Генеральный директор авиакомпании "Когалымавиа" Александр Снаговский на пресс-конференции.
Фото: РИА Новости
Пресс-конференция в офисе авиакомпании «Когалымавиа» началась с соболезнований руководства компании родственникам погибших. Напомним, жертвами катастрофы рейса Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург стали 224 человека, в том числе и экипаж судна.
К журналистам вышли генеральный директор компании Александр Снаговский, зам генерального директора по организации лётной работы Александр Смирнов и зам гендиректора по инженерному обеспечению Андрей Аверьянов. Но Снаговский сразу после вступительного слова ушел: в компании в настоящее время поводятся сразу две проверки - Росавиации и Ространснадзора.
Встреча шла почти час в небольшом душном помещении. Всех журналистов волновал единственный вопрос: была ли у самолета техническая неисправность? В частности, речь шла о пресловутой усталостной трещине.
- Действительно, когда самолет эксплуатировался авиакомпанией «Ливанские авиалинии», в 2001 году при посадке в Каире он получил повреждение хвостовой части - тейл-страйк, - рассказал Андрей Аверьянов. - После этого воздушное судно некоторое время стояло на земле. Сначала был сделан временный ремонт для перелета самолета в Тулузу на завод «Эйрбас», а там в ноябре 2001 года был выполнен постоянный ремонт. Так как все было сделано самим производителем в соответствии со всей документацией, сомневаться в том что данное событие повлияло на характеристику воздушного судна, не приходится. Более того, в марте 2014 года проводилась очередная проверка на развитие усталостных трещин, ничего выявлено не было.
По словам руководителей компании, во время полета произошла взрывная разгерметизация.
Фото: РИА Новости
- Но если вы утверждаете, что самолет был исправен, то при каких условиях он мог развалиться в воздухе?
- Нет таких отказов двигателей или системы, которые могли бы привести к тому, чтобы самолет разрушился в воздухе, - объяснил журналистам Александр Смирнов. - Да, при трагическом стечении обстоятельств, когда отказывают сразу несколько систем, может произойти катастрофа. Но в таком случае самолет разрушится от удара о землю. В воздухе самолет разрушиться не может. Если не брать фантастические версии, теоретически это может произойти, если борт вышел на большие перегрузки. Но А-321 - это очень надежный самолет, в законы управления которого внесены так называемые защиты. Они не дадут выйти самолету на большие перегрузки даже при грубой ошибке техники пилотирования. Поэтому единственной объяснимой причиной разрушения самолета в воздухе может быть определенное техническое или механическое воздействие на воздушное судно.
- Теракт?
- Давайте не будем гадать, а дождёмся результатов расследования.
- Но вы же все равно между собой обсуждаете случившееся...
- Да, но это наше субъективное мнение. Оглашать его не имеем права, - отрезал Смирнов.
- Но есть информация, что якобы экипаж жаловался египетским техникам на проблемы с двигателем.
- Я со всей ответственностью говорю, никакие египетские техники к нашим самолетам не подходят, - заявил зам гендиректора Аверьянов. - Наши самолеты обслуживаются только нашими специалистами. В том числе, в Шарм-эль-Шейхе 30 октября наш самолет обслуживался только нашими специалистами. Египетский персонал осуществляет только наземное обслуживание. Мы представили в следственный комитет бортжурналы за последние пять полетов. Ни одного замечания от экипажей ни по каким системам не было. Экипаж, совершавший перед этим рейс на роковом А-321 из Самары, тоже давал показания следователям о том, что никаких проблем с воздушным судном не было. Ведущий инженер обслуживающий самолет 30-го числа, сказал, что замечаний не было. Командир, который вылетел в тот злополучный рейс, никаких замечаний в бортжурнале перед вылетом не оставил. Кроме того, самолет вылетел точно по расписанию. Это говорит о том, что экипаж не предпринимал никаких лишних действий или процедур. А 26 октября в Домодедово оба двигателя воздушного судна прошли бароскопический осмотр и не было выявлено никаких повреждений газовоздушного тракта обоих двигателей. Все документы переданы в СК и в Росавиацию.
- В октябре я совершал рейсы на этом судне в качестве командира экипажа и самолёт был в отличном техническом состоянии, - добавил Смирнов.
Экипаж разбившегося Аэробуса Фото: Наталья ВАРСЕГОВА
- С чем связано резкое падение скорости самолета?
- Пока черные ящики не расшифрованы, ничего сказать нельзя. Программа Флайтрадар свидетельствует, что за минуту произошло торможение самолета на 300 км в час с одновременной потерей высоты 1,5 км. В таком режиме самолет летать не может. Это значит, что он находился в неуправляемом полете. Самолет не летел, а падал. Видимо, к этому моменту он получил значительные конструктивные повреждения, которые не позволили продолжать полет. И, видимо, в связи с этим экипаж полностью потерял работоспособность. Именно этим можно объяснить то, что не было ни одной попытки выйти на связь и доложить об аварийной ситуации на борту. В салоне произошла взрывная разгерметизация (см. «Комментарий специалиста»). Для находящих внутри людей это была колоссальная перегрузка.
- Сейчас появилась информация о задолженности авиакомпанией заработной платы перед своими сотрудниками...
- Задолженность есть. Но в разумных пределах. Это связано с экономической ситуацией на рынке. Ситуация решается. Все сотрудники относятся к этому с пониманием. И никаким образом она не связана с произошедшей катастрофой и с безопасностью полетов.
- Будут ли выплачены компенсации пострадавшим?
- Безусловно, будут. Но мы расскажем об этом позже. Вопрос решается. Кроме того, все пассажиры были застрахованы.
- А как вы относитесь к заявлению ИГ (запрещённая в России террористическаяч организация, - Ред.) о причастности к трагедии?
- Ничего исключать нельзя, но то видео, что есть в Интернете, на наш взгляд, подделка. Но полеты над Синийским полуостровом мы прекратили сразу же. Этот же шаг предприняли и несколько мировых авиакомпаний.
Экипаж и пассажиры рейса "Кагалымавиа": Вспомним всех поименно...
ФОТОРЕПОРТАЖ
Катастрофа российского лайнера на Синайском полуострове: хроника трагедии
ОФИЦИАЛЬНО
Дмитрий Песков: Путин воспринял известие о катастрофе так же, как и все россияне
Пресс-секретарь президента попросил не спекулировать на трагедии
Глава Минтранса Максим Соколов, возглавляющий комиссию по расследованию авиакатастрофы в Египте, сегодня доложит Владимиру Путину первые результаты работы. Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. (подробности)
- Соколов только что вернулся из Египта, за двое суток был проведен огромный объем работы, хотя говорить о том, когда будут первые итоги начатого расследования, рано, - сказал Песков.
КОММЕНТАРИЙ ИСЛАМОВЕДА
Синай - театр военных действий. И его начали облетать стороной
- Расположенный на крайнем юге Синая Шарм-Эль-Шейх - признанный мировой курорт, - говорит исламовед Роман Силантьев, - Но не надо забывать, что значительная часть полуострова (особенно центральные и северные районы) уже давно превратилась в место боев египетской армии и полиции с террористами.
Конфликт начался после революции 2011 года и продолжается до сих пор. Там действуют около полутора десятков различных экстремистских группировок, включая «Вилаят Синай» (это местное подразделение запрещенного в России «Исламского государства»), «Аль-Каиду», «Братьев-мусульман». Исламисты периодически устраивают теракты и нападения на египетских силовиков, израильских пограничников. Те отвечают рейдами и бомбардировками, против боевиков действует военная авиация. Полной безопасности полетов для гражданских воздушных судов над этой зоной нет.
Кстати, это частично признают и сами египетские власти , установив минимальную безопасную высоту полета над центром и севером полусотрова в 8 000 метров.
Иностранцы ниже 9000 там не летают. А часть даже отказалась от этого воздушного коридора. Немецкая Lufthansa, французская Air France, арабские Emirates и Flydubai, вторая по величине в Бельгии Jetairfly, британская Thomas Cook Airlines уже прокладывают обходные маршруты. До тех пор, пока не будут выяснены все обстоятельства трагедии. А может быть они уже что-то знают...
ВОПРОС ДНЯ
Что происходит с нашей авиацией?
Александр РОМАНОВ, бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов:
- Главная проблема - с управлением отраслью. У нас масса руководящих органов (Минтранс, Росавиация, Межгосударственный авиационный комитет и много других), и ни один из них не отвечает персонально за безопасность. И ни разу никого не наказали и не сняли. Может, это и грубо звучит, но я сравниваю управление нашей отраслью с управлением берлинским оркестром господином Ельциным. Маленьким авиакомпаниям тяжело выживать, как и маленьким фермерам, но они все равно должны быть. Потому что у людей должен быть выбор, должен быть бизнес. А если мы переведем все в один большой супермаркет, это убьет множество инициатив.
Геннадий ЗЮГАНОВ, лидер КПРФ:
- Раньше мы на 15 авиазаводах производили 1500 летательных аппаратов в год. А сейчас для себя ничего почти не делаем. Если у вас авиапарк возраста до 15 лет, там в два раза меньше аварий. Я в свое время Красноярский край проверял. И ахнул: 80 аэродромов было, 700 самолетов летало над этим гигантским краем. А сейчас три аэропорта осталось, берут чужих пилотов. Своих нет.
Алексей НОВОТОЧИНОВ, ветеран Военно-воздушных сил:
- Больше так жить нельзя - ходить и вздрагивать. Это большой вызов для нашей промышленности, потому что наше самолетостроение - это государствообразующая отрасль. Мы должны летать на новых самолетах, а не на старье. Мы толком и не знаем, на чем летаем. То, что самолет покрашен и внутри новые кресла, ни о чем не говорит - может, там баранов раньше возили. Старые самолеты по лизингу. Посмотрите на компанию Emirates Airlines - они летают только на новых самолетах, и люди не нервничают. Поле деятельности для аналитических силовых структур: теория управляемого хаоса как одна из форм гибридной войны начинает набирать обороты. Это не страшилка, а констатация факта. Есть целый рынок левых запчастей! Страшная болезнь - бардак.
Петр КАБАЙКИН, летчик гражданской авиации с 30-летним стажем, Волгоград:
- Во время моей работы было многое: и пожары, и двигатель отказывал. В наше время, а я с 1986 года не летаю, если случалась авиакатастрофа, собирали летный состав. И мы до мельчайших подробностей разбирались в трагедии, чтобы в будущем не допускать ошибок. Если трагедия произошла из-за неисправности - ответственность должны понести те, кто выпустил самолет в рейс, причем уголовную.
Гость № 7152, читатель сайта KP.RU:
- Кто в море не ходил и не летал российским секонд-хендом, тот по-настоящему не молился. Безопасность пассажиров пасует перед желанием бизнесменов набить карман.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Первые данные «черных ящиков» А321: экипаж не подавал сигнал бедствия
Египетские специалисты получили первые данные с бортовых самописцев российского самолета А321. Согласно им, экипаж лайнера не запрашивал у авиадиспетчеров аварийную посадку.
Расшифровка записей «черных ящиков» также позволяет говорить, что никакого внешнего воздействия на самолет оказано не было. Сообщает Рейтер со ссылкой на источник в египетской следственной группе (подробности)
ВЕРСИИ
Эксперт: Похоже, что экипаж боролся за контроль над самолетом
В «Когалымавиа» не верят, что самолет мог упасть по вине пилота или из-за неисправности. Мы попросили прокомментировать ситуацию в эфире Радио «Комсомольская Правда» Леонида Кошелева, члена правления Российской Ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов (подробности)
Пилот: Airbus - совершенная машина, не верю, что дело в технической неполадке
Российский пассажирский самолет Airbus-321 разбился в Египте утром 31 октября. На борту было 212 пассажиров (из них 17 детей) и 7 членов экипажа. Сообщается, что воздушное судно развалилось на две части. Основных версий авиакатастрофы две - техническая неисправность или теракт. Своим видением случившегося в эфире Радио «Комсомольская Правда» поделился наш слушатель, пилот Никита (подробности)