Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество9 ноября 2015 20:44

«Мой отец встречался с Мао Цзэдуном!»

Летчик из Беларуси подарил будущему вождю китайской нации свой летный костюм, а тот на память вручил парню свою фотографию [фото]
Фотографию летчику Мао Цзэдун подарил  летчику на прощанье. Фото: Игорь БУБЛИКОВ

Фотографию летчику Мао Цзэдун подарил летчику на прощанье. Фото: Игорь БУБЛИКОВ

Несколько лет назад гродненец Вячеслав Сивцов нашел записки своего отца - советского летчика военно-транспортной авиации. В них были описаны события 70-летней давности. - Рукопись мне передала мама еще в 1984 году, когда отца не стало, но я не заинтересовался и благополучно забыл о странных листках. Вспомнил только в 2008-м, когда начал собирать родословную. Принялся читать и обомлел - оказывается, отец был в самой гуще событий! - рассказывает Вячеслав.

На встречу он принес книгу, которую издал тиражом 40 экземпляров, чтобы раздать друзьям и родственникам, фотографию Мао Цзэдуна, бережно помещенную под стекло и медаль отца за активное участие в китайско-советской дружбе.

Вячеславу записи отца передала мама. Фото: Игорь БУБЛИКОВ

Вячеславу записи отца передала мама. Фото: Игорь БУБЛИКОВ

- Мне бы очень хотелось опубликовать эти воспоминания в Китае. Мой знакомый, переводчик и журналист Ван Тао, в этом году был в Пекине и показывал рукопись в издательстве при ЦК КПК. Редактор согласился издать, но посоветовал сначала поставить в известность посла КНР. Я так и сделал, но пока ответа нет... Возможно, эта история заинтересует наших издателей и сценаристов.

ГОЛЫЕ КИТАЙСКИЕ ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ В ТРУСАХ

Читая воспоминания Николая Сивцова, я словно погружаюсь в историю, о которой знала только отрывочно.

Вот молодой летчик, который только что пережил войну, в 1945 году отправлен на Дальний Восток. Сюда стягиваются войска, чтобы принять участие в Советской-японской войне. Его самолет доставляет танкам, застрявшим около Хинганских гор, горючее.

За перевалом уже занято несколько населенных пунктов. В один из них - Лубэй - молодой летчик доставляет топливо и боеприпасы. Вечером, прилетев на место, пилоты остаются переночевать, а с утра, открыв дверь самолета, видят необычную картину - толпа полураздетых людей окружает машину. Оказалось - местные жители.

- Мужчины были одеты в старые рваные трусы. Большинство ребятишек - голые. Мы долго молча смотрели друг на друга, не зная, что сказать. Из этого неловкого положения неожиданно выручил сослуживец. Наводя порядок внутри самолета, он выбросил консервные банки, тряпки и хлам.

Такими увидели советские летчики местных жителей. Фото: Игорь БУБЛИКОВ

Такими увидели советские летчики местных жителей. Фото: Игорь БУБЛИКОВ

Все внимание селян было приковано к нему. Казалось, они оцепенели в ожидании какого-то чуда! Едва он бросил все в небольшую яму, как наши боязливые гости, словно по команде, с ревом помчались туда! Началась свалка и драка. Каждый старался что-нибудь схватить. Кому ничего не досталось, подходили к нам с просьбой принести еще чего-нибудь. Это до глубины души тронуло всех нас. Вскоре около самолета было около 200 человек. Нам стало нечем одаривать их, и я предложил раздать продовольственные запасы: конфеты, печенье, сахар. Дети, получив такое богатство, крепко сжимали подарки в своих ладошах, поднимали руки и радостно кричали! - писал в своих воспоминаниях Николай.

ПАРЛАМЕНТЕРСКИЙ САМОЛЕТ ОБМАЗАЛИ СГУЩЕНКОЙ

Бои с Японией продолжались. В середине августа 1945 года солдаты услышали, что император Японии издал рескрипт о принятии условий Потсдамской декларации. Все понимали: скоро прекратится напрасная кровопролитная война, а Япония капитулирует. Однако войска противника упорно сопротивлялись.

Во время очередного вылета самолет Николая приземлился на аэродроме небольшого китайского города Тунляо. Пилота сразу удивило скопление большого количества летной техники.

- Завтра, наверное, будет наступление, - переговаривались военные. В полночь в самолет Николая заглянул заместитель командира и попросил белую краску. Краски не было, и военные в шутку предложили капитану сгущенное молоко.

Так и получилось, что сгущенным молоком нанесли большие круговые полосы на фюзеляж одного из самолетов. Оказалось, что крылатую машину готовили к парламентерскому вылету. А это значило только одно - Япония скоро капитулирует. Рано утром все вылетели в город Мукден - базу японцев в Маньчжурии. Советской разведке стало известно, что в этот день, здесь будет находиться последний император Китая Пу И. Он направлялся в Токио. Прибывший в Мукден на самолете-парламентере со знаками, нанесенными сгущенкой, советский генерал встретился с японским командующим авиацией. Он объяснил цель своего прилета: принятие безоговорочной капитуляции японских войск. Командующий ответил, что лично он согласен, но не уполномочен решать такие вопросы.

Военного летчика наградили орденом Китайско-советской дружбы. Фото: Игорь БУБЛИКОВ

Военного летчика наградили орденом Китайско-советской дружбы. Фото: Игорь БУБЛИКОВ

- В резиденции - император, только он может это решить,- сорвалось у японского командующего с языка, вспоминал Николай.

Вскоре советская делегация была уже в резиденции. Увидев русских, император сразу же потерял сознание. А потом попросил дать ему возможность проконсультироваться со своими министрами. Но вместо этого они тайно покинули резиденцию и выехали на аэродром, чтобы улететь. Но сделать это не удалось - как только кортеж с высокими чинами появился на аэродроме, русские преградили им путь. На взлетной полосе один из китайцев упал в обморок - это и был император Пу И.

Его быстро перенесли в один из самолетов. Сознание к нему долгое время не возвращалось. Бортмеханик дважды опрыскивал его водой, а затем жестами объяснял, что не следует так сильно расстраиваться. Император молился и кланялся. Правителя перевезли в лагерь для военнопленных под Хабаровском. Чуть позже он был свидетелем обвинения на Токийском процессе в августе 1946 года и давал показания 8 дней. В 1950 году был передан Китаю, где почти 10 лет находился в лагере перевоспитания и был освобожден по особому разрешению Мао Цзэдуна.

«ПОДАРИЛ МАО ЦЗЭДУНУ СВОЙ ЛЕТНЫЙ КОСТЮМ»

- Кстати, насчет Мао Цзэдуна. Хотелось бы узнать историю этой фотографии, - показываю на небольшой снимок, где запечатлен китайский лидер.

- Главная ставка коммунистов Китая в то время находилось в небольшом городке Яньань. Сначала отец встретился с Чжу Дэ - главнокомандующим Рабоче-крестьянской революционной армии. Тот пригласил летчиков на ужин.

Мао Цзэдуна на встрече не было - будущий лидер нации болел. Зато он наутро появился в аэродроме.

Книгу Вячеслав выдал тиражом всего в 40 экземпляров и надеется, что в Китае все-таки заинтересуются историей его отца. Фото: Игорь БУБЛИКОВ

Книгу Вячеслав выдал тиражом всего в 40 экземпляров и надеется, что в Китае все-таки заинтересуются историей его отца. Фото: Игорь БУБЛИКОВ

Вот как описывает эту встречу Николай в своих рукописях:

- Мао Цзэдун поздоровался с каждым из нас. Вид у него был болезненным. Его побледневшее и, как мне показалось, немного женственное лицо выглядело усталым и нерадостным. Одет он был в штатское, но не как все остальные. Черного цвета костюм, белая рубашка, галстук, полуботинки. Я чувствовал себя неловко и скованно. Произнеся короткую и отрывистую речь, Мао Цзэдун молча и неторопливо начал разглядывать наш самолет. Я предложил ему пройти вовнутрь. Он стал интересоваться жизнью в России. Я ответил и спросил, был ли он у нас, встречался ли со Сталиным? Немного помедлив, он ответил, что еще нет, но скоро для этого будут веские причины. Оглядевшись вокруг, попросил построить экипаж.

- Мы бедные люди, и я долго думал над тем, что бы вам подарить на память. Но не взыщите! - он вручил каждому из нас по одеялу из верблюжьей шерсти и по два маленьких коврика.

- Есть ли у вас хоть какие-нибудь ваши фотографии? - спросил мой товарищ Николай Стрельцов, глядя на Мао Цзэдуна и Чжу Дэ. - Ведь без них никто не поверит.

Вскоре у нас было по две небольших фотокарточки. Несколько раз я прошелся по самолету, все думал, что подарить Мао Цзэдуну. Затем взял свой летно-меховой комбинезон и резиновые сапоги.

- Возможно, вы будете северней. Там снег, грязь, да и намного холодней. Это поможет вам в непогоду, - передал я их ему. Мао Цзэдун несколько раз пригласил Николая в гости, но больше в Китае летчику побывать не довелось.

Еще несколько месяцев экипаж проработал на Дальнем Востоке, а потом военных перевели вглубь Советского Союза.