Актер Константин Хабенский открывает новые грани в коронном амплуа страдающего алкоголика.
Перед вами ожерелье. Очень тонкое, с несколькими кристаллами. Изготовлено кустарем на коленке, без применения высоких технологий. Но это особенное ожерелье: если надеть его на шею и застегнуть замочек, оно начнет сжиматься, сжиматься, сжиматься, и в конце концов удушит владелицу.
Мне безумно интересно: где могут быть спрятаны те пружины, которые при застегивании замка делают ожерелье удавкой? Ну, теоретически? Вот компания Nike четверть века бьется над тем, чтоб изготовить самозастегивающиеся кроссовки, как у Марти МакФлая из фильма "Назад в будущее-2", и уже анонсировала их выход в 2015-м, и зарегистрировала патент (там моторчики и пружинки в подошве), но до сих пор не может выпустить. А персонаж сериала "Метод", поди ж ты, чуть ли не при свете керосиновой лампы изготавливает самозастегивающуюся удавку - при том что единственным его предыдущим прозрением в этой области было засунуть яд в сережки для бывшей жены.
Если вы читаете эту заметку, вы смотрели "Метод". И у вас возникли вопросы. Тем, кто не смотрел его, это не адресовано.
Ну хотя зачем их дискриминировать. Расскажем.
Перед вами ожерелье. Очень тонкое, с несколькими кристаллами. Изготовлено кустарем на коленке, без применения высоких технологий
Фото: кадр из фильма.
"Метод" - сериал про следователя, который похож на бомжа; он пьет как рыба , ведет себя как сумасшедший и к тому же смертельно болен (это не спойлер, просто страшная догадка). Он прекрасно ловит маньяков, потому что в душе сам маньяк, и, вероятно, тоже хочет кого-нибудь убить, просто виртуозно сдерживает это желание (это тоже не спойлер: хотя в первых двух сериях это не проговаривается, авторы давно все разболтали в интервью).
Следователь Меглин (превосходный актер Константин Хабенский открывает новые грани в коронном амплуа страдающего алкоголика) вступит во взаимодействие с красивой холодной брюнеткой-стажеркой (Паулина Андреева), которая вроде бы тоже одержима: с детства мечтает найти убийцу матери. В этом смысле она тоже маньячка, хотя ее детская одержимость выглядит совершенно невинной в сравнении с тем наплывом чувств, от которого Меглин уже едва-едва может гулять и разговаривать.
Следователь Меглин вступает во взаимодействие с красивой холодной брюнеткой-стажеркой
Фото: кадр из фильма.
Ну и вроде бы все прекрасно. Юрий Быков, автор кинотавровских хитов "Майор" и "Дурак", неровный режиссер, зато талантливый и настоящий (это невозможно объяснить, это как объяснять, чем хороший поэт отличается от плохого). У "Метода" отличная рекламная кампания - например, гениальный постер, в котором две руки, мужская и женская, держатся за нож, как за свечку. А потом начинаются ухабы в сценарии. И вот дальше - для тех, кто смотрел.
Вот один маньяк стал маньяком, потому что его в детстве травили девочки: сбиваясь в стаи, забрасывали камнями и грязью. Потому что он был слабый, а девочки чувствовали себя сильными. Для мальчиков такое поведение в школе нормально (увы), но для девочек - это какое-то совершенно свежее изобретение сценаристов. Девочки, конечно, травят мальчиков, но совершенно другими способами и в других местах, и не в таком количестве.
Еще мне хотелось бы узнать, каким образом Хабенский в финале второй серии возникает в трамвае, едущем на полном ходу. Это слишком хитрая схема - рассчитать, что трамвай подъедет именно в тот момент, когда героиня с маньяком в него сядут, и заранее спрятаться в кабине водителя. Учитывая, что героине о том, что ее ждут, сообщает горничная, впроброс; могла бы сообщить за пять минут до этого, могла бы через 15 после этого.
Ну и так далее. Маньяк убивает девушку на остановке трамвая при свидетельнице, свидетельница вскакивает в трамвай, орет, водитель даже не думает остановиться. Ну а чё, дело житейское. (Водителей трамваев в этом сериале вообще не берут в расчет).
Ну да, конечно - все можно списать на то, что это сказка. В развлекательном жанре всё сказки - и "Молчание ягнят", и романы Акунина, и фильмы про Бэтмена. Вот только в хороших сказках не спотыкаешься на каждом шагу. Я вот абсолютно верю, например, сериалу "Доктор Хаус" (первое, что в голову пришло): понятно, что не могут в одной больнице сразу сойтись все 150 редчайших болезней, какие существуют на свете, но все равно это выглядит очень естественно и убедительно, и ты, понимая, что с тобой играют, с радостью соглашаешься на игру. В данном случае - ничего подобного.
Ну и самое главное, что меня взбесило: героиня использует карандаш в качестве заколки для волос. Карандаш - оружие не режущее, но очень даже колющее. В финале второй серии она оказывается с маньяком наедине - и даже не думает его применить. Это превосходная сцена вообще-то (я уже говорил, что Юрий Быков талантливый режиссер) - но каким образом карандаш не оказался в глазу или сонной артерии негодяя, я не могу понять. Остается утешаться тем, что карандаш экономят для следующих серий.
* * *
Method по-английски, помимо прочего, значит "система Станиславского" (долго объяснять, но так вышло). Конечно, продюсеры сериала, Константин Эрнст и Александр Цекало, об этом знают. Конечно, эта тихая и не для всех очевидная шутка вшита в сериал - он же про то, как мхатовский актер Хабенский вживается в образ преступника, чтобы его поймать.
Читатель ждет уж слов "Не верю".