Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Происшествия6 ноября 2015 19:48

Новая версия гибели Аэробуса: Возможно, террористы подкупили охрану аэропорта Египта

Несмотря на то, что химический анализ не обнаружил следов взрывчатки, версия о заложенной бомбе не отметается
Внешне египетская воздушная гавань соответствовала всем требованиям. Тщательно досматривали даже детские сумочки. Однако, оказывается, были и обходные пути.

Внешне египетская воздушная гавань соответствовала всем требованиям. Тщательно досматривали даже детские сумочки. Однако, оказывается, были и обходные пути.

Фото: REUTERS

Как стало известно «Комсомолке», на месте трагедии обнаружены фрагменты фюзеляжа самолета, которые имеют характерные пробоины, выгнутые наружу. Они могли возникнуть от осколков, если бы внутри салона самолета взорвалась бомба. С этих фрагментов, как и с личных вещей пассажиров, взяты смывы, которые доставлены для лабораторного анализа в Москву. Однако никаких следов взрывчатых веществ эти смывы не показали. Так была бомба или нет?

БУДУТ НОВЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

- Безусловно, на вооружении экспертов есть экспресс-методики по определению следов взрывчатки, - пояснил «КП» источник, близкий к следствию. - Но они позволяют на месте определить наличие продуктов сгорания только широко известных взрывчатых веществ: селитры, пороха, тротила, пластической взрывчатки, гремучей ртути. Однако террористы не всегда используют твердые виды взрывчатки. Иногда они применяют жидкие вещества, которые относятся к бытовой химии, но при взаимодействии друг с другом могут приводить к большому выделению энергии. Как раз такую взрывчатку пронесли на самолет террористки-смертницы, взорвавшие в 2004 году Ту-154 и Ту-134 Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова. Для определения подобной многокомпонентной взрывчатки нужна более длительная экспертиза в стационарной лаборатории.

Таким образом, не отвергается версия, что взрывчатка могла попасть на борт через аэропорт Шарм-эль-Шейха.

ВЗГЛЯД ПИЛОТА

Мы опросили специалистов, знакомых с ситуацией в воздушной гавани Египта, насколько хорошо там выстроена система безопасности.

- Если внешне описывать работу служб безопасности, то и Шарм-эль-Шейх и Хургада абсолютно не вызывали у меня какой-то тревоги, - признается пилот-инструктор Анатолий Лебедев, летавший когда-то на бортах «Когалымавиа» в Египет. - Там большой пассажиропоток проходит, всех проверяют, досматривают. Мне показалось, что безопасность в нем примерно на одном уровне со стандартным европейским аэропортом.

- Разбившийся борт не проходил технического обслуживания в египетском аэропорту. Значит, иностранный персонал не имел к нему доступа?

- Техники не имели. Но есть определенное количество иностранцев, которые обслуживают самолет в любом случае. Внутрь заходят только те, кто уборкой занимается, но у них обязательно проверяют пропуска, разрешения.

Таким образом, можно допустить, что, если у кого-то из египтян была задача заложить небольшую бомбу, он это теоретически мог сделать.

ПРОНЕС ПАССАЖИР?

Но мог ли бомбу пронести в багаже или на себе кто-нибудь из пассажиров?

Этот вопрос мы задали Виталию Бордунову, эксперту Международной организации гражданской авиации ИКАО, сотруднику Комитета по транспорту Госдумы.

- Система авиационной безопасности, что в Египте, что в России, что в Штатах, что в Европе, строится в соответствии со стандартами ИКАО. Но всегда есть лазейка. Вспомним, например, наш собственный случай, когда две смертницы пронесли на борт взрывчатку и уничтожили два самолета. Как это удалось? Благодаря предательству капитана милиции, который пропустил их, минуя досмотр. Так же и в аэропорту Шарм-эль-Шейха мог оказаться такой человек.

- Или кто-то открыл чемодан и туда, допустим, подсунул взрывчатку?

- Нет. Террористы прекрасно знают о том, каким образом проходит просмотр багажа и что вот так в лоб ничего не получится.

- То есть, скорее всего, мог быть человек, сочувствующий террористам среди персонала?

- Необязательно сочувствующий. Кого угодно туда не берут - жесткий отсев в этой сфере. Но, может быть, ему просто предложили такую сумму, что не устоял.

В ОБХОД ЗА 30 ДОЛЛАРОВ

Возможно, речь шла не о такой уж и большой сумме. Вот какая информация пришла из-за границы. 47-летний Дэйл Паркин отдыхал на этом курорте со своей подругой Джоанной ранее в этом году и при отлете столкнулся с неожиданной услугой - в обмен на 20 фунтов стерлингов человек в военной форме, коих в аэропорту Шарма немало, предложил провести их в обход всех очередей на регистрацию.

- Очереди были ужасающие... А он просто спросил: «Вы хотите их избежать?» - признался турист в интервью британскому телеканалу Sky News. - Мы прошли прямо через пункт безопасности, через весь аэропорт, миновали все очереди, после чего он поставил наш чемодан на багажную ленту, и девушка нас зарегистрировала. Ни в одном месте мой багаж не прошел через сканер. Сейчас мне кажется, что это ненормально. А в тот момент нам это казалось просто забавным.

Только после новостей я осознал всю серьезность того, что могло бы произойти. Тогда мы совершенно об этом не думали и были просто довольны таким сопровождением в аэропорту, - сожалеет англичанин.

20 фунтов стерлингов - это примерно 30 долларов или около двух тысяч рублей. Не исключено, что именно в такую сумму кто-то оценил жизнь 224 пассажиров...

ПРОДОЛЖАЕМ ТЕМУ

Если рванула кабина, почему оторвался хвост?

Вчера мы рассказали о версии эксперта по авиакатастрофам Юрия Антипова, что взрыв мог произойти в носу самолета. Этот вывод он сделал на основе анализа фото повреждений борта. На сайте наши читатели задали вопрос: но почему тогда оторвался хвост самолета, если бомбу могли заложить в отсеке передней стойки шасси?

- Посмотрите на фото обломков, - отвечает Антипов, - самолет разорван не по хвосту. На земле на месте крушения передней части видно, что разрыв фюзеляжа произошел сразу за местом крепления крыльев, ведь после них на земле нет никаких остатков фюзеляжа. Именно в районе крепления крыльев самолета есть глухие перегородки, отделяющие объемы переднего грузового отсека и основных шасси от объема заднего грузового отсека. Это в нижней половине фюзеляжа. В верхней же части именно в районе крепления крыльев имеется сужающийся проход из одного пассажирского салона в другой. Потому если мы допускаем версию взрыва в носу, распространяющаяся волна давления из передней части самолета упрется в переборки именно в этом месте и будет разрывать фюзеляж как раз за крыльями самолета.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

МАК передумал останавливать полеты «Боингов-737» в России

«Боинги-737» продолжают летать в нашей стране без всяких проблем. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) - он занимается расследованием причин авиакатастроф на территории России и ряда стран СНГ - отозвал свое письмо о приостановке сертификата типа на две популярные в России модификации «Боинга-737» (Classic и NG). Об этом сообщила Росавиация.

Новость о возможной приостановке полетов у нас «Боингов-737» наделала немало шума. На таких лайнерах у нас летают почти все крупные компании, и дело запахло керосином - серьезным сбоем в авиаперевозках и крупными убытками для авиакомпаний, которые сейчас и так не в лучшем финансовом положении.

А на авиафорумах, да и в интернете тем временем бурно обсуждается еще одна версия запрета «Боингов» МАК - «месть за «Трансаэро». Дело в том, что глава МАКа Татьяна Анодина - мать основателя «Трансаэро» Александра Плешакова и один из акционеров прекратившей с октября полеты авиакомпании…

Впрочем, оставим нашим авиавластям их внутренние разборки. Для нас, пассажиров, главное, что «Боинги-737» пока продолжают летать и срочно бежать куда-то сдавать билеты не надо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Возвращающиеся из Египта россияне смогут взять в самолет только ручную кладь

Багаж наших туристов позже отправят отдельными рейсами (подробности)

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Черный ящик» не высветил истину

Расшифровка первого бортового самописца не выявила каких-то проблем на борту до момента прекращения записи

Глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что специалисты завершили расшифровку данных параметрического самописца «Аэробуса». Однако близкие к следствию источники сообщили «Комсомолке», что это не помогло прояснить картину трагедии. (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Туристы в Египте отгуляют оплаченный отдых

Со вчерашнего дня отправка туристов Египет остановлена. На сколько? Пока не понятно. Глава Ростуризма Олег Сафонов сформулировал ответ так: «До тех пор, пока не будут обеспечены полностью безопасные условия для отдыха наших граждан». Значит ли это, что властям Египта нужно вводить дополнительные меры безопасности на курортах и супердосмотры в аэропортах и этого хватит? Или Россия ждет, что Египет разберется с террористическим группировками на своей территории? (подробности)

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Небо над Россией не упало

Андрей БАРАНОВ

Вряд ли стоит говорить о коллапсе нашей авиации, ровняя под одну гребенку разные авиакатастрофы

Да, так трагически совпало, что за несколько дней три трагедии самолетов в разных широтах, так или иначе связанных с нашей страной, унесли жизни многих людей: крушение «Аэробуса» компании «Когалымавиа» над Синаем (224 погибших), падение транспортника АН-12 в Южном Судане (общее число жертв на борту и на земле - 36 человек), катастрофа легкомоторной «Сессны» в Крыму (погибло четверо). «Самолетопад!», «Российская авиация в штопоре!» - зашлись в истошном крике некоторые завсегдатаи социальных сетей. (подробности)

ПРОЕКТ ПАМЯТИ

Экипаж и пассажиры рейса «Когалымавиа»: Вспомним всех поименно...

ФОТОРЕПОРТАЖ

Катастрофа российского лайнера на Синайском полуострове: хроника трагедии