Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Авто11 марта 2016 16:20

Когда ремень безопасности становится небезопасным

Просто пристегнуться - это половина дела
Неправильно пристегнутого ребенка и кресло не спасает.

Неправильно пристегнутого ребенка и кресло не спасает.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ТЕПЛАЯ КУРТКА - БЕДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ?

Ремни безопасности неправильно срабатывают, если человек укутан в сто одежек. Недавние испытания авторитетного немецкого автоклуба ADAC показали, что толстая куртка или пуховик могут стать причиной травм для пристегнутого ремнями безопасности человека. Во время тестов их испытатели сымитировали экстренное торможение на скорости всего-то 16 км/час. Выяснилось, что из-за плотной одежды ремень прилегает недостаточно плотно к телу, и в случае экстренного торможения, натяжение ремня оказывается сильнее, чем это необходимо. Он сдавливает внутренние органы человека, что может привести к повреждениям кишечника, печени, селезенки и даже вызвать внутренние кровотечения.

И что предлагают немецкие эксперты?

► Плотную зимнюю одежду перед поездкой в машине снимать.

► С ребенка тоже следует снять верхнюю одежду, лучше укрыть его одеялом.

► Установить предпусковой подогреватель, который доведет температуру в салоне до оптимальной еще до начала поездки.

Вряд ли жители Сибири или Мурманской области согласятся с выводами немцев. Но нам же быть плотно пристегнутым ремнем - это так неудобно, нам бы посвободнее, чтоб не давило! Хотя любой опытный инструктор по вождению всегда предупредит вас о том, что просто пристегнуться ремнем безопасности недостаточно. Ремень еще нужно расправить и натянуть, чтобы при возможном срабатывании он прижимал к креслу, как положено. Желательно сделать так, чтобы ремень безопасности не давил на пряжку брючного ремня и не врезался краем в шею, для этого верхняя точка крепления ремня у многих машин регулируется по высоте. Пальто или шубу рекомендуют снять, а пуховик «сдуть», прижав ремень к себе как можно плотнее.

ДЕТСКОЕ КРЕСЛО - НЕ ПАНАЦЕЯ

Правила требуют, чтобы дети до 12 лет были пристегнуты удерживающими устройствами. Детские кресла считаются самыми надежными из них, но мало просто иметь кресло, даже если оно надежно закреплено сертифицированными замками Isofix, подходит по размеру, а маленький пассажир в нем пристегнут ремнями.

Эксперты из американской организации KidsAndCars.org вместе с телекомпанией NBC провели такой тест: пристегнули манекен ребенка в зимней куртке и сымитировали лобовое столкновение на скорости 50 км/час. Оказалось, что эта защита просто-напросто не справляется, и это грозит летальным исходом.

Причины здесь две. Во-первых, пристегнутого в зимней толстой куртке ребенка ремни не держат плотно, он по инерции движется вперед и ударяется головой, например, о спинку впереди стоящего кресла. Во-вторых, если замок ремней безопасности детского кресла еще и находится слишком низко - на уровне живота, то ребенок выскальзывает из-под ремней, тогда его и вовсе ничто не держит.

А ведь манекен тоже был пристегнут в кресле.

А ведь манекен тоже был пристегнут в кресле.

Фото: скриншот с видео

По данным американской организации NHTSA, которая занимается дорожной безопасностью, 46% детей пристегнуты в машинах неправильно. Эксперты делают выводы:

1. Перед посадкой в детское кресло с ребенка нужно снять куртку или пуховик, чтобы ремни плотно прилегали к телу. Если холодно - укрыть сверху пледом или одеялом.

2. Замок ремней безопасности должен быть не на уровне живота, а на уровне груди. Если он расположен ниже, то нужна пряжка, которая соединит на груди ремни, идущие через плечи (как на схеме ниже).

Важно не только иметь хорошее детское кресло подходящего размера, нужно правильно его закрепить, а еще надежно пристегнуть ремнями ребенка.

Важно не только иметь хорошее детское кресло подходящего размера, нужно правильно его закрепить, а еще надежно пристегнуть ремнями ребенка.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

КСТАТИ

Семь заблуждений по поводу ремней безопасности

1. Зачем пристегивать ремень, если есть подушка безопасности?

Да чтобы не лететь к ней навстречу по инерции, а дать ей возможность успеть раскрыться и смягчить удар. Более того, срабатывание подушки при непристегнутом ремне может стать дополнительной угрозой, поэтому ремень и подушка не исключают друг друга, а работают в паре.

2. Младенца безопаснее держать на руках.

Особенно, этим «грешат» сердобольные бабушки: «Что ж я, внучка (-чку) не удержу? А как мы всю жизнь ездили?!» Ну и дальше по тексту, многие не раз подобное слышали. Поверьте, не удержит. Не будем глубоко зарываться в дебри физических формул, берем грубо: при расчете веса тела при движении его масса умножается на скорость, то есть увеличивается многократно. Специалисты говорят, что при столкновении даже на скорости в 30 км/час младенец оказывается весом минимум в центнер. У бабушки фамилия, часом, не Шварценеггер?

3. Сзади можно не пристегиваться.

На деле непристегнутый пассажир сзади по инерции ударяется лицом о спинку переднего сиденья, при сильном ударе может запросто травмировать сидящих спереди - во время ДТП на скорости 50 км/час пассажир нормального телосложения приобретает вес 3,5 тонны!* Что будет при опрокидывании авто - тоже представить страшно.

4. От ремня только лишние травмы.

Иногда попавшие в небольшую аварию жалуются потом на синяки и боли в районе ключицы, где как раз проходит ремень. А специалисты по дорожной безопасности им отвечают, что лучше синяк на плече, чем гематома на голове от удара о стекло или панель.

5. На малой скорости можно не пристегиваться. Например, если всего лишь по дворам до школы нужно проехать.

А арифметика тут простая: один водитель едет потихоньку, и кто-то другой так же небыстро едет навстречу. Столкнувшись на скорости 25 км/час, каждый из них получает эффект, будто скорость была 50 км/час. А тут уже и смертельный исход возможен, потому что столкновение на скорости 50 км/час равносильно падению с четвертого этажа здания. Вообще, 70% пострадавших в ДТП, не пристегнутых ремнем безопасности, двигались со скоростью до 50 км/час.

6. На высокой скорости с ремнем еще опаснее. Якобы вылетевший из авто через лобовое стекло человек пострадает не так сильно, как зажатый в машине. И ссылаются на ролики в сети.

Интернет, конечно, мощный аргумент, но безопасностью людей в машине десятилетиями занимаются целые научные институты, в которых ученые анализируют как реальные ДТП, так и результаты испытаний. Никто из специалистов никогда не высказывается против ремней безопасности. Полагаете, это заговор? Их мнение звучит так: в трех случаях из четырех человек, выброшенный из автомобиля, гибнет. В результате удара пострадавший может пролететь до 50 м. как-то пропадает желание стать такой звездой интернета.

7. Ремень помешает выбраться из автомобиля. В качестве примера приводят случаи, если машина погружается под воду, проламывая лед.

Ответим по принципу «тем же концом по тому же месту»: а что забыли эти прекрасные люди на хрупком льду да за рулем машины? Может, не стоить ругать ремень, если проблема в голове? Эксперты говорят, что наибольшую опасность представляет удар, которым сопровождается авария. Если водитель или пассажир не пристегнут, он, скорее всего, потеряет сознание или будет серьезно травмирован. Потому шансы на спасение в 3–5 раз выше у тех, кто использует ремень безопасности.

ЦИФРЫ

Более 50 лет используются ремни безопасности в автомобилях, в 1957 году их впервые узаконили в Швеции. В 1975 году ремни обязали использовать в нашей стране.

► 70 % спасенных жизней в авариях - заслуга ремней безопасности.

► В 2,3 раза уменьшает риск гибели водителя при лобовом столкновении пристегнутый ремень, при боковом ударе — в 1,8 раза, при опрокидывании авто — в 5 раз.

► 77% водителей в России пристегиваются, на переднем сидении ремень безопасности используют 70% пассажиров, 24% пристегиваются на задних сиденьях. Лишь 51% использует детское кресло для перевозки детей в своих автомобилях.

*Здесь и далее - данные ГИБДД РФ, Российского союза автостраховщиков (РСА) и экспертного центра «Движение без опасности».