Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Куда пропал Стул24 мая 2016 14:40

Как кривые ножки стали поводом для смущения

Мрачная эстетика европейского Средневековья закончилась победой гедонизма, красоты и чрезмерной декоративности – так в начале XVII века явила себя эра барокко. Стулья стали очень мягкими, нарядными, и начали опираться на изогнутые ножки
Источник:kp.ru

До сих пор историки и лингвисты спорят о происхождении термина «барокко» - в Португалии похожим словом называли, например, морскую жемчужину неправильной формы (и за это она ценилась намного выше обыкновенной), а в Италии – нарушение логики, избыточной мудрствование.

Как бы то ни было, стулья из строгой и утилитарной мебели превратились в предмет роскоши: теперь их спинки и сиденья обтягивали роскошным набивным атласом или шелковым бархатом, деревянные элементы стула покрывались изящной резьбой, а поверх – позолотой, нередко инкрустировались драгоценными или полудрагоценными камнями. Историки архитектуры и быта говорят, что средний столовый стул в богатом доме конца XVII века весил около 60 кг, а нередко и того больше!

Несмотря на то, что на смену сумрачной эстетике Средневековья пришло жизнерадостное и лучезарное барокко, воспевающее гедонизм и телесность, не все слои населения это одобряли. Появился довольно масштабный слой так называемых «пуристов» (не путайте с пуританами), которые были вовсе не в восторге от подобных перемен. Они изо всех сил сражались за скромность и нравственность, воюя, в том числе, и с мебелью. Так, в некоторых влиятельных семьях было неприличным произносить слово «ноги», а кокетливые ножки барочной мебели прятались под пышными и длинными балдахинами и скатертями. Разумеется, во время домашних концертов или приемов занавешивались вообще все ножки – и у столов, и у стульев, и даже у музыкальных инструментов, например, клавесинов.

Считается, что своего апофеоза стиль барокко достиг в первой половине восемнадцатого века, когда массивная тяжелая роскошь внезапно обрела более легкие и воздушные пропорции и стала называться «рококо». Законодательницей мод в ту пору была знаменитая маркиза де Помпадур, с чьей легкой руки во все предметы быта проник роскошный растительный орнамент, и прежде всего – изображения роз. Стулья также не остались в стороне – верхушки ножек украшали изящные бутоны цветов, а по шелковой обивке сидений стелились яркие обильные букеты.

Из-за тугих корсетов дамы часто падали в обморок.

Из-за тугих корсетов дамы часто падали в обморок.

Эпоха рококо, конечно, повлияла и на моду в целом: женщины стали носить очень тугие корсеты (многие не снимали их даже на время сна, чтобы фигура не испортилась за ночь!), и, увы, это не могло не сказаться на здоровье. Для того, чтобы живот предательски не выпирал, знатные дамы пили едкие и небезопасные слабительные средства той поры – в основном они состояли из настоев довольно токсичных растений.

.

.