компании MAN и Daimler-Benz, хотя до этого непременными участниками подобных конкурсов были корпорации Krupp и Rheinmetall-Borsig.

Конструкторы Daimler использовали в своей машине VK 3002(DB) один из вариантов классической компоновки (аналогичную применяемой на Т-34), которая была несвойственна немецким танкам: единое моторно-трансмиссионное отделение было размещено в корме. Из-за этого эскизный проект даже внешне походил на Т-34, поэтому встречаются упоминания об опасениях членов «Панцеркомиссии», что в условиях плохой видимости немецкие танкисты могли путать свои танки с танками противника.

Эскизы прототипов VK 3002(М) и VK 3002(DB) компаний «МАN» и Daimler-Benz. Источник – wikimedia.org

Эскизы прототипов VK 3002(М) и VK 3002(DB) компаний «МАN» и Daimler-Benz. Источник – wikimedia.org

По совокупности технических соображений комиссией была отвергнута и предлагаемая дизельная силовая установка MB 507 Daimler-Benz. Не последнюю роль сыграло и то, что все дизельное топливо Третьего Рейха было необходимо для обеспечения нужд немецкого флота, блокировавшего с моря Великобританию. Кроме того, опасения у комиссии УВС вызывало значительное вынесение ствола пушки вперед, что угрожало утыканием танка дулом в грунт во время быстрого перемещения по пересеченной местности (впрочем, не только у них). Компания Daimler-Benz получила заказ на производство 200 корпусов, однако вскоре от проекта отказались, и он был аннулирован.

Создание легенд

Танки Panther Ausf. D, 1943

Танки Panther Ausf. D, 1943

Прототип же компании MAN, полностью повторивший традиционную немецкую компоновку с передним размещением трансмиссии, был принят. Также, по странному стечению обстоятельств, в конструкции машины, которой вскоре суждено было стать легендарным PzKpfw V Panther, использовалась индивидуальная торсионная «шахматная» подвеска – изобретение Книпкампа. Проигрыш Daimler-Benz совершенно не означал, что компания останется без работы. Ее предприятия также впоследствии производили серийные «Пантеры», на которых вместо своего дизеля им приходилось устанавливать V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный Maybach. Всего в производство танка было вовлечено 136 предприятий-смежников.

Погрузка танка Pz.Kpfw VI Tiger I на грузовую платформу на сборочном заводе фирмы "Хеншель" в Касселе, 1942. Источник – de.academic.ru

Погрузка танка Pz.Kpfw VI Tiger I на грузовую платформу на сборочном заводе фирмы "Хеншель" в Касселе, 1942. Источник – de.academic.ru

Особенно жестокие баталии развернулись вокруг проекта тяжелого танка массой до 45 тонн, будущего Pz.Kpfw.VІ Tiger. К конкурсу была допущена компания Henschel, у конструкторского бюро которой, возглавляемого инженером Эрвином Адерсом, уже был опыт создания тяжелых танков: 30-тонного DW-I и 33-тонного DW-II. Но совершенно неожиданно возможность посоревноваться с Henschel получила фирма доктора Порше, которая никакого опыта танкостроения не имела, – сказалось личное знакомство владельца фирмы с Гитлером и Тодтом.

Французский танк Char 2C, брошенный на железнодорожной платформе, район Неф-Шато, май 1940 года. Источник – wikimedia.org

Французский танк Char 2C, брошенный на железнодорожной платформе, район Неф-Шато, май 1940 года. Источник – wikimedia.org

В отличие от компании Henschel, которая повторяла в новом проекте стандартную немецкую компоновку и подвеску Книпкампа, Фердинанд Порше пошел иным путем. В 1940 году он присутствовал на испытаниях трофейного французского танка Char 2C Champagne. Его гусеницы приводились в движение двумя электромоторами, запитанными от генератора, вращаемого силовой установкой танка. Возможно, именно тогда ему пришла в голову идея электротрансмиссии для Tiger(Р). Благодаря этому в машине отсутствовали такие узлы, как коробка передач и фрикцион. Кроме того, Порше использовал такое новшество, как продольные торсионы - и никаких шахматных катков.

Обстоятельства гибели Фрица Тодта

За день до своей смерти Тодт о чем-то докладывал Гитлеру. По свидетельствам очевидцев Гитлер был разъярен, рейхминистр пытался доказать ему, что Германия обречена на поражение. На следующий день Henschel Тодта взлетел с аэродрома, размещенного возле ставки Гитлера, но уже через три минуты он вернулся обратно и взорвался над взлетной полосой во время посадки. Накануне Тодт предлагал своему будущему преемнику, а на тот момент личному архитектору фюрера Альберту Шпееру, лететь вместе с ним, но тот отказался. Вслед за этим Шпеер был назначен рейхминистром вооружений и боеприпасов взамен Тодта.

Смерть амбиций Порше

УВС вставляло палки в колеса конструктору-выскочке, заказав на предприятии Круппа в Эссене для прототипа VK4501(P) фирмы Порше башню с погоном в 1820 мм вместо необходимых 2000 мм. Тодт пожаловался Гитлеру, а он отчитал военных бюрократов, после чего их нелюбовь к Порше только окрепла. Но 8 февраля 1942 года Тодт погиб в авиакатастрофе при загадочных обстоятельствах, и 20 апреля 1942 года, когда состоялся показ обоих прототипов фюреру, некому было лоббировать интересы Порше перед фюрером – преемник Тодта Альберт Шпеер к Порше не благоволил.

Гитлер произносит речь на похоронах Фрица Тодта. Источник – wikimedia.org

Гитлер произносит речь на похоронах Фрица Тодта. Источник – wikimedia.org

В итоге по объективным причинам или же сугубо в результате интриг недругов, танк Порше конкурс проиграл, и в дальнейшем дорабатывался и развивался проект VK4501(Н) фирмы Henschel. Вскоре он стал грозой танковых войск союзников – легендарным Pz.Kpfw.VІ Tiger. Интересно, что Гитлеру больше нравился проект Фердинанда Порше, и обстоятельства этому благоприятствовали. Так, когда пришло время проведения показа обоих танков, у VK4501(Н) трансмиссия была разобрана из-за поломки, случившейся накануне. Подчиненным Эрвина Адерса пришлось на глазах у Гитлера собирать ее и устанавливать на свой прототип, в то время как танк конкурентов стоял наготове.

Но все равно Гитлера смогли убедить, что танк компании Henschel лучше. Официально основной причиной проигрыша Порше был назван большой расход дефицитной меди, необходимой для производства электрооборудования его танка. Справедливости ради надо заметить, что у VK4501(P) были некоторые проблемы с проходимостью, но сказать, что таких же проблем совсем не было у творения Henschel, тоже нельзя.

Второй шанс Tiger(P)

Однако Гитлер еще до окончания конкурса распорядился построить 90 танков конструкции своего протеже. Для них на предприятиях Круппа изготовили башни, а в Австрии на заводе Nibelungwerke – 90 шасси. В результате на базе этих шасси создали тяжелые противотанковые САУ Ferdinand, названные так в честь своего создателя.

САУ Ferdinand. С мая 1944 года получила официальное название Elefant. Источник – wikimedia.org

САУ Ferdinand. С мая 1944 года получила официальное название Elefant. Источник – wikimedia.org

Их 200-мм лобовое бронирование было непробиваемым практически для всех типов советских танков и орудий того времени. Башнями, сделанными для «Tiger(P) – так назывался несостоявшийся танк, – укомплектовали серийные машины, которые и дальше выпускались с башнями конструкции Порше.

Башня «Королевского Тигра» конструкции Порше. Источник – wikimedia.org

Башня «Королевского Тигра» конструкции Порше. Источник – wikimedia.org

Башня для «Королевского Тигра» конструкции Порше обладала одним крупным недостатком. Ее обтекаемая маска орудия и закругленная лобовая деталь способствовали возникновению такого эффекта, как «заман» – рикошет снарядов от нижней части лобовой детали башни в слабозащищенную верхнюю поверхность корпуса и просвет между башней и корпусом, в котором скрывается уязвимый погон башни.

При проведении конкурса на изготовление Pz. VI Ausf. B Königstiger история повторилась. Проекту Порше VK4502(P) не дали ход, уже готовые для его танков 50 башен установили на шасси Henschel, а с июля 1944 года Эрвин Адерс и его подчиненные спроектировали башню собственной конструкции.

Jagdtiger в танковом музее. Источник – wikimedia.org

Jagdtiger в танковом музее. Источник – wikimedia.org

Когда на базе «Королевского Тигра» создавалась тяжелая противотанковая САУ Jagdtiger (Panzerjäger Tiger Sd.Kfz.186.), Порше попытался принять участие и в этом проекте. Его фирмой было изготовлено четыре комплекта подвески, из которых две установили на готовые машины. Несмотря на явное превосходство продольной торсионной подвески перед подвеской конструкции Книпкампа, остальные 87 самоходок все равно были снабжены именно ей. Официально на выбор УВС повлияла поломка одной из тележек подвески Порше во время проведения испытаний, хотя всем было понятно, что виноват завод-изготовитель. Также чиновники ссылались на необходимость унификации всех использующихся на фронте машин, а там, усилиями УВС, машин конструкции Порше было крайне мало.

Торсионная подвеска. Недооцененные перспективы

У продольной торсионной подвески Порше было огромное преимущество, которое хорошо проявило себя за время более чем годичной эксплуатации в войсках танков Tiger (шасси компании Henschel с подвеской Книпкампа) и САУ Ferdinand (шасси Порше). Дело в том, что у Порше торсионы находились вне корпуса машины внутри двухосевых тележек, и их было легко ремонтировать во фронтовых условиях. Кроме того, каждый из торсионов у Порше работал сразу на два катка, что упрощало конструкцию машины и снижало массу подвески. В случае с Jagdtiger экономия веса достигала 2680 кг. Это очень серьезно сказывалось на ремонтопригодности машины.

Реванш под занавес

Порше удалось взять небольшой реванш у корпораций Krupp и Henschel, добившись у лоббирующего их интересы УВС права на параллельную разработку проекта сверхтяжелого 188-тонного танка Maus. Однако конец войны был не за горами, так что удалось собрать только два прототипа этого танка, которые в результате стали трофеями Красной армии.

Генерал-полковник Гейнц Гудериан о «мышонке»

«…1 мая Гитлеру показали деревянную модель «Мышонка» – танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 тонн. Модель не имела ни одного пулемета для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить ее. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда» Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку, в конце концов, неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «Мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»…»

Генрих Книпкамп в 1943 году разработал концепцию танков «серии Е», которые должны были полностью заменить танковый парк вермахта. Конечно, все машины серии использовали шахматное расположение катков. Инженер Лер из компании MAN разработал новый вид подвески для этих танков, который странным образом напоминал подвеску, использовавшуюся в машинах фирмы Порше. Но и здесь работы не продвинулись дальше создания шасси танка Е-100 – конкурента танка Maus.

Шасси танка Е-100. Источник – wikimedia.org

Шасси танка Е-100. Источник – wikimedia.org

Фирма Порше не собиралась отказываться от борьбы и создала альтернативу 25-тонной САУ «серии Е» – Е-25. Этот вариант самоходки назывался Porsche Schwere Kleiner Panzer (пер. с нем. – «тяжелый малый танк Порше»). Этот проект дальше чертежей не продвинулся: на всех проектах, амбициях и дрязгах поставили жирный крест наступавшие войска союзников.

Е-25 в игре World of Tanks

Е-25 в игре World of Tanks

Конец борьбы

В дальнейшем судьбы бывших соперников разошлись. Книпкамп не пострадал от администрации оккупационных войск, и дальнейшая его жизнь прошла в конструировании шасси гражданских тракторов и машин. В конце 1950-х он был советником в проекте Standart Panzer, результатом которого стал танк Leopard I. По иронии судьбы танк этот был создан по чертежам фирмы Порше. Сам Фердинанд Порше отсидел 22 месяца во французской тюрьме – это была его плата за близость к Гитлеру. Его отпустили оттуда совершенно больным человеком, и через несколько лет после освобождения он умер, окруженный заботами близких и почетом.