Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Происшествия11 ноября 2015 15:47

Второй черный ящик точно ответит, что взорвалось на борту А 321

Специалисты рассказали, как работают бортовые самописцы
Авторы (3):
Специалисты рассказали, как работают бортовые самописцы на современных лайнерах

Специалисты рассказали, как работают бортовые самописцы на современных лайнерах

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

Осталась примерно неделя до момента, как полностью будет расшифрован второй черный ящик с разбившегося над Синаем аэробуса. Тот, что записывает речь, и наиболее пострадал. Как он работает и поможет ли докопаться до истины, мы спросили у производителей отечественных бортовых самописцев.

- До недавних пор многие речевые самописцы писали звук на проволоку толщиной с волосок - внешне такие устройства очень похожи на катушечные магнитофоны, - объяснил Иван Буслаев, генеральный директор нижегородского завода им. Г.И. Петровского. - Но скоро они уйдут в прошлое – с 2016 года их использование во всем мире будет запрещено. Более современный вариант – запись на микросхемы памяти, так называемые «флешки» (именно такой вариант стоял на разбившемся борту). Емкость их различается, но длительность непрерывной записи в зависимости от типа - 8-32 часов полета. Речь поступает с переговорных устройств и микрофонов, установленных в кабине, на отдельные каналы и вся информация сохраняется в защищенном накопителе регистратора.

До недавних пор многие речевые самописцы писали звук на проволоку толщиной с волосок - внешне такие устройства очень похожи на катушечные магнитофоны.

До недавних пор многие речевые самописцы писали звук на проволоку толщиной с волосок - внешне такие устройства очень похожи на катушечные магнитофоны.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

Носитель, на который записывается речь, будь то проволока или флешка, сам по себе устойчив к внешним воздействиям - может работать при температуре от -60 до +55 С. Но его главная защита - это бронеконтейнер из специальной стали.

Более современный вариант – запись на микросхемы памяти, так называемые «флешки» (именно такой вариант стоял на разбившемся борту). Емкость их различается, но длительность непрерывной записи в зависимости от типа - 8-32 часов полета.

Более современный вариант – запись на микросхемы памяти, так называемые «флешки» (именно такой вариант стоял на разбившемся борту). Емкость их различается, но длительность непрерывной записи в зависимости от типа - 8-32 часов полета.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

- Нам несколько раз привозили записи, которые не смогли расшифровать на месте, - рассказывает Иван Буслаев. - Мы вскрывали бронеконтейнер, нередко с полностью обгоревшими проводами вывода, доставали плату флеш-памяти и расшифровывали сохранившуюся информацию.

Именно этим сейчас занимается международная группа специалистов — восстанавливает полную запись с самописца. Пока они только смогли определить, что был зафиксирован громкий хлопок на борту. Но что это точно было — взрыв бомбы или начало разгерметизации салона из-за технических проблем — пока не ясно. Однако установить истину по этой записи удастся в любом случае. Это процесс сложный и медленный: звук специальной программой «разбирается» на составляющие, очищается, а затем прогоняется по базе, в которой есть подобные звуки, записанные во время авиакатастроф. Процесс напоминает дактилоскопию, где по отпечаткам пальцев устанавливается преступник. Только здесь используется «отпечаток» звука. Анализ записи черного ящика позволяет установить даже конкретное место в самолете, где он возник.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пытались ли пилоты А321 спасти самолет после взрыва

Эта версия появилась из-за странного поведения борта во время падения

По официальной версии, из-за взрывной разгерметизации на борту, которая произошла либо из-за теракта, либо из-за технической неполадки, моментально погибли все люди, находившиеся на борту. Однако пользователи социальных сетей, пользуясь открытыми источниками, заметили одну странность. И на ней выстроили версию, что пилоты благодаря герметичности кабины выжили после взрыва и старались спасти самолет. (подробности)

В ТЕМУ

Эксперты: «Черные ящики» работают до последней секунды, пока существует самолет

Семь наивных вопросов о бортовых самописцах

Что стало причиной крушения Аэробуса с российскими туристами в Египте? Достоверного ответа на этот вопрос по-прежнему нет. Эксперты возлагали надежду на расшифровку «черных ящиков», но первые полученные данные картину не прояснили. Запись бортового самописца рейса 7К9268 просто обрывается на 20-ой минуте полета. Хотя после самолет оставался на экранах диспетчеров еще три минуты. (подробности)

ПРОЕКТ ПАМЯТИ

Экипаж и пассажиры рейса «Когалымавиа»: Вспомним всех поименно...

ФОТОРЕПОРТАЖ

Катастрофа российского лайнера на Синайском полуострове: хроника трагедии

МЕЖДУ ТЕМ

Крушение «Аэробуса» - первый шаг к революции в Стране пирамид?

- «Братья-мусульмане» действительно могли бы устроить подобный теракт, - предположил в эфире Радио «КП» Дмитрий Микульский, доктор исторических наук, арабист. - Для того чтобы дестабилизировать обстановку в Египте и в условиях хаоса постараться вновь прийти к власти (подробности)

ВЕРСИИ

Самолет в небесах можно уничтожить даже звуком и светом. И не надо закладывать взрывчатку на борт

Среди причин гибели лайнера «Когалымавиа» появилась экзотическая версия о кибератаке. Якобы террористы или некие спецслужбы взорвали А-321 с земли через интернет. Возможно ли такое? «Комсомолка» поговорила с экспертом в сфере информационных технологий, преподавателем Академии информационных систем Еленой Лариной (подробности)

А-321 взорвали «чистой бомбой»?

Почему египетским туристам не разрешают брать с собой в самолет чемоданы

Мы привыкли, что наука постоянно ищет способы сделать нашу жизнь более комфортной. Приобретая товары и услуги, мы с готовностью доплачиваем за изобретения ученым, инженерам, химикам. Некоторые продают свои разработки даже в интернете. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой химический форум.(подробности)

Версия гибели Аэробуса: Возможно, террористы подкупили охрану аэропорта Египта

Как стало известно «Комсомолке», на месте трагедии обнаружены фрагменты фюзеляжа самолета, которые имеют характерные пробоины, выгнутые наружу. Они могли возникнуть от осколков, если бы внутри салона самолета взорвалась бомба. С этих фрагментов, как и с личных вещей пассажиров, взяты смывы, которые доставлены для лабораторного анализа в Москву. Однако никаких следов взрывчатых веществ эти смывы не показали. Так была бомба или нет? (подробности)