Звезды9 ноября 2015 16:42

На съемки «Великой» потратили почти 300 миллионов рублей

Биография молодой Екатерины II стала самым дорогим отечественным сериалом
Рекламный постер сериала "Великая".

Рекламный постер сериала "Великая".

На вопросы «КП» ответила продюсер проекта Елена Денисевич.

- На «Великую» действительно потрачена колоссальная сумма, намного превышающая обычные бюджеты российских сериалов. Это потому, что проект исторический?

- Во-первых, действительно поэтому. Исторический проект – всегда недешевое удовольствие. Масштабное произведение о царственной особе и событиях нескольких десятков лет давно минувшего исторического периода по определению, не может быть малобюджетным Во-вторых, в нашем проекте драматический сюжет реализуется в эпизодах, включающих в себя, кроме главных, большое количество второстепенных персонажей. И все действующие лица, естественно, должны быть одеты в достоверный «исторический» костюм. В десяти из двенадцати серий фильма на экране две императрицы - одна правящая, другая будущая, огромное количество придворных – на всех на них дорогие, близкие аутентичным наряды. В гардеробе каждого персонажа «царского двора» костюмов как минимум несколько. У одной Екатерины было 17 платьев. Другая дорогостоящая позиция - пастиж (парики, усы): все выполнено качественно и в большом количестве - ведь во времена Екатерины парики носили все. Натурные съемки проходили в исторических объектах - это и Ораниенбаум, и Екатерининский дворец, и Гатчина... Но сегодня эти аутентичные стены - музеи, которые работают в своем алгоритме. Снимать там надо крайне аккуратно - это существенно увеличивает время, запланированное на съемку. Плюс стоимость аренды. Кроме перечисленного, в картине лошади, кареты, оружие того времени, реквизит и т.д.

Кадр из сериала "Великая".

Кадр из сериала "Великая".

- Но ведь был риск, что зритель не примет кино, и затраты окажутся неоправданными?

- Этот риск всегда существует. Уверяю вас, нет продюсеров, которые своей целью ставят создание фильма, который не понравится зрителю. Это во-первых. Ну, а во-вторых, ни один продюсер не готов легко принять факт бюджета, потраченного впустую. Я хочу сказать, что риск быть непринятым зрителем существует независимо от того, большие или малые деньги были потрачены на кино. Зритель – доминанта. Именно к ней потом добавляются все иные цели. Например, возникает желание и потребность предложить зрителю проект, качество исполнения которого несколько выше, чем «будничное». Осуществление этой задачи, естественно, влечет за собой удорожание проекта. Качественная, объемная, насыщенная достоверными деталями и атмосферой «картинка» требует затрат на ее создание. Со стороны производителей и заказчиков запуск в производство исторического проекта должен быть результатом глубокого и ответственного анализа потребностей «рынка» - то есть пожеланий и устремлений того же зрителя. Причем с разными эстетическими и вкусовыми потребностями. Кроме развлекательной цели, мы преследовали еще и образовательную. Считаем ее важной для любого исторического проекта. Ведь сериалы подобного рода запускаются не только ради того, чтобы понравиться «милым домохозяйкам».

Кадр из сериала "Великая".

Кадр из сериала "Великая".

- Политические цели присутствовали? Что-то объяснить на злобу дня на исторических примерах...

- Ведя художественное повествование о любом политическом деятеле, нельзя не коснуться политических аспектов. Сам факт, что мы говорим о лице, так или иначе влиявшем на ход истории и политики, - уже реализация политической цели, ставим мы ее перед собой или нет. Но, уверяю вас, никаких агитационных задач и заданий мы не выполняли. Гражданская позиция – да, она была у каждого и была единой. Благодаря этому, мы работали очень сплоченно, превратившись в команду единомышленников.

- Почему именно Екатерина?

- Ну, как минимум, потому что Екатерина II – на редкость удачная фигура для биографического фильма во всех возможных жанрах: байопика, драмы, политического детектива, мелодрамы и даже комедии. «Сия императрица» была харизматичной, неоднозначной в поступках, широко образованной, любвеобильной особой. Ко всему прочему – женщиной, обделенной личным счастьем, которого она всю жизнь пронзительно желала. Это ли не героиня сериала? «Бонус» к выбору героя – интересная и необычайно занимательная эпоха. В последнее время у телезрителей проявился очевидный интерес к историческим фильмам. Может быть, это обусловлено тем, что, переживая сегодня определенные геополитические катаклизмы, мы испытываем вполне объяснимое желание оглянуться назад и поискать в историческом прошлом первопричины современных проблем. В истории можно найти ответы на многие вопросы. Мы адресовали проект современной аудитории - искали тональность, стиль, ритм, художественную аргументацию, понятные нашим собеседникам. Наш проект должен был стать не столько высказыванием, которое всегда рискует прозвучать амбициозно и назидательно, сколько разговором со зрителем на равных. Именно поэтому мы изначально отказались от всевозможных литературных интерпретаций образа Екатерины Великой и ориентировали авторов на написание оригинального сценария, основанного на исторических и архивных документах.

Кадр из сериала "Великая".

Кадр из сериала "Великая".

- Насколько близки экранные события исторической правде?

- Во всяком случае, мы старались быть правдивыми и искали драматические узлы и конфликты в том, что происходило на самом деле. При этом ни одно художественное произведение не обходится без событийных и смысловых обобщений. Художественность основана на домысле. Драматургия - это правда жизни минус все неинтересное. Хотя мера и художественная оправданность этого самого домысла очень важны.

- И продолжение будет?

- Финальная серия «Великой» заканчивается подъездом царственного кортежа к Успенскому Собору. Екатерина II прибывает из Петербурга в Москву на свою официальную коронацию. До «трона» ей остается несколько десятков шагов и несколько лет до признанного всеми величия. Несколько месяцев назад мы приступили к разработке следующих двенадцати серий истории об императрице. Станет ли он вторым сезоном или самостоятельным проектом и когда - покажет время.

ЦИФРЫ

Бюджет сериала «Великая» - 283,6 млн руб. (23,6 млн руб. за серию). По курсу доллара на момент съемок это около $9 млн, что абсолютный рекорд в отечественной сериальной индустрии. Аренда дворцовых интерьеров обходилась в среднем в 250 000 руб. за один съемочный день.

Для сравнения: первый сезон исторического сериала «Борджиа» обошелся в $45 млн.

Первый канал, "Великая", понедельник-четверг, 21.35

Юлия Снигирь: Екатерина вполне могла быть мужчиной

За последнее время это уже второй проект о Екатерине: в прошлом году на канале «Россия 1» вышел сериал «Екатерина» с Мариной Александровой. А в новом телефильме, который презентуют как «один из самых высокобюджетных проектов российского телевидения», императрицу сыграла Юлия Снигирь («Обитаемый остров», «Крепкий орешек-5»). Роль далась актрисе непросто.

- Я поняла, что для начала мне нужно максимально расшатать себя, разобрать по винтикам мою жесткую «систему креплений», - признается Юлия. - Это довольно опасный процесс, иногда очень болезненный. >>>>>>>>>