Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Происшествия14 ноября 2015 11:50

Французы о теракте: «Это еще не конец»

Журналистка белорусской "Комсомолки", которая уже четыре года живет в Париже, рассказывает, каким проснулся город после трагедии
Париж подвергся масштабной террористической атаке.

Париж подвергся масштабной террористической атаке.

Фото: REUTERS

На утро после теракта на улицу вышли только владельцы собак. Вопреки обыкновению, никто не здоровался - я и хозяин двух терьеров коротко взглянули друг на друга, сочувственно пожали плечами и покрепче взялись за поводки. Питомцев ждала самая короткая прогулка.

Город еще не отошел от драматических событий вчерашней ночи, и эхо в каменных переулках все еще повторяет завывания сирен. До сих пор у всех прохожих звенят телефоны: знакомые и мало знакомые люди проверяют, все ли в порядке друг у друга. На почту приходят десятки писем - преподаватели просят своих студентов оповестить, что они живы, одни знакомые напоминают другим, что подозрительные автомобили с места трагедии пока так и не нашли, и нужно избегать публичных мест…

Среди французской молодежи модно не иметь телевизора, поскольку за него приходится платить высокий налог, так что многие живут в отрыве от новостей. Узнают обо всем через статусы в фейсбуке, и социальные сети пестрят сообщениями - «я в порядке». Университетские кампусы сообщили студентам, что в связи с чрезвычайным положением вход и выход на территорию закрыт. По пешеходному переходу медленно идет патруль - пятеро полицейских с кобурами на поясе, зрелище для Парижа очень редкое.

Субботнее утро обычно встречает жителей Парижа запахом свежих круассанов, веселым визгом, доносящимся с детской площадки, толпами на улицах и дребезгом «пуспус» - сумок на колесиках, с которыми горожане ходят за продуктами. Сегодня большинство витрин в 17ом округе были закрыты, только в продуктовом отделе «Монопри» люди собрались в группку, щупают помидоры и обсуждают события вчерашней ночи.

- Это еще не конец, - убедительно и громко шептал пожилой господин в шарфе. - Мои мальчики вчера были в баре на Бастий. Остались целы: бар закрыли изнутри, опустили ролеты и никого не выпускали до середины ночи. Я им сказал, что второго шанса не будет. Сегодня они никуда не пойдут, будем ужинать дома.

Собеседники кивают.

Старушка с пустой сумкой подошла ко входу в магазин, нерешительно встала на пороге. Заглянула внутрь. Сделала шажок вперед, остановилась… и, передумав, решительно затопала восвояси. В витрине бутика, продающего пуховики, замерла девушка, обняв себя руками. Уже одиннадцать, а у нее был всего один клиент. Женщина зашла купить куртку. Она даже не знала, что произошло. На детской площадке, где обычно яблоку негде упасть, и дюжина детей катается на качелях, пока другая дюжина пакует формочки песком, грустно ездит по кругу черноволосый мальчик на синем трехколёсном велосипеде. Его мама, обернутая в темный платок, сидит в стороне на скамейке и смотрит на сына. Я сворачиваю на улицу между двумя корпусами торгового центра, по привычке держась ближе к стене – но сегодня и здесь не слишком-то людно. Хотя по сравнению с другими улицами, хотя бы можно представить, что это обычный день: вот на «тротинетт» - городском самокате - едет семья, мама, папа и крошка-дочка. Они улыбаются. Навстречу им гордо ступают, взявшись за руки, пожилые мадам и месье. Пропуская вперед двух мусульманок, они спокойно говорят «пардон»…

В воздухе не чувствуется ненависти. Две барышни пьют кофе, сидя на открытой террасе кафе, и тихо разговаривают. Кажется, к полудню город начинает оживать. Но вот я сворачиваю в галерею, и вижу, что по обеим сторонам дороги стоят навытяжку люди с автоматами, и еще один патруль, на этот раз вооруженный, страхует группу китайских туристов, заполняющих автобус. Один из автоматчиков ощупывает меня цепким взглядом, и я сразу же жалею, что надела к джинсам свободное вязаное платье с капюшоном, которое можно издалека принять за восточный наряд. Лихорадочно думаю, есть ли с собой документы - ведь объявлено чрезвычайное положение…

На все это молча взирает «железная дама» - Эйфелева башня, впервые за долгое время не принимающая туристов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Белорусские туристки в Париже: «Почти все кафе закрыты, башня погасла»

Минчанка вместе с подругами отправилась в Париж буквально на пару дней. Они успели прилететь еще до того, как Франция ввела контроль на своих границах. Одно из первых сообщений, которое девушка оставила на своей страничке в Фейсбуке, было «Со мной все в порядке». Друзья с облегчением выдохнули. И начали писать: хоть из дома не выходите. (подробности)

«В Париже уже прозвали эти события французским 11 сентября»

Минчанка рассказала, что происходит в столице Франции после терактов

В Париж жительница белорусской столицы переехала только в июле этого года: отправилась во Францию на учебу. В день страшных событий Катя с парнем и его братом собирались отдохнуть в ресторане. Выбрали место на соседней улице, как раз рядом с заведением Rue de charonne. Тем самым, в котором была третья перестрелка.(подробности)

Карта парижских терактов 13 ноября 2015 г.

Карта парижских терактов 13 ноября 2015 г.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Напомним, в ночь с 13 на 14 ноября в Париже произошла серия террористических актов. По сообщению СМИ, в результате погибли не менее 140 человек. Пострадали десятки людей. В связи с этим президент Олланд сообщил о введении в стране чрезвычайного положения и закрытии границ.

Хроника событий [обновляется]

Фоторепортаж из Парижа

"Комсомольская правда" выражает искренние соболезнования родственникам погибших и всему народу Франции

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Белорусы в Париже: «Почти все кафе закрыты, башня погасла»

Минчанка вместе с подругами отправилась в Париж буквально на пару дней. Они успели прилететь еще до того, как Франция ввела контроль на своих границах. Одно из первых сообщений, которое девушка оставила на своей страничке в Фейсбуке, было «Со мной все в порядке». Друзья с облегчением выдохнули. И начали писать: хоть из дома не выходите. (Подробнее...)