Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Интересное23 марта 2016 11:57

Михаил Делягин: «Немцов был умный, но мысли у него были очень короткие, как у Буратино»

Доктор экономических наук прокомментировал Радио «Комсомольская правда», может ли состояние убитого политика составлять миллиард долларов [аудио]

Афонина:

- Вот вы полтора года работали у Бориса Немцова советником. Вы, если не считали его деньги, то, по крайней мере, знали о его талантах.

Делягин:

- Я советником был по макроэкономике все-таки.

Афонина:

- Знаете, советник по макроэкономике понимает, на что его патрон способен. Может ли он заработать миллиард или это нереально?

Делягин:

- Заработать – это не только про Бориса Ефимовича, это вообще про нашу всю либеральную братию, это не про них. Немцов был такой веселый раздолбай, и он был очень симпатичным, обаятельным в личном плане. Он был умный, но мысли у него были очень короткие, как у Буратино. Очень яркий, очень быстрый, умный, ему было скучно додумывать всегда. Зайдите в социальные сети, послушайте его характеристики своих ближайших соратников. Когда я писал книжку «Светочи тьмы», биографии наших либералов виднейших, я хотел этот текст использовать, но там, как у Виктора Степановича, без мата смысл фразы теряется. А вы, пожалуйста, послушайте в оригинале. Потому что это правда, это прекрасный русский язык, если вы, конечно, терпите такой русский язык, насыщенный, и вот здесь матом не ругаются, здесь на нем разговаривают. И это действительно очень точно.

Очень часто его соратники говорят, что он честный человек. Ну, он честный человек точно так же, как и Гайдар. На фоне остальных – да, безусловно, честный. Но если смотреть на фоне Чубайса, на фоне Березовского, на фоне Коха, на фоне других – да, в этом отношении он, безусловно, честный человек. Если сравнивать с Уголовным кодексом, я думаю, что это несерьезно, достаточно вспомнить его деятельность в Нижегородской области, когда он был губернатором, его там проклинают, почти как в Сибири проклинают Колчака до сих пор, хотя и по разным причинам. Там была задача поставлена уважаемыми американскими коллегами ликвидировать полностью промышленность. К чести Немцова нужно сказать, что он с ней не справился, с этой задачей, но не потому, что плохо старался или проявил халатность, а просто потому, что он не способен, на мой взгляд, к последовательной, направленной работе.

В части бизнеса у меняя скорее сомнения. Нужно понимать позицию адвоката. Правильный адвокат заботится о своем клиенте. Поэтому на раннем этапе адвокат должен быть заинтересован в максимальном увеличении оценки наследства. Просто чтобы было о чем разговаривать. Поэтому я думаю, что миллиард долларов это максимальная оценка. Скажем, есть личности из нашего неформатовского клана, для которых это скорее минимальная оценка, но в случае Немцова это максимальная оценка. Там какие-то фирмы в Латинской Америке фигурируют. Очень может быть, он был человек такой авантюристичный. Но минимально, я думаю, можно оценить где-то миллионов 50 долларов, с учетом того, что очень здорово просели фондовые рынки за последние 2-3 года. У него действительно много пакетов акций российских компаний, что называется, что реформируют, тем и владеют. А какой величины эти пакеты, я не знаю. Теоретически они могут быть большими. Я допускаю, что здесь была та же схема, что и у Березовского с Патаркацишвили. То есть некоторые российские либералы, оставшиеся на госслужбе, свои пакеты оформляли как немцовские. И он был как бы держателем, где-то в сейфе в конвертике лежит расписка. И тогда это может быть и миллиард, и больше. Но его собственные деньги, я думаю, от 50 миллионов до миллиарда. Не меньше. Потому что все-таки он причастен к этой когорте.

В официальной версии его убийства есть несколько мелких, но заметных нестыковок. Скажем, эти убийцы, которые якобы чеченцы, они стреляли так, как убивали европейских политиков американцы в 70-80-е годы ХХ века.

Афонина:

- И о чем это говорит?

Делягин:

- Они не могли пройти обучение у американцев. А если предположить, что ему просто передавали пакетик денег на политическую деятельность через Украину (а там хуже, чем наши 90-е), и курьер решил, зачем я буду такую сумму передавать, я лучше разберусь с клиентом и скажу, что он трагически погиб после того, как я передал, а не до. Вот в этом случае эта стилистика оказывается понятной, откуда она взялась. Но понятно, что это не миллиард, не человек, который стоит миллиард, будет за 5 или 10 миллионов будет рисковать своей жизнью. А если у него собственное состояние 50-100 миллионов, то тогда это уже вполне понятно, вполне правдоподобно.

Афонина:

- Но как же тогда состыкуется то, о чем вы говорите, с теми сведениями, которые начали поступать сразу после гибели Бориса Немцова, о том, что, мол, и денег у него не было, и гол он был практически, как сокол, да и квартиру на Ордынке он покупал на деньги, одолженные у друзей-бизнесменов?

Делягин:

- И он святой. И над ним при жизни сиял лик. Знаете, история из жизни. Мой знакомый, он такой либерал, агитирует против, ходил на какую-то манифестацию с Немцовым. И Немцов его сагитировал прокричать матерную кричалку про руководство Российской Федерации. Причем Немцов кричал первую половину кричалки, которая без мата, а человек на полном энтузиазме докрикивал вторую. Я говорю: родной, ты понимаешь, что этот милый человек тебя под статью подставлял? Вот если бы тебя какой-нибудь дурак прихватил на этом под видеозапись, то у тебя были бы серьезные проблемы. Потому что это Уголовный кодекс. Но Немцов был так симпатичен, что ему это прощалось.

Насчет честности. Вы знаете, и Березовский в свое время был у нас кристально честным человеком. И я думаю, что если сейчас кому-то из сотрудников Анатолия Борисовича Чубайса сказать, что Анатолий Борисович кому-то слово не сдержал, так пена изо рта пойдет часа на полтора, а то и на два - и на обвинения в клевете, и на все остальное. А уж Михаил Михайлович Касьянов не то что честный, он благотворитель. Потому что по меркам российской системы, 2%, в которых его обвиняют, это благотворительность. Я считаю, что Немцов это честный в стиле Гайдара, на фоне остальных. Когда говорят: честный-честный, а себе институтик отжал в центре Москвы, огромное здание. Сам себе распоряжение правительства и выписал. Вот и вся их честность. Это честность в либеральном понимании. Как Савченко для них гуманистка, которая людей убивала, - вот это либеральное понимание гуманизма. А Немцов это либеральное понимание честности.

Афонина:

- Я смотрю по списку наследников, если миллиард разделить, то немного каждому и достанется.

Делягин:

- Знаете, достаточно. Даже если 50 миллионов делить, будет достаточно. А учитывая, что это за люди, как они попали в этот список наследников, знаете, это их проблема, пусть это будет на их совести и на их жизни.