«Рабочий и колхозница» стали символом не только заставки «Мосфильма», но и всего советского времени.
Фото: Алексей СТЕФАНОВ
Показать товар лицом - не только образное выражение. В советское время многие бренды, картинки и плакаты, упаковки товаров создавались по образу и подобию реальных людей.
«Комсомолка» попытались выяснить, кто они.
Шоколад «Аленка» и многодетная уборщица
Не так давно разгорелся скандал с «правами на лицо» девочки с обертки шоколада «Аленка» (1). Многодетная уборщица из Читы Елена Анисина в 50 лет вдруг заявила, что лицом лакомства стала именно она! И выставила претензию компании «Красный Октябрь» в размере 3 млн. долларов - за использование образа.
Как уверяет женщина, снимок был сделан, когда ей было три года. Мол, шла по улице с мамой, подбежал фотограф, снял, а маме говорят: «Теперь ваша дочь будет на обертке шоколадки».
Но Анисина далеко не первая, кто претендует на роль «Аленки».
Даже дочь художника Елена Геринас (3) не сумела получить с фабрики денег за использование своего фото (2).
Фото: Евгения ГУСЕВА
Официально прототипом для образа на обертке стал снимок фотографа Александра Геринаса. Он запечатлел собственную дочь - Лену. Художник Николай Маслов изменил лицо девочки: цвет глаз, губы, форму лица. Сама Геринас в 2000-х тоже судилась с фабрикой «Красный Октябрь», требуя денежной компенсации. Но суд постановил, что права на этикетку принадлежат кондитерам, так как образ «Аленки» - собирательный.
Как Мухина искала героиню
Легендарный монумент скульптора Веры Мухиной на ВДНХ - схватившиеся за серп и молот, устремленные вперед в выпаде мускулистый мужчина и спортивного вида женщина - был создан в 1937 году. «Рабочий и колхозница» стали символом не только заставки «Мосфильма», но и всего советского времени.
Скульптуру из хромникелевой стали готовила целая группа мастеров. В рекордные три месяца работу завершили, после чего представили на Всемирной выставке в Париже и собрали кучу призов. Образы героев нового времени собирательные, но, конечно, Мухина вдохновлялась классикой: в скульптуре просматриваются античные каноны двухфигурной композиции «Тираноборцы», изображающей афинян Гармодия и Аристогитона.
Сергей Каснер и Зоя Мухина позируют скульптору в мастерской.
Фото: СОЦСЕТИ
Сначала для фигуры рабочего скульптору позировал бывший артист балета Игорь Басенко. Но с него лепили только тело. Лицо требовалось «пролетарское». Мухина нашла будущих натурщиков на репетиции физкультпарада в парке Горького. Строитель Сергей Каснер ехал на высоком постаменте с серпом и молотом в руках. Ему помогала симпатичная откатчица Метростроя Зоя Мухина (однофамилица скульптора). С них и были списаны символы эпохи.
К слову, Каснер тоже отличался хорошей фигурой. Он занимался классической борьбой и участвовал в различных чемпионатах страны. Красивый мускулистый парень ростом 182 см.
Да и Зоя Мухина отнюдь не была слабой дамочкой. На работе ей требовалось толкать тяжеленные вагонетки с землей.
Памятник Щорсу делали с президента Украины
Бронзовая конная статуя красного командира времен Гражданской войны Николая Щорса стоит в Киеве. Теперь его нередко атакуют вандалы - ведь он установлен в честь 300-летия воссоединения России и Украины.
Юный Леонид Кравчук позировал для памятника в студенческие годы. Фото: Оскар ЯНСОНС/«КП» - Киев, СОЦСЕТИ
Но в 50-е годы группа скульпторов создала его при помощи... Леонида Кравчука - того самого, который в 1991 году стал первым президентом Украины. В 1954 году 20-летний студент экономического факультета Киевского государственного университета Кравчук позировал для художников, создававших скульптуру комдива. Такое вот переплетение судеб.
«Родина-мать» - официантка?
Величественный памятник героям Сталинградской битвы работы скульптора Евгения Вучетича возвышается на Мамаевом кургане в Волгограде. Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой. Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ. Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича. Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день. Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь. Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича - Веру. Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской.
По одной из версий, легендарную скульптуру делали с официантки Валентины Изотовой.
Фото: Евгения ГУСЕВА
ЛЮДИ С ПЛАКАТА
Художник рисовал себя...
«Ты записался добровольцем?» - советский ответ плакату с дядей Сэмом, который тыкает в читателя пальцем с призывом «Я жду тебя в армии США!», вышел в 1920 году. Черты красноармейца напоминают лицо самого художника - Дмитрия Орлова (творческие псевдонимы Моор или Дор).
Вероятно, Дмитрий Орлов изображал красноармейца, глядя в зеркало.
Фото: ru.wikipedia.org
...супругу...
«Родина-мать зовет!» - патриотичный плакат появился в 1941 году. Создал его Ираклий Тоидзе. Сын художника, Александр Тоидзе, вспоминал: «Когда по радио объявили о нападении фашистов на СССР, мама страшно испугалась. Она вбежала в мастерскую отца с криком «Война!» Папа сказал: «Стой так и не двигайся!» Так был написан портрет для плаката. Несмотря на то, что Тамара Тоидзе была грузинкой, художнику удалось создать образ, с которого каждый советский гражданин считывал черты родной матери. Для этого он чуть состарил портрет.
На знаменитом плакате запечатлены черты лица Тамары - супруги художника Ираклия Тоидзе.
Фото: ru.wikipedia.org
...и соседку
Плакат «Не болтай!» был создан художниками Ниной Ватолиной и Николаем Денисовым в начале Великой Отечественной. Агитка призывала хранить производственные и военные тайны. Говорят, Ватолина стояла в очереди вместе с соседкой - в ее строгих очертаниях лица художница и усмотрела идеальный образ для плаката.
ВОТ ЭТО ДА!
Неваляшка была усатым японцем
Круглоголовая полая девочка с широченными глазами, по строению напоминающая матрешку, появилась в продаже в конце 50-х. Что характерно - не на фабрике игрушек, а на федеральном казенном предприятии «Тамбовский пороховой завод», что в Котовске (Тамбовская область). Мыльницы, гребешки - это все родом оттуда же. Штампуют неваляшек до сих пор. А прототипом для советской игрушки, как ни странно, стала японская Дарума - страшная пучеглазая кукла с усами. Она олицетворяет Бодхидхарму - божество, приносящее счастье.
Первую модель неваляшек 1959 года назвали Машей - так и именуют их на заводе до сих пор. В отличие от анорексичной Барби наша Маша - здоровая, краснощекая, упитанная и довольная.
НАШ ЧЕЛОВЕК
Горького ваяли с журналиста «Комсомолки»
Журналист «КП» Виталий Игнатенко стал Горьким. Фото: sochiartmuseum.ru/kolob.php, кадр из документального фильма
Памятник Максиму Горькому сочинский скульптор Александр Колобов лепил с десятиклассника Виталия Игнатенко - художника впечатлила атлетичная фигура юноши. В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду». И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП». Позже Игнатенко работал генеральным директором ИТАР-ТАСС, возглавлял пресс-службу первого Президента СССР Михаила Горбачева и был сенатором от Краснодарского края. Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького.
КСТАТИ
Истории других брендов
Вино хванчкара
Считается любимым напитком Сталина. До 1932 года вино называлось «Кипиановское» - в честь братьев Кипиани, производивших его с конца XIX века. А в 2011 году и вовсе выяснилось, что правами на хванчкару обладает американская компания! Пришлось грузинским виноделам судиться за родную марку.
Авоська
Ее придумал чех Вавржин Крчил: хотел вообще-то делать сетки для женских волос. Но никто их не покупал. Тогда приделал к ним ручки и стал продавать как сумочки. Дело пошло!
За рубежом такие сумки зовут spider bag («паучья сумка»). А у нас их окрестили авоськами. Аркадий Райкин шутил: «А это авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу!» Кстати, авоськи на самом деле были очень удобны, поскольку в сложенном виде занимали мало места.
Папиросы «Беломорканал»
Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал». По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки. На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы. Рядом с Беломорско-Балтийским каналом были нарисованы Кильский и Суэцкий: это наглядно демонстрировало, насколько наш длиннее. Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора».