2018-05-04T09:02:45+03:00

На съемки «Калины красной» приглашали бандитов

28 апреля в России отмечается День каскадера. О ярких моментах профессии - в интервью со знаменитым постановщиком трюков Николаем Ващилиным [фото]
Анна ВЕЛИГЖАНИНАНаталия ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ
Поделиться:
Комментарии: comments28
В «Калине красной» драться Шукшина учили настоящие паханы.В «Калине красной» драться Шукшина учили настоящие паханы.Фото: кадр из фильма
Изменить размер текста:

Николай Николаевич в этой рискованной и мужественной профессии с молодости. Работал со многими знаменитыми режиссерами и артистами. С Василием Шукшиным, Андреем Кончаловским, Михаилов Боярским, Марчелло Мастроянни... О них, а еще о том, как учил Владимира Путина приемам дзюдо, он и рассказал в недавнем интервью «КП».

Шукшину вывихнули руки.

- Я с детства занимался самбо, - рассказывал Николай Ващилин. - Тренер в свободное время приводил нас на съемочную площадку, чтобы мы участвовали в потасовках. В октябре 1965-го я впервые оказался в массовке фильма «Три толстяка» Алексея Баталова. В кадре спасал героя Тибула от казни на эшафоте... В кадре мы бились по-настоящему, в кровь - тогда считалось, что все же должно быть натуральным!

С таким представлением о драках в кино я и попал на съемки фильма «Любовь Яровая», где познакомился с Василием Шукшиным. Я и мои товарищи по секции самбо по команде героя Василия Ланового скручивали и арестовывали рабочих на сходке. Мы так скрутили в первом дубле Шукшина, что вывихнули ему обе руки!

Марчелло Мастроянни в гостях у Николая Ващилина в Ленинграде.1986

Марчелло Мастроянни в гостях у Николая Ващилина в Ленинграде.1986

Василий Макарович был обескуражен такой грубостью. Спросил, как мы вообще готовимся к съемкам. Ребята тогда ответили, что спорт - это все, а кино - так, халтура. Василий Макарович подпрыгнул от возмущения: «Халтура! Да, халтура - когда вы на первом дубле калечите артиста!»

И отменил следующую сцену, где меня должны были ударить прикладом в лицо...

Жаркие съемки «Они сражались за Родину»

После того как я реально разбил своей головой стекло в электричке (что требовалось по сценарию) на съемках «Романса о влюбленных» Кончаловского, обо мне пошла добрая молва, как о живучем парне.

Шукшин (слева) и Ващилин в фильме «Любовь Яровая», 1968 год. Фото: личный архив.

Шукшин (слева) и Ващилин в фильме «Любовь Яровая», 1968 год. Фото: личный архив.

Через пару лет, в 1972 году, Шукшин вызвал меня в Вологодскую область на съемки своего фильма «Калина красная». В одной из сцен надо было, чтобы на Шукшина попер бугай, а Шукшин его напугал. Я предлагал и так, и этак. Шукшину не нравилось: «Это все из какой-то оперетты. Бандиты так не дерутся».

В итоге я вызвал для консультации настоящих бандитов. Приехали паханы. Посмотрели и говорят: «Когда дерутся, никто руками не размахивает. Подошел тихо и делай». Потом мы с Шукшиным посмеялись, что бандитов в кино привлекаем.

Урга. Владимир Гостюхин и Николай Ващилин после трюка с горящей машиной. 1990

Урга. Владимир Гостюхин и Николай Ващилин после трюка с горящей машиной. 1990

Василий Макарович мне тогда сказал:

- Осваивай каскадерскую профессию по-серьезному. Мне скоро хороший специалист по трюкам понадобится. Про Степана Разина, даст бог, кино снимать буду!

Позже встретились с Шукшиным и на съемках картины «Они сражались за Родину». На тех съемках я, 27-летний, падал в обморок от жары, пульс зашкаливал. Не понимаю, как выносили сорокаградусный зной Никулин, Тихонов, Бондарчук! А Шукшин все обсуждал будущие трюки в «Степане Разине». Предполагалось много батальных сцен и жестоких казней... А вскоре Шукшина не стало. Не дожил до съемок своего «Разина».

Николай Ващилин ставил и выполнял трюки во многих фильмах. Фото: личный архив.

Николай Ващилин ставил и выполнял трюки во многих фильмах. Фото: личный архив.

Борщ для Мастроянни

Ранним январским утром 1986 года, когда вся страна отходила от новогодних праздников, в моей квартире раздался телефонный звонок. Никита Михалков сообщил, что привез в Ленинград Марчелло Мастроянни, показать ему Эрмитаж. И что хочет пригласить Марчелло с компанией ко мне на домашний ужин. Оказалось, что итальянец обожает домашние котлетки.

Но в магазинах не было ни мяса, ни водки! Я попросил жену сварить борщ и нажарить котлет на 15 человек. Мяса взяли по блату у моего знакомого мясника. Обегав друзей, с трудом насобирал восемь поллитровок и чекушку.

Урга.Николай Ващилин репетирует проскачку воинов Чингис-хана с пленённым Гомбо.

Урга.Николай Ващилин репетирует проскачку воинов Чингис-хана с пленённым Гомбо.

Как сейчас помню: борщ на плите, котлетки, на сковороде шкворчит картошка с салом. На столе в салатницах - квашеная капустка, соленые грибочки и соленые огурчики. На кухне теща, тихо роняя безутешные слезы (вообще-то такая вечеринка губила семейный бюджет!), режет лук и посыпает им селедку.

Никита ввалился с шумной толпой итальянцев, начал рассаживать всех за стол.

- Буониссимо! Мольто бенэ! Мольто граци! - бормотал Марчелло скороговоркой, пробуя угощение.

Тогда он и дал согласие играть в фильме Михалкова «Очи черные», на который Никита пригласил поработать и меня. Помните сцену, когда Марчелло Мастроянни пляшет под музыку на едущей телеге? Вот этот номер и ставили - работали я и дублер...

Самое опасное - сцены с огнем

В «Сибириаде» Кончаловского главная трюковая сцена - взрыв на нефтяной скважине. Андрон хотел снять что-то невероятное. Гибель героя Никиты Михалкова (Алексея) в сценарии была прописана как конец света, проваливался герой вместе с трактором под землю, в горящий ад.

Актеры в благодарность подписали эту забавную карточку. Фото: личный архив.

Актеры в благодарность подписали эту забавную карточку. Фото: личный архив.

Работа с огнем - самая сложная и опасная для кинематографа. Снимая фильм «Неотправленное письмо», режиссер Калатозов в сцене лесного пожара чуть не погубил Ливанова, Смоктуновского и Самойлову... Поэтому на «Сибириаде» мы судорожно искали выход. Но дальше фокусов с горящей паклей дело не шло. Ситуацию спасли операторы. Предложили кадры комбинированных съемок монтировать с ночной натурой.

В итоге снимали общий план основного пожара в Тюмени, взорвали тонну бензина. Киногруппа, снимавшая взрыв с расстояния 100 метров, спалила себе брови. А сцены пожара с людьми снимали во дворе «Мосфильма» на фоне забора, завешанного горящей паклей. Темнота, блики в лужах, горящий забор на фоне создали на экране атмосферу катастрофы.

Кончаловский, помнится, подарил мне дорогие итальянские сапоги. А Михалков привез настоящее кимоно...

Как Констанция из «Трех мушкеров» стала мужчиной

- Повторюсь: когда я начинал, в кино применялись реальные драки спортсменов, - продолжил Николай Ващилин. - Но они получались неинтересными, неэффектными. Тогда я придумал делать драку, как танец. Чтобы на экране показать характеры - один трус, другой смельчак.

Ващилин ставил трюки в «Трех мушкетерах». Фото: личный архив.

Ващилин ставил трюки в «Трех мушкетерах». Фото: личный архив.

Опасный трюк для артистов ставил на съемках «Шерлока Холмса». Помните сцену, когда Василий Ливанов дерется с Виктором Евграфовым на краю обрыва? Снимать решили крупным планом: дублерами актеров не заменить. Мне пришлось их готовить три месяца. Актеры дрались на краю реального обрыва, а потом «падали в пропасть». Естественно, актеры не срывались в пропасть реально, а сползали в яму. Все их па, жесты, удары, прыжки придумывал я. Причем все сняли одним дублем, без монтажа.

- Вы ставили фехтовальные сражения в «Мушкетерах». Были ЧП?

- Мише Боярскому на съемке «Мушкетеров» все-таки проткнули небо, он попал в больницу… В «Трех мушкетерах» по сюжету Констанция запрыгивает в карету. Яркий пример, как мы с режиссером придумали то, чего в жизни быть не может. Ну кому в голову придет женщину на ходу в карету заталкивать? Оправдывает то, что она торопилась. Вопрос стоял: как прыгнуть? Я бы ни одной девушке такой трюк не доверил. Взял, переодел маленького тоненького парня. Из едущей кареты Боярский, открыв на ходу дверь, выталкивает господина и помогает Констанции ласточкой туда запрыгнуть. На деле один каскадер вылетает и скатывается на брусчатку. И другой, переодетый в Констанцию, запрыгивает. А крупным планом уже показана Алферова в окошке кареты. И подмена абсолютно не заметна.

Николай Николаевич три месяца готовил трагическую сцену борьбы Холмса (Ливанов) с Мориарти (Евграфов) у пропасти. Фото: кадр из фильма

Николай Николаевич три месяца готовил трагическую сцену борьбы Холмса (Ливанов) с Мориарти (Евграфов) у пропасти.Фото: кадр из фильма

СПРАВКА «КП»

Николай ВАЩИЛИН родился в 1947 году в Ленинграде. Неоднократный вице-чемпион СССР по самбо, каскадер и постановщик трюков киностудии «Ленфильм», экс-заместитель председателя правления киностудии ТРИТЭ Никиты Михалкова, член Союза кинематографистов, был директором нескольких баскетбольных клубов. Ставил и выполнял трюки во многих фильмах, в том числе «Стрелы Робин Гуда», «Д'Артаньян и три мушкетера», «Приключения Шерлока Холмса». Автор биографических книг о профессии каскадера "На территории любви Никиты Михалкова" и "Мы умирали по воле режиссеров". Сейчас на пенсии.

Сибириада. Репетиция драки.1976

Сибириада. Репетиция драки.1976

КСТАТИ

Учил Путина приемам дзюдо

- Мы с Вовой Путиным ходили в одно спортивное общество «Труд», где занимались самбо, - вспоминает Ващилин. - Тренер у нас был один - Анатолий Рахлин, он уже ушел из жизни. Самбо я Путина не учил, а вот приемы дзюдо ему показывал. Тогда дзюдо никто, кроме меня, в нашем спортивном обществе не знал. Мне было 19 лет, а Путину - 14. Разница в возрасте чувствовалась.

Я получал спортивную стипендию 100 рублей как член сборной СССР, и тренер Рахлин просил, чтобы я «младших братьев», в том числе и Путина, иногда мороженым угостил, иногда в кино сводил. На мелюзгу я тогда смотрел, как на детишек своего тренера. Но Путин проявлял характер.

Путин и Ващилин занимались в одном спортивном обществе «Труд». Будущий каскадер учил будущего президента приемам дзюдо. Фото: личный архив.

Путин и Ващилин занимались в одном спортивном обществе «Труд». Будущий каскадер учил будущего президента приемам дзюдо. Фото: личный архив.

Помню, мы с ним как-то разговорились о кино, о том, что в массовках снимаемся. А он мне сказал, что кино его не интересует, хочет стать разведчиком. Я спросил: «Зачем тебе быть разведчиком?» А он дерзко ответил: «А чтоб таких, как ты, в бараний рог крутить».

Он в своей книге пишет, что «в то время у нас был в обществе большой мальчик Коля» (это про меня). И однажды, мол, мы зашли в подворотню, а на нас пошли хулиганы. Коля сделал сердитое лицо, и они отошли сразу в сторону. Вот он так меня видел - большим, грозным человеком.

Очи чёрные. Никита Михалков ставит задание Николаю Ващилину на съёмку с лошадьми.1986

Очи чёрные. Никита Михалков ставит задание Николаю Ващилину на съёмку с лошадьми.1986

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также