Наука7 февраля 2017 14:29

История Пушкина в дуэлях

8 февраля 1837 года поэт сошелся в роковом поединке с Жоржем Дантесом
Сергей Безруков в роли Александра Сергеевича Пушкина в фильме Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». Фото: ИТАР-ТАСС

Сергей Безруков в роли Александра Сергеевича Пушкина в фильме Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». Фото: ИТАР-ТАСС

Пушкин это наше все. И, кажется, мы знаем наизусть каждую деталь его творчества и биографии. Однако есть одна сторона жизни поэта, которую не изучают ни в школе, ни в вузах, но без нее наше представление о характере Пушкина будет неполным. Речь идет о его дуэльной истории. Александр Сергеевич жил в эпоху, возрождения дуэльной лихорадки. Ренессанс этого способа выяснения отношений был связан с появлением в обиходе качественного огнестрельного оружия. До этого в XVI-XVIII века дворяне с энтузиазмом резали друг друга холодным оружием, но профессиональные фехтовальщики имели огромное преимущество, дуэли все чаще превращались в банальные убийства, поэтому количество поединков постепенно сокращалось. Пистолеты уравнивали шансы профессионала и любителя, что способствовало восстановлению моды на поединки в обществе.

Великий поэт среди современников имел репутацию человека, которому не нужен особый повод, чтобы потребовать противника к барьеру. Он был зачинщиком 26 дуэлей, еще 7 раз Александр Сергеевич сам получал вызовы от оскорбленных им людей. Мы расскажем о самых нашумевших историях.

ПЛЕВАТЬ НА ВСЕ ХОТЕЛ...

Противник: офицер Генерального штаба Александр Зубов (1822 год).

Повод: Во время игры за карточным столом Пушкин обвинил Зубова в шулерстве. Офицер выиграл, на что поэт заявил: «нельзя же платить такого рода проигрыши».

Ход поединка: Пушкин явился на дуэль держа в руках фуражку, наполненную черешней (дело было летом в Кишиневе). Он встал к барьеру и, пока соперник готовился к выстрелу, завтракал ягодами. Впоследствии этот ход Александр Сергеевич использовал в рассказе «Выстрел», где точно таким же образом вел себя у барьера молодой граф - обидчик Сильвио. Только литературный герой еще плевал косточки в сторону своего противника... Зубов выстрелил и промахнулся. Пушкин от выстрела отказался, но при этом уклонился от рукопожатия с Зубовым, который кинулся к нему с объятьями.

СЛУЧАЙ В КАБАКЕ

Противник: командир Егерского полка Семен Старов (1822 год).

Повод: В ресторане Кишинева Пушкин поссорился с младшими офицерами-егерями. Они заказали оркестру кадриль, а поэт приказал музыкантам играть мазурку. Лабухи, зная, что поэт привык сорить деньгами и заплатит больше, исполнили его просьбу. Наблюдавший за сценой Старов решил «наехать» на наглого штатского. «Вы проявили неуважение к моему офицеру и должны извиниться», - заявил он. Старов был старше на 20 лет, слыл записным дуэлянтом и рассчитывал, что «бумагомаратель» даст задний ход. Но автор «Руслана и Людмилы» в ответ предложил стреляться.

Ход поединка: Поединок состоялся 6 января 1822 года в сильнейшую метель. Секунданты отмерили между барьерами 16 шагов. Пушкин промахнулся, Старов тоже промазал. Согласно дуэльному кодексу на этом выяснение отношений можно было закончить. Но командир егерей потребовал перезарядить пистолеты и сдвинуть барьеры до 12 шагов. Последовала новая перестрелка, которая результата не принесла. Стрелки собирались опять сблизить барьеры, но окоченевшие секунданты прервали поединок, сославшись на то, что в такую погоду стреляться невозможно. На другой день Старова и Пушкина удалось помирить. Полковник на прощанье отвесил юному литератору комплимент: «Вы так же хорошо стоите под пулями, как и пишите».

«ВЫСЕКЛИ ЛУЧШЕГО ПОЭТА РОССИИ»

Противник: поэт и декабрист Кондратий Рылеев (1820 год).

Повод: Петербургский военный губернатор Милорадович вел следствие о вольнодумных стихах, их авторство приписывали Пушкину. Поэт по время допроса потребовал перо и бумагу и быстро по памяти записал текст стихотворений, которые действительно ему принадлежали. В них на самом деле содержались призывы к свободе, но оскорблений государя императора не было. Как пишут исследователи, «этот рыцарский жест чрезвычайно расположил Милорадовича к поэту». Однако недоброжелатели Пушкина стали распространять слухи, что на самом деле Милорадович велел выпороть вольнодумца в Тайной канцелярии. На эту «утку» купился известный впоследствии декабрист Рылеев. Оппозиционер использовал эту историю для разжигания антиправительственных настроений: «Долго ли мы будем терпеть власть, которая розгами высекла лучшего поэта?!». Узнав об этом взбешенный Пушкин немедленно прислал вызов пламенному трибуну.

Ход поединка: Стрелялись на 15 шагах. Пушкин шел к барьеру с таким расчетом, чтобы стрелять вторым. Выстрел Рылеева был неточным. Александр Сергеевич долго выцеливал, но потом поднял пистолет и выстрелил в воздух. Рылеева спасло то, что Пушкин к этому моменту знал: Кондратий искренне заблуждался, повторяя слух, который распространял другой человек.

КОНФЛИКТ С КИЛЛЕРОМ

Противник: гвардейский офицер, ветеран войны 1812 года граф Федор Толстой, прототип Долохова в «Войне и мире» (1826 год).

Повод: Именно Толстой пустил слух о том, что Пушкина высекли в Тайной канцелярии. Он это сделал в отместку за две злобные эпиграммы. Федор Иванович слыл азартным картежником и умел при случае искусно передернуть. А Пушкин, сойдясь с ним за карточным столом, заметил, что граф на руку не чист. В результате Толстому был посвящен отрывок из стихотворения «К Чаадаеву».

«...Или философа, который в прежни лета

Развратом изумил четыре части света,

Но, просветив себя, загладил свой позор:

Отвыкнул от вина и стал картежный вор.

Ход поединка: В 1820 году поэт не успел вызвать Толстого, поскольку сразу после поединка с Рылеевым был отправлен в ссылку в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Пушкин считал Толстого самым опасным противником. Тот был профессиональным бретером, на его счету числилось 11 убитых в поединках человек. Все 6 лет ссылки создатель «Евгения Онегина» неустанно готовился к дуэли с Толстым. Каждое утро он начинал со стрелковой сессии, палил из пистолета по картам, развешанным на стене. Для придания твердости руке он вместо трости брал для прогулки железный посох весом 4-5 кг. Этой увесистой палкой Александр Сергеевич умудрялся виртуозно жонглировать. По словам очевидцев, Пушкин на спор с 20 шагов легко попадал пулей в пулю. По возвращению из ссылки в Москву поэт первым делом отослал вызов на квартиру Толстого. Последний, к счастью, был в отъезде. Эта заминка позволила литературному агенту Пушкина Сергею Соболевскому (через него передавался вызов) подготовить почву для примирения. Спустя некоторое время именно через Толстого Пушкин сватается к Наталье Гончаровой... Кстати, судьба жестоко отплатила Толстому за дуэльные подвиги. Ровно 11 его детей родились мертвыми или умерли во младенчестве. Он считал это божьей карой за убийство 11 человек на дуэлях. Когда умирал очередной ребенок, Толстой в списке напротив имени убитого ставил пометку: «квиты». Пережил Федора только 12-й ребенок, дочь Прасковья...

ВОПРОС - РЕБРОМ

Почему поэт проиграл поединок Жоржу Дантесу?

Поклонники поэта недоумевают: как виртуозный стрелок, имеющий за плечами такую дуэльную историю, умудрился проиграть жалкому ничтожеству, да еще с нетрадиционной сексуальной ориентацией?

Мы знаем, что несмотря на огромное количество столкновений по вопросам чести, Пушкин на дуэли не убил ни одного человека. Можно предположить, что целью поэта было превратить Дантеса в посмешище. И это ему вполне удавалось. Первый вызов, который Пушкин отослал своему обидчику в ноябре 1836 года, достиг своей цели. Перепуганный Дантес, чтобы спасти свою жизнь, немедля посватался к родной сестре Натальи Николаевны - Екатерине. И представил историю таким образом, что он посещал дом Пушкина, чтобы ухаживать не за женой поэта, а за некрасивой Екатериной. Пушкин и Дантес становились родственниками, поэтому поэт был вынужден отозвать свой вызов. К тому же в дело вмешался и император Николай I...

Дантес осознавал, что попал в смешное положение. Чтобы сохранить лицо в свете, он продолжил оказывать Натали знаки внимания. Пушкин в феврале 1937 года ответил на это крайне оскорбительным письмом в адрес барона Геккерна - приемного отца Дантеса (усыновление состоялось при живом отце, когда Жоржу было 24 года). На этот раз уже Дантес был вынужден отправить вызов Пушкину. Безусловно, француз собирал информацию о дуэльной тактике своего противника. И знал, что тот никогда не стреляет первым. Для поэта поединок был в первую очередь поводом продемонстрировать свою храбрость и подразнить старуху с косой. Но для достижения результата это не самая лучшая тактика. Поэтому Дантес сполна воспользовался ее изъянами. Согласно «Дуэльному кодексу» именно он, как оскорбленная сторона, выбирал оружие и рамки боя. Француз предложил драться на 10 шагах. Это очень жесткое условие. Для сравнения в Европе обычно стрелялись с расстояния 25-30 шагов. В России в ходу были более экстремальные правила: барьеры чаще всего расставляли на дистанции 15-20 шагов. Таким образом, дистанция 10 шагов практически не оставляла соперникам возможности промахнуться. И тот, кто стрелял первым, выигрывал наверняка. Пушкин первый подошел к барьеру (почти подбежал!) и начал выцеливать, ему доставляло наслаждение искать признаки страха на лице противника. Дантес не доходя одного шага до барьера выстрелил... Ну, а дальнейшее вы все прекрасно знаете.