Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Экономика27 ноября 2015 14:46

Зачем Беларуси попадать в экономические рейтинги?

Недавно Беларусь поднялась в рейтинге ведения бизнеса Doing business на 13 позиций и попала на 44-е место
Старший исследователь CASE Belarus Владимир ВАЛЕТКО. Фото: youtube.com

Старший исследователь CASE Belarus Владимир ВАЛЕТКО. Фото: youtube.com

Еще несколько лет назад рейтинг считался таким важным, что попадание в первую тридцатку обсуждалось даже на совещании у президента. На самом деле заслуги в высоком месте в этот раз у страны нет, рейтинг просто стали считать по новой методике. Если бы по ней пересчитали прошлогодний ТОП, получилось бы, что наша страна на одну позицию опустилась, а не поднялась. Нужно ли нашей стране пристально следить за международными рейтингами и в какие из них Беларуси стоит попасть, «Комсомолке» объясняет старший исследователь CASE Belarus Владимир ВАЛЕТКО.

- Какие мировые рейтинги самые важные? В каких из них есть наша страна?

- Один из самых топовых рейтингов - это индекс человеческого развития, в котором Беларусь находится на одном из самых высоких мест. Мы были 50-е. Это лучше всех стран СНГ, и очень высокий показатель оценки человеческого потенциала.

Следующий по важности - это Doing Business. Там место у Беларуси улучшилось, но лишь потому, что составители изменили методологию подсчета. Страна искусственно поднялась с 57-го места на 44-е. Когда составители перечитывают предыдущие рейтинги по новой методологии, получается, что мы опустились на одно место - в прошлом году были бы 43-ми.

Очень важны кредитные рейтинги страны, Беларусь еcть в двух из трех самых известных - Moody's и Standard & Poor's Moody. На эти рейтинги смотрят инвесторы, и не только они. И вот там у нас не очень высокие позиции – В -, В, Саа1 / В3.

- А есть важные рейтинги, в которых нас нет?

- Самый важный рейтинг из тех, в которых мы не присутствуем, это индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ). Он самый представительный. Несколько лет назад перед правительством стояла задача попасть в этот рейтинг.

- А разве так сложно туда попасть?

- ВЭФ оценивает конкурентоспособность после анкетирования реальных предприятий. В Беларуси опросили 122 компании. Но страна в рейтинг так и не вошла

- И какие это были предприятия? Наши гиганты?

- Это конфиденциальная информация, но там были и большие предприятия, и маленькие. Не было 15-тысячных предприятий, но пятитысячные были - очень крупные по мировым меркам. На вопросы, конечно, отвечали не все сотрудники предприятия, только руководитель или представитель топ-менеджмента. Анкета довольно трудоемкая. Я потратил 45 минут, отвечая на нее. Там много вопросов и оценки от 1 до 7 (самая хорошая). Например, вопрос о том, соответствует ли зарплата производительности. Если вы согласны полностью - это семерка, если нет - единица. И каждый в меру опыта и владения информацией ставит оценку.

«Падение экономики - это все результат непроведенных реформ»

- И каким оказалось место Беларуси?

- Может быть, несколько неожиданным. По нашим оценкам - 61. Это неплохо. И на тот момент соответствовало позиции Беларуси по месту ВВП.

В следующем году мы снова рассчитали рейтинг, и Беларусь еще выше стала - 55-е место. Рейтинг сконструирован так: примерно треть вопросов - это макроиндикаторы, то есть уровень инфляции, ВВП на душу населения, структура экономики. На это анкетируемые предприятия повлиять не могут. И в 2013 году рост произошел за счет улучшения в этой части. Один из основных показателей - это инфляция, по которой мы были в самом низу, потому что замерялся уровень инфляции 2011 года. Когда ситуация выправилась, мы поднялись.

Но предприятия в 2013 году стали хуже оценивать ряд таких важных институтов для нашей экономики, как институт труда и институт капитала. Чтобы рассчитать позиции за 2013 год, мы не проводили повторное исследование, а воспользовались опросами немецкой экономической группы, где они опрашивают предприятия с немецким капиталом. И оказалось, что наши рынки упали в индексе за 2013 год. А резервы лежат именно там.

- Например?

- Доступность капитала, доступность кредитных ресурсов, доступность финансовых услуг на рынке, правовой индекс, доли финансирования через местный фондовый рынок. Все эти показатели были на уровне между двоечкой и троечкой. По рынку труда динамика оказалась тоже негативной. Мы хуже стали по показателям оплата труда и производительность, по утечке мозгов.

- Сейчас бы показатели были еще хуже?

- По моему мнению, да, ситуация хуже.

- Так стоит ли Беларуси стараться попасть в какие-то рейтинги сейчас, когда кругом кризис. Что хуже - отсутствие в рейтинге или плохое место в нем?

- С моей точки зрения, хуже отсутствие, чем плохое место. Рейтинги - не идеальный инструмент, но они позволяют понять и почувствовать слабости, принимать эффективные решения. Это еще и мониторинг общественного мнения, мнения бизнеса. В программе правительства на 2011 - 2015 годы даже записана персональная ответственность за каждым министром по вхождению в рейтинги. Подготовка к рейтингу способствует реформам. Результаты проведенного исследования показывают, что если бы в 2011 году мы провели нужные реформы, которые позволили бы улучшить рынок труда и рынок капитала, то дополнительный прирост ВВП составлял бы от 5,5 до 6,7%. В нулевые, до 2009 года, мы имели средний темп экономического роста - выше 8%. Последние три года он в среднем 1,4%. Потери - около 9 миллиардов долларов в год примерно. В 2015 году мы видим падение ВВП, дефицит фонда соцзащиты населения, из которого финансируются и пенсии, и социальные программы. Это в том числе и результат не проведенных в свое время реформ. Да, они тогда вызвали бы недовольство, были бы проигравшие. Но выигрыш превышал бы издержки, которые мы несли.

«Нам нужно оценить образование и капитал»

- В какие еще рейтинги нам надо попасть?

- В рейтинг PISA, который измеряет качество образования. Чтобы определить в нем место страны, проверяется знание математики, базовых способностей писать, считать, тестируются знания школьников начиная с 14 лет. Итог рейтинга показывает, насколько качественно молодые люди владеют базовыми знаниями, которые необходимы, чтобы двигаться дальше, получать специальное или высшее образование. В этом рейтинге нас нет. А он важен. С PISA мы бы могли сравнить уровень школьных знаний с соседними странами и принимать благодаря ему решения в сфере образования.

Еще один важный рейтинг - индекс силы прав собственности, который меряется по методологии Эрнандо де Сото. Очень интересный рейтинг, который позволяет кроме прочего почувствовать, насколько страна умеет вовлекать в оборот омертвленный капитал, то есть капитал, который может стать залогом. Когда мы едем по соседней Польше, мы видим, что чуть ли не на каждом домике вывеска: здесь можно снять жилье, здесь перекусить, здесь получить еще какие-то услуги. Это результат того, что сначала этот дом или земля были заложены, ипотека дала возможность взять кредит, а этот кредит дал возможность открыть бизнес. Собственность стала работать. В Беларуси нет такой динамики - 92% земли в исключительной государственной собственности, в частной – менее 1%.

Отсутствие в рейтингах говорит о том, что мы не используем весь потенциал, который мы можем использовать, чтобы ВВП был выше, чтобы наши зарплаты были выше.

Да, рейтинги - это не панацея, не решение всех вопросов, но это инструмент, который позволяет себя оценивать, учиться на своих ошибках и становиться лучше.

- Это эффект внутри страны. А есть у рейтингов внешние эффекты. Насколько на них обращают внимание, например, инвесторы, готовые прийти в Беларусь?

- Это узнаваемость, это имидж страны. Любой серьезный инвестор сегодня посмотрит на рейтинг, прежде чем принять решение о том, чтобы прийти в Беларусь.