Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды30 марта 2016 17:15

Найк Борзов: Я играю для "хипстеров" и "модников"!

22 апреля большим концертом в «ЦДХ» известный музыкант представит нам... «Молекулу". В интервью "КП" он рассказал об этом новом альбоме, о том, в чем завидует Фрэнку Заппе и - как же нам слезть с "нефтяной иглы" [аудио]
Илья Дунаев.

Илья Дунаев.

- Начнем! Найк, если не ошибаюсь, последний раз мы с тобой говорили о двух ваших декабрьских концертах в клубе «16 Тонн», где вы представляли первую часть своего последнего альбома «Молекула». Какие остались впечатления?

- Неплохие - собралась хорошая аудитория, был отличный звук. Я получил удовольствие от выступления, и, думаю, что публика тоже.

- Народу было битком? «16 Тонн» – маленький клуб.

- Людей было много, да. И сыграли, в общем-то, неплохо. Хотя это был необычный концерт – без барабанов. Но для такого камерного клуба, как «16 Тонн», такого рода выступление оказалось просто идеальным. Ведь если там играть с электрогитарами, с полной ударной установкой - приходится ударника отгораживать от зала, чтобы звук барабанов не слишком «давил» на слушателей. А тут вместо ударника с нами играет девочка на «кахоне» (ударный музыкальный инструмент родом из Перу в виде деревянной коробки – И.Г.), а я - на маленьких «сплэшках» (тарелках небольшого диаметра – И. Г.). И все в клубе «реально кайфанули»!

- Публике понравилось? А насколько ты обращаешь внимание на отклики людей на свое творчество?

- Конечно! После каждого концерта я обязательно просматриваю в Instagram’е записи, которые выкладывают люди. И с этих концертов в «16 Тоннах» не было ни одного видео с «перегруженным» звуком – значит, все звучало отлично! И такая форма выступления оказалась идеальной для небольших клубов, наподобие «16 Тонн» или «Китайского лётчика». Идеально для «хипстеров»…

- Для «хипстеров»?

- Ну да, для такой…. «правильной молодежи», для современных модников! (смеется)

СПРАВКА «КП»: Борзо́в Найк Влади́мирович, родился 23 мая 1972 г. в городе Видное. Российский рок-музыкант, певец и автор песен, таких, как «Три слова», «Лошадка», «Верхом на звезде».

- Найк, а ты думаешь твоя музыка сейчас в моде?

- Насчет моды не знаю, я не очень слежу за этими «трендами». Но люди ходят на мои концерты - значит, музыка востребована.

- Твоя пластинка, которая вышла в декабре 2015-го, была представлена как первая часть альбома «Молекула». А когда выйдет вторая часть?

- Ну, сначала мы просто выпустили 9 вещей с готовящегося большого альбома «Молекула». А затем в апреле он выйдет целиком - все 20 песен. Этот альбом мы представим 22 апреля в московском ЦДХ http://ponominalu.ru/event/najk-borzov. И это не будет презентация «Молекулы №2». Это просто двойной альбом. Кроме того, я уже пересвел все песни, которые вышли в «первой части». То есть, получится совершенно новый альбом из 20 песен, а первая часть просто затеряется на просторах интернета.

Первую часть, конечно, можно будет послушать на music.yandex.ru https://music.yandex.ru/album/3101870 и купить в iTunes https://itunes.apple.com/ru/album/molekula-vol.-1/id1061142918, но на «твердых» носителях типа CD и винила он выпускаться не будет. И если рухнет интернет, этой пластинки попросту не станет. Кстати, специально для «хипстеров и модников», мы выпустим альбом и на виниле.

- А ты-то сам как вообще относишься к этому модному явлению - выпуск альбома на виниле?

- Пока что это скорее фетиш для собственного развлечения. Мы выпускаем альбомы на пластинках, но никакого бизнеса в этом я пока не вижу – кто покупать-то будет, ты в какой стране живешь? (смеется)

- А в чем же ты видишь бизнес?

- Ну… конечно, хотелось бы концертов играть побольше… Концертов всегда мало, а я люблю их играть!

- Хорошо, а какие концерты ты любишь больше: крупные залы, такие, как «ЦДХ» или маленькие клубы типа «16 Тонн», или вообще летние фестивали на открытом воздухе?

- Да я не различаю – мне всё нравится, любые концерты! Летом вот с этой акустической программой выступали на «оупен-эйрах» - прямо рейвы такие получались! - Нас там принимают очень хорошо: все так и скачут. Вот потому наш стиль мы и назвали «этно-техно», кстати! (смеется) У нас сейчас много аранжировок под «прямую бочку» в акустике – чем не «этно-техно»?

- А концерты часто идут «на позитиве» или иногда приходится себя заставлять?

- У меня сейчас отличный состав, это – чудесные музыканты, с которыми приятно играть. Это гитаристы Владимир «Корней» Корниенко и Илья Шаповалов. Корней записывал со мной и «Изнутри» и «Везде и Нигде». А с Ильей мы играли на «Занозе», «Супермене» и до этого записывали разные песенки. Джон, басист - бывший фронтмен калининградской группы «Гитара и Стерео». Клавишник, Сергей Харченко - из группы «Лондон-Париж», тоже, кстати, калининградская была банда. На барабанах Женя Бордан, а на «кахоне» играет Аня Шленская. И еще пианист, виртуоз классической музыки, который играет со мной на акустических концертах – Евгений Соколовский. А звук на концертах нам строит Максим Богоявленский. Раньше парень играл на гитаре в группе «Оле Лукойе». В общем, составчик у меня приятный: всё люди непростые и интересные, каждый сам по - себе творческая единица. И когда я пишу новую пластинку, они все привносят в мою музыку что-то свое, в свои партии…

- Акустические концерты проходили в этом составе?

- Да, только гитары, естественно, все были акустические...

Но не сбивай меня - давай все-таки об альбоме «Молекула». (смеется). Вот с песней «Ева», которая открывает первую часть «Молекулы», вообще у меня связана особая, детективная история. Дело в том, что эта песня должна была когда-то выйти на нашем альбоме «Погружение», который я начал писать еще где-то в ноябре 1991-го, а закончил в феврале 1992-го. Это была первая в моей жизни многоканальная запись. Тогда ведь еще не было качественной звукозаписи – вернее, у меня её не было. (смеется)

И вот мы записали альбом «Погружение» на 8-канальном магнитофоне. Я, значит, иду на позитиве из студии, и несу под мышкой готовую мастер-запись. И вдруг встречаю знакомого - завязалась беседа о том, о сем... Я, конечно, похвастался перед ним альбомом, а он возьми да и ляпни: «а дай заценить». Я с легкостью отдал ему запись и все - с концами, больше ни его, ни записи альбома я никогда в жизни не видал.

И в итоге остались только рабочие версии некоторых песен, в том числе и песни «Ева». А затем каким-то загадочным образом эти записи попали в сеть. И, в общем, я стал ощущать на себе эдакое весомое, но приятное давление фэнов и друзей, которые всё говорили мне: «да запиши ты её, классная же песня!» Но «Ева» никак не хотела найти себе места ни на одном из моих альбомов, пока я не решился записать альбом «Молекула» с «легкими» версиями всех хитов. И «Ева» только этого и ждала - запись дала песне некое новое настроение, наполнило ее правильным звучанием и смыслом.

Ведь, если раньше «Еву» я воспринимал просто как «бродячий сюжет» о начале отношений, то теперь она видится мне как песня о первой любви в жизни мужчины, ради которой он готов измениться. То есть, это песня о первой женщине, которую он действительно любит! (Найк подчеркивает последнее слово)

Алексей Костромин.

Алексей Костромин.

- Найк, а что ты вообще вкладываешь в понятие «любовь с большой буквы»?

- Связей в современном мире у человека может быть много, но вот настоящая любовь возникает нечасто, согласись. И, если с женщинами, как мне кажется, такое бывает часто, то с мужчинами – гораздо реже в силу нашей закрытости и брутальности характера.

И когда такая «любовь с большой буквы» находит мужчину, он испытывает очень широкий спектр ощущений. Эти чувства от супер-темных, до супер-светлых. И после случившегося «мэн» воспринимает все уже совершенно иначе. Уже не бросается как «тинейджер» в любой омут с головой: ты только позвони, только скажи!.. (смеется) Им уже все воспринимается жестче, циничнее, и, тем не менее, иногда сквозь эту корку все-таки пробивается что-то такое светлое, естественное и действительно важное…

Тогда вот и пишутся такие песни, как «Ева». Возможно, мое мнение тут не совпадает с мнением большинства, но я так пишу и это – моя история. Хотя, конечно, многие отголоски этой истории найдут у себя внутри и мои слушатели.

- Глубоко копаешь! А расскажи, пожалуйста, как вообще писался альбом «Молекула»?

- Мы начали его писать в декабре 2014 года. Я арендовал старый дом культуры. Он, наверное, так и не реставрировался с 50-х годов его постройки. И запись велась в большом зале, где как раз проходили когда-то концерты народной самодеятельности.

Этот зал весь украшен величественной лепниной с изображениями танцующих в соцреальности полнотелых доярок в окружении колхозников - пышущих здоровьем мужчин в парусиновых штанах, и полуголых детей, играющих с собачками у них под ногами. И вот сейчас я понимаю, какой же это «супертренд»! Именно мощная атмосфера этого зала: сочетание чего-то пасторального с ультрасовременным и дали название моей музыки «этнотехно». И так вот в этом здании мы сели и дней за пять записали более 20 моих песен, старых и новых.

Потом я уехал отдыхать и как-то долго не мог заставить себя вернуться к этому альбому: возможно, как всегда, мне казалось, что это полное… Со мной часто так бывает! (смеется) В плане записи меня всегда умилял Фрэнк Заппа: утром он спокойно вставал, выпивал кофеек, закуривал сигаретку и шел к себе наверх, в студию, которая была у него прямо в доме писать свои безумные пластинки. (смеется)

- В общем, несколько месяцев я не притрагивался к этой пленке. А в середине лета 2015 вернулся к ней и понял, что же с ней нужно делать дальше. И вот с июля-августа я плотно занимаюсь пластинкой.

- А вот скажи, Найк, был ли в твоей творческой судьбе какой-то прорыв, песня, которую вдруг начали крутить на ТВ, тебя стали резко приглашать на фестивали? На «Молекуле» эта песня есть?

- Я, можно сказать, шел-шел по своему пути и зашел в такой вот город, а потом пошел дальше и зашел в ту деревню…

- Город, деревня – это такая аллегории?

- Я же путешественник по своей натуре, турист. Все эти этапы моего, можно сказать, творческого пути, который начался с рождения – они все разные… Но притом, они неделимы во мне! Понятно, что с появлением «хитов», меня узнали больше людей. Они стали искать мои пластинки и с удивлением узнали, что «Супермен» - не первый мой альбом, что у меня еще много чего есть, кроме песни «Три слова». (смеется) Я часто выступал на больших фестивалях и до этого «большого успеха». И ди-джеев увольняли за то, что они ставили по своей инициативе «Лошадку» - тогда еще с кассеты.

Обложка нового альбома Найка Борзова.

Обложка нового альбома Найка Борзова.

СПРАВКА «КП»: «Супермен» - четвёртый студийный альбом Найка Борзова, выпущенный в январе 2000 года. Именно на этом альбоме впервые появились такие песни музыканта, как «Верхом на звезде», «Три слова» и «Последняя песня», завоевавшие широкую популярность. Продвижение альбома на рынок началось за год до его выхода, в 1999 году, когда на телеканалах страны появился клип на ироничную песню «Три слова». Эти три композиции оказались весьма популярными и принесли Найку Борзову известность в широких кругах.

Я уже знал, что прорыв рано или поздно произойдет! И это произошло тогда, когда я уже прошел этап мании величия. Мания величия у меня была намного раньше – лет в 13-14, да такая, что все друзья были просто в шоке. Причем непонятно, откуда это бралось, но я был «адской» рок-звездой со всеми вытекающими.

Это я к тому, что когда я стал известен широкой публике, в «андерграунде» меня знали хорошо. К тому моменту, как я появился в «мейнстриме», меня давно уже на руках носили. (смеется) У меня просто имя способствует этому – с индийского языка «найк» переводится как «звезда».

- А почему родители выбрали тебе такое необычное имя - Найк? Они увлекались чем-то экзотическим?

- Да, родители у меня были людьми нестандартными, это точно. И, возможно, дать мне это имя и было одним из их таких вот оригинальных поступков. Но я не жалею, и мне это имя нравится.

- А расскажи, как ты сочиняешь свои стихи и музыку?

- Да просто сижу и пишу. - Бывает, что-то в голове сочиняю, бывает – произношу вслух. Услышишь, например, какую-то фразу интересную или слово занятное. Это и может явиться ключом к развитию темы. Приходит в голову первая строчка и надо просто заставить себя продвинуться дальше. И я заставляю себя до тех пор, пока не получится, пока есть желание.

С музыкой тоже: беру любой музыкальный инструмент и сочиняю. Я на чем угодно – да хоть на губах могу сыграть. (смеется) Записать это на телефон, а потом парням объяснить – и так песня через день будет готова. Я делаю основу и оставляю свободное поле для фантазии остальных музыкантов. Я оставляю много «недосказанности» в партии, потому что знаю, что мы с командой на одной волне. И вот мы сидим вместе: он играет, а я говорю – о, вот это классно! А вот это - не очень. В последнее время я «впускаю» музыкантов в создание песен. А раньше я был настоящим диктатором в плане творчества и прямо-таки «бил их по рукам», если что-то было не так, как мне хочется.

- А поэтический сборник выпустить не хочешь?

- Никогда всерьез не думал об этом. Мне, конечно, предлагали что-то такое издать, но я еще не готов к этому. Мне больше нравятся мои тексты с музыкой, нравится, когда охвачен весь спектр ощущений, а не просто буквы на бумаге.

- Ну, хорошо, Найк, а творческие планы на будущее есть? Вот вы недавно выпустили тройной сборник «Избранное», теперь альбом «Молекула» со старыми вещами в новом, акустическом прочтении. А где же новые песни? Или сейчас у тебя спад?

- Вовсе нет! Вот говорят, что у нас в стране спад экономики. И чтобы из него выйти, нужно слезть с этой нефтяной иглы. Я думаю, надо развить и вывести наверх самое лучшее, что у нас есть: животноводство, сельское хозяйство, науку и технику. У нас ведь очень много умных людей! Вот и надо найти этих новых Левшу, и Калашникова, и Малевича.

Вот так же и я - достал все свои лучшие песни, и, переработав, опять выстрелил. Это дало толчок мне сделать новую пластинку «Молекула». В итоге, завершаем мы всю эту работу в апреле выпуском этой пластинки и концертом на большой площадке ЦДХ. Приходите все и сами всё увидите!

КСТАТИ

Радиопремьера нового альбома «Молекула» Найка Борзова состоялась ни где-нибудь, а в эфире Радио «Комсомольская правда» 1 апреля! И это не шутка! Вы можете послушать или посмотреть полную версию эфира