Boom metrics
Общество18 ноября 2015 22:00

Мания кофеина

Миллионы людей по всему миру употребляют самые разнообразные напитки с кофеином, и даже не знают, что он может быть полезен
Диана КИПЕЛОВА

Последние исследования ученых из разных стран поставили точку в вопросе «пить или не пить» напитки, содержащие алкалоид, способный вздернуть наши нервы, зарядить энергией, помочь сосредоточиться на делах. «Какой ценой?» - интересовались противники кофеина, доказывая, что кофеиносодержащие напитки способствуют повышению давления, обезвоживанию, бессоннице, быстрому изнашиванию нервной системы и другим проблемам со здоровьем. Что они скажут теперь, когда учеными доказано, что 150 мг кофеина в сутки не только не принесут вреда, но даже сделают ощутимо здоровее1 – по сравнению с теми, кто его старательно избегает?

В чем же польза?

Кофеин активирует биоэлектрическую активность головного мозга, усиливает положительные условные рефлексы, повышает физическую и умственную работоспособность, что не только дает заряд энергии для полноценного проживания дня, но и поможет снять головную боль!

Мария Мельник, д.м.н., профессор кафедры неотложных состояний в клинике внутренних болезней Института профессионального образования Первый МГМУ им. Сеченова, объясняет: «Стимуляция сосудодвигательного центра мозга под действием кофеина повышает тонус сосудистой стенки, что объясняет положительный терапевтический эффект кофеина при мигрени, а непосредственное влияние на гладкие мышцы сосудов приводит к понижению их тонуса».

Но это еще не все. Эксперты утверждают, что кофеиносодержащие напитки – источник антиоксидантов, способных снизить риск воспалительных заболеваний, проблем с памятью и болезни Альцгеймера. Установлено также, что кофеиноманы реже страдают от инфарктов и болезни Паркинсона. А вот бразильские медики обнаружили устойчивую связь кофеина, принятого до тренировки, с улучшением спортивных результатов и уменьшением жировой прослойки2.

Но больше всех обрадовала публику Американская ассоциация по исследованию раковых заболеваний, доказавшая, что этот алколоид способен удалять клетки, поврежденные УФ-излучением, и поэтому у поклонников кофеина риск заболеть раком кожи на 10-20% ниже, чем у тех, кто кофеиносодержащих напитков боится, как огня.

Это значит, что вместо того, чтобы избегать любимых напитков, содержащих в составе кофеин, мы можем наслаждаться ими. Однако, не стоит забывать следить за количеством потребляемого кофеина. Узнаем его содержание в популярных напитках.

Эспрессо

В стандартной чашечке эспрессо объемом 37 мл содержится около 75 мг кофеина, вот почему этот напиток по праву занимает первое место в нашем списке кофеиносодержащих лидеров. Выпил с утра пару крошечных наперстков с черным, как смоль, кофе – и на весь день свободен от сонливости, рассеянности и проблем с концентрацией внимания: норма выполнена - всё, что сверху, будет чересчур.

Молотый кофе

150 мл напитка содержат 80-115 мг кофеина, что напрямую зависит от его крепости (то есть от содержания сухого вещества в данном количестве воды). Кстати, не так давно было найдено объяснение того, почему кофе так любят пить худеющие девушки: в нем содержится гормон лептин, который может несколько снижать аппетит. Но не стоит увлекаться и нужно помнить о норме: 1-2 чашки зернового кофе в день – более чем достаточно.

Растворимый кофе

Многие уверены, что в нем кофеина куда больше, чем в молотом. Что ж, своя рука владыка, и вы вполне можете сделать это утверждение правильным, если зальете чашку порошка двумя столовыми ложками кипятка. Но в средней чашке объемом 150 мл, куда добавили 1-2 чайные ложки кофе, содержание кофеина составляет около 65-71 мг.

Зелёный чай.

Зелёный чай.

Зеленый чай

Сюрприз! В этом светлом напитке содержание кофеина больше, чем в чае черном. Конечно, все зависит от крепости заварки и сорта листьев и почек, тем не менее, из 150 мл зеленого чая можно получить 60-65 мл кофеина. Именно поэтому некоторые чувствительные люди не могут уснуть, если пьют зеленый чай вечером.

Черный чай

Традиционный черный чай содержит 17-47 мг кофеина на 150 мл напитка. Помните, что пакетик чая, который держат в кипятке в течение одной минуты, отдаст воде около 17 мг кофеина, через три минуты в чашке становится уже 38 мг, а через пять минут – 47 мг. Если вы пьете не слишком крепкий чай, то 4-5 чашек в день принесут пойдут только на пользу.

Газированные напитки

Газированные напитки

Конечно, это не единственные источники кофеина в нашем ежедневном рационе. Можно найти и другие, еще вкуснее: например, шоколад, который, кроме кофеина, содержит большое количество антиоксидантов, положительно влияющих на наше настроение. Кроме этого, кофеин содержится в газированных напитках типа кола. Правда, кофеина в них совсем мало – менее 13 мг на 100 мл напитка, и он лишь придает коле приятную характерную «горчинку» во вкусе.

Материал создан при информационном сотрудничестве kp.ru и TCCC.

1 Кофеин как часть здорового питания и защита от рака (ссылки на исследования, доказывающие, что он может быть полезен) http://www.caffeineinformer.com/caffeinated-coffee-the-anti-cancer-wonder-drug

Потребление кофе уменьшает риск цирроза печени http://archinte.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=411290&resultClick=3

Кофеин снижает риск депрессии http://archinte.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=1105943&resultClick=3

2 Mora-Rodriguez, R., Pallares, J., et al. Caffeine Ingestion Reverses the Circadian Rhythm Effects on Neuromuscular Performance in Highly Resistance-Trained Men. PLOS One. 2012.