Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество23 июня 2016 16:30

Лиз Пэрриш: После изменения генов у меня омолодились мышцы, и снизился риск рака

Журналист «КП» провел несколько дней с первой женщиной на Земле, решившейся на вмешательство в ДНК для борьбы со старением [эксклюзив КП, фото, видео]
В целом исследовательница в прекрасной форме

В целом исследовательница в прекрасной форме

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Некоторые сравнивают Элизабет Пэрриш с Юрием Гагариным. Он первым полетел в неизведанное космическое пространство, чтобы открыть человечеству новый мир. Она – первый человек, решившийся на вмешательство в «код жизни», ДНК, чтобы продлить людям здоровое существование на нашей планете и повысить шансы осваивать другие небесные тела. Тем, кто усмехается: ишь, на что замахнулась! – или возмущается: нечего насаждать культ вечной молодости! – Лиз каждый раз терпеливо поясняет: серьезные исследователи по всему миру многократно доказали, что именно старение является главной причиной развития рака, диабета, болезней сердца, Альцгеймера и Паркинсона. Если мы сможем тормозить наступление старости у людей – как это уже сделано в тысячах испытаний на модельных животных – то человечество станет здоровее, будут предотвращены тяжелейшие заболевания. А большинство обществ и государств, где по прогнозам к 2050 году число людей зрелого возраста будет ощутимо больше, чем молодежи, избежит экономической катастрофы. Ведь в случае успеха терапии для здорового долголетия в 65 можно будет чувствовать себя на 30, продолжать вести активный образ жизни, не мучась от старческих болезней и не нуждаясь в постороннем уходе.

В поездке Лиз сопровождают ученый Ави Рой, основатель сети клиники персонализированной медицины, где наблюдается испытательница (справа), и основатель финтех-кластера Future Funtech Алекс Форк

В поездке Лиз сопровождают ученый Ави Рой, основатель сети клиники персонализированной медицины, где наблюдается испытательница (справа), и основатель финтех-кластера Future Funtech Алекс Форк

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Пока, однако, многим это кажется сказкой, а сам эксперимент Элизабет воспринимают очень неоднозначно. Кто-то восхищен ее бесстрашным поступком, страстной преданностью делу продления жизни, кто-то считает испытание бестолковым, а кто-то и вовсе называет происходящее аферой, хорошо поставленным спектаклем. Чтобы докопаться до истины, я провела несколько дней с Лиз и доктором Ави Роем, ученым, сооснователем сети клиник персонализированной медицины, где наблюдается и обследуется испытательница. Они приехали в Москву по приглашению научно-инвестиционного фонда Deep Knowledge Life Sciences и приняли участие в нескольких форумах, где присутствовали в том числе ученые-скептики. Вместе с такими экспертами мы задали самые острые вопросы.

Некоторые сравнивают Элизабет Пэрриш с Юрием Гагариным

Некоторые сравнивают Элизабет Пэрриш с Юрием Гагариным

Фото: Михаил ФРОЛОВ

«ПОЩУПАЙТЕ МОИ МУСКУЛЫ»

Накануне первой пресс-конференции в Москве мы случайно столкнулись с Элизабет в коридоре. Она сразу вспомнила «КП», которая стала первым в мире общественно-популярным изданием, опубликовавшим большое откровенное интервью с исследовательницей прошлой осенью. Лиз по-дружески обняла меня, рассказала, как ей понравилось в Москве - «особенно Кремль и Красная площадь», а потом предложила: «Попробуй, какие у меня теперь мускулы» - и протянула руку. Мышцы очень плотные, твердые — такие бывают у продвинутых спортсменов, но при этом без излишнего объема. Сама Лиз стройная, подтянутая (см. фото).

Рассматривая вблизи ее лицо, я заметила, что кожа в отличном состоянии и едва тронута легким слоем косметики. При этом ботоксом, в тайном использовании которого Лиз подозревают скептики, не пахнет. На лбу пара неглубоких морщин, которые становятся резче, когда она удивляется или эмоционально отвечает на вопросы. В целом исследовательница в прекрасной форме (ей 45 лет). «У меня не хватает времени на занятия в спортзале, но мышцы поддерживаются в очень хорошем, молодом состоянии исключительно благодаря генной терапии», уверяет Лиз.

КАК САМОЧУВСТВИЕ?

- Я чувствую себя фантастически, - улыбается она на пресс-конференции. - Мы регулярно исследуем мою кровь, также скоро будем делать магнитно-резонансную томографию, которая позволяет «глубоко» просматривать внутренние органы, ткани тела, и в том числе покажет изменения в мышцах. А для того, чтобы достоверно определить, какие возрастные изменения произошли, подтвердить, есть ли омоложение, на мне будет опробована полная панель биомаркеров — именно для этого мы собираем информацию и обследуем меня в клинике персонализированной медицины доктора Роя. Кстати, я и тут буду первой — пациентом-пионером, на котором испытают биомаркеры старения, - подмигивает Лиз. - Когда все уточнится, мы обязательно опубликуем данные.

По словам Лиз, в ее случае расходы составили более миллиона долларов

По словам Лиз, в ее случае расходы составили более миллиона долларов

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- А как насчет омоложения кожи — изменилось ли ее состояние после начала терапии?

- Были взяты образцы моей кожи — до введения генетического материала и после, сейчас они будут исследоваться в лаборатории для определения биологического возраста по метилированию (метилирование ДНК - один из научных методов определения биологического возраста, на сегодня многие ученые признают этот анализ наиболее достоверным. - Авт.). Тогда-то мы и узнаем всю правду, - смеется Лиз. И серьезно добавляет: - Нужно иметь в виду, что мне, как первому пациенту, ввели максимально низкую дозу генетического материала. Мы сделали это для того, чтобы выполнить главные задачи — доказать, что подобная терапия безопасна — не вызывает рак и эффективна, то есть дает омолаживающие изменения.

ИЗУЧАЮТ ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ

- Как обеспечивается безопасность вашего здоровья? - интересуемся мы у Элизабет. - Принимаете ли вы какие-либо препараты для поддержки, для снижения рисков?

- Нет, я не принимаю ни витамины, ни что-либо в этом роде. При этом для мониторинга регулярно сдаю кровь каждый месяц, иногда два раза в месяц.

«Также мы проведем Лиз ряд других исследований — изучим микробиом (состав и состояние бактерий в кишечнике), чтобы выяснить, как на него повлияли изменения в геноме, метаболом (совокупность продуктов обмена веществ) и другие данные», - добавляет Ави Рой.

Я чувствую себя фантастически, - улыбается она на пресс-конференции

Я чувствую себя фантастически, - улыбается она на пресс-конференции

Фото: Михаил ФРОЛОВ

«ЧЕМ ПОДТВЕРДИТЕ?»

- Лиз, что бы вы ответили критикам, которые сомневаются, что вам ввели настоящие генетические конструкции, еще не испытанные на людях? Некоторые даже думают, что это могла быть просто инъекция раствора глюкозы...

- Мы делаем полное тестирование моего организма, следим за изменениями, анализируем и фиксируем их. В лаборатории Джорджа Черча (американский ученый, ведущий мировой эксперт по секвенированию — расшифровке генома, профессор генетики Гарвардской медицинской школы. - Авт.) секвенированы гены, которые мне введены — можно протестировать, сверить наличие таких генетических конструкций у меня после терапии. Вообще, я открыта для исследований. А в целом не доверять генной терапии — это не продуктивный подход. Воздействие на гены — это уже не чудо и не фантастика. В мире идет немало клинических испытаний генной терапии с участием людей. Да, я первая, кто использует уникальный тип генной терапии для борьбы со старением. Но, уверена, скоро таких пациентов станет гораздо больше.

ПРО ЦЕНЫ И СРОКИ

После пресс-конференции, растянувшейся почти на 3 часа, мы сразу же отправляемся в Агентство стратегических инициатив. Пэрриш и Рой выступают с докладами на лекции, организованной в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). Аудитория в основном дружественная: сторонники продления активной, здоровой жизни, среди которых ученые, врачи, предприниматели, политологи, студенты. Есть и чиновники, в том числе представитель Минздрава.

После выступления Пэрриш в рамках научно-популярного формата «Модель мира» его участники первым делом поинтересовались: известно ли, на какой процент клеток в организме подействовала генная терапия?

После выступления Пэрриш в рамках научно-популярного формата «Модель мира» его участники первым делом поинтересовались: известно ли, на какой процент клеток в организме подействовала генная терапия?

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Большинство поддерживают эксперимент, но обеспокоены финансовой доступностью генной терапии. По словам Лиз, в ее случае расходы составили более миллиона долларов. Однако изначально многие технологии стоили заоблачных денег: «Даже страшно подумать, во что обошелся первый в мире компьютер, а сейчас у каждого из вас в руках по смартфону, а то и по два», - напоминает Элизабет. Ави Рой добавляет пример из области биомедицины: в 2006 г. полное секвенирование (расшифровка) генома человека стоило 1 млн $, а в 2016 г. – 1 тыс. $.

- В идеале генная терапия для омоложения организма и здорового долголетия может начать применяться массово через 5 – 7 лет. И еще несколько лет потребуется, чтобы она стала реально доступной многим людям, - прогнозирует Пэрриш. – Больше всего шансов на это, если правительства стран мира, убедившись в безопасности и эффективности метода, включат такую терапию в свои государственные программы. Это нужно не только для блага людей, но и выгодно чисто экономически: благодаря предотвращению тяжелых возрастных заболеваний удастся сэкономить огромные суммы, которые расходуются сейчас на лечение таких недугов, социальное обслуживание пациентов и т.д.

ОТКУДА ЭНЕРГИЯ?

На следующий день у нас запланировано подробное интервью за обедом. Мы снова встречаемся с Элизабет, Ави Роем и Алексом Форком, основателем финтех-кластера Future Funtech, который организовал приезд и всюду сопровождает гостей. Алекс поясняет, что в России будет открыто представительство биомедицинской компании, которую возглавляет Пэрриш (эта компания занимается разработкой и усовершенствованием разных видов генной терапии). «Продавать что-либо в России мы не будем, задача представительства – наладить коммуникации, объяснять людям, что такое генная терапия, как она работает, какой эффект может дать. В том числе мы готовы общаться с представителями органов здравоохранения», - уточняет Элизабет. Она заметно проголодалась и сразу принимается за вегетарианскую пиццу, которую принес официант.

- Лиз, у вас был долгий перелет, огромная разница во времени, нескончаемые встречи и публичные выступления, а выглядите так свежо и бодро, - искренне удивляюсь я. – В чем секрет, уж не генная ли терапия так работает?

- Спасибо, в этой шутке есть доля правды, - смеется Лиз. – В лабораторных опытах на клеточных культурах человека было показано, что омолаживающая генная терапия (речь идет об активации фермента теломеразы. – Авт.) действует в том числе на митохондрии, которые являются «энергетическими станциями» клеток. Поэтому вполне логично и объяснимо, что в целом человек может чувствовать себя более энергично, повышается выносливость. Я все это ощущаю. Но тестирование моих анализов по данным параметрам в лаборатории еще не закончено, поэтому пока мы не можем твердо утверждать и не делаем официальных заявлений о таких эффектах.

«Вообще, меня здесь окружают настолько прекрасные, вдохновляющие люди, что немудрено зарядиться морем энергии», - снова смеется она и признается, что из-за избытка эмоций в последние дни практически не спит.

«ПРОТИВОЯДИЕ» ОТ РАКА

- Расскажите: какие изменения у вас в организме уже точно подтвердили анализы?

- Основное – это удлинение теломер (концы хромосом, обеспечивающие стабильность ДНК. – Авт.) в белых клетках крови, Т-лимфоцитах. Эти клетки отвечают за иммунитет. С возрастом теломеры укорачиваются, лимфоциты стареют, иммунитет падает. При этом у раковых клеток, которые постоянно образуются у нас в организме, но в более молодом возрасте успешно подавляются иммунитетом, по мере старения организма повышаются шансы выжить и запустить онкоболезнь.

- Если же теломеры удлиняются, происходит омоложение Т-лимфоцитов и усиление иммунных сил организма, - продолжает Лиз. – Поэтому в опытах на мышах, где использовалась генная терапия с активацией теломеразы (фермент, способствующий «наращиванию» теломер), подтвердилось, что онкориск не только не растет, но даже сокращается. Если исходить из научного базиса, то такой же эффект – снижение риска заболеть раком – работает и у меня.

кровь и другие биоматериалы Лиз, собранные как до, так и после начала эксперимента, могут быть представлены для любых независимых исследований

кровь и другие биоматериалы Лиз, собранные как до, так и после начала эксперимента, могут быть представлены для любых независимых исследований

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Измерение длины концов хромосом в белых кровяных клетках Т-лимфоцитах – основной маркер определения биологического возраста по состоянию теломер. На сегодня по статистическим данным составлена шкала длины теломер, соответствующих тому или иному возрасту человека.

На момент начала эксперимента – в сентябре 2015 года – анализ крови Элизабет Пэрриш, проведенный в независимой лаборатории SpectraCell (Техас), показал, что длина теломер слишком короткая и соответствует 65 годам. Повторный анализ через полгода, в марте 2016 г., установил, что произошло удлинение теломер, соответствующее 20-летней разнице в возрасте. То есть теперь показания по данному параметру у Лиз такие же, как у женщин 40-летнего возраста. Эксперты команды Пэрриш ожидают, что изменения в лучшую сторону продолжатся.

- Мы не прекращаем наблюдения и исследования – если в других тканях организма улучшения не подтвердятся, то будем менять, усовершенствовать терапию, - поясняет мне Лиз. – Ведь какая радость человеку от того, что у него омолодилась кровь, если отказывает постаревшая печень? Мы исходим из того, что проблему борьбы со старением нужно решать комплексно.

«ЭТО НЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ»

- Ученые, критикующие ваш эксперимент, подчеркивают: опыт на одном человеке, даже если окажется успешным – это не клинические испытания, которые проводятся по строгим правилам.

- Разумеется, я провожу индивидуальное тестирование, это не клинические испытания. Мы затеяли все это, чтобы донести до общества, показать: генная терапия для борьбы со старением, для предотвращения опасных возрастных заболеваний уже есть, она работает. Пусть и на одном человеке, но такой пример уже есть. Есть серьезнейшая научная база: итоги успешных экспериментов на лабораторных животных. Нельзя закрывать на это глаза, когда население земного шара стареет и сотни тысяч людей каждый день умирают в муках от болезней, которые запускаются из-за дряхления организма.

Моим опытом и примером мы хотим подтолкнуть общество, правительства разных стран мира к скорейшему проведению клинических испытаний и началу применения спасительной генной терапии. Все должно быть законно, легально, но поймите: нельзя тянуть, когда в руках есть научное средство, способное продлить здоровую жизнь!

«ХОТИМ ВАШЕЙ КРОВИ»

Самый яркий пример недоверия ожидал Лиз и ее команду в тот же вечер. После выступления Пэрриш в рамках научно-популярного формата «Модель мира» его участники первым делом поинтересовались: известно ли, на какой процент клеток в организме подействовала генная терапия?

- Мы использовали одну из самых эффективных на сегодня разновидностей аденоассоциированного вируса для доставки необходимого гена в клетки, - пояснила Лиз. – Сейчас есть данные, что терапией затронуты около 20% моих клеток. Однако если при этом удалось подействовать на стволовые клетки крови, то за счет них должна начаться регенерация, и тогда мы увидим еще больший эффект через время.

- Вы прекрасно выглядите и отлично выступаете, но все, что происходит, кажется мне всего лишь замечательным спектаклем с хорошими актерами. Это просто шоу! – внезапно заявил один из собравшихся. – А поверю я вам только в том случае, если дадите свои пробы, чтобы мы сами могли заказать анализ в независимой лаборатории. Согласны?

Лиз рассмеялась, а доктор Ави Рой без колебаний заявил, что кровь и другие биоматериалы Лиз, собранные как до, так и после начала эксперимента, могут быть представлены для любых независимых исследований. «При этом хочу напомнить, что все анализы мы и так проводим в независимых лабораториях, а не в компании Лиз или у меня», добавил ученый.

В идеале генная терапия для омоложения организма и здорового долголетия может начать применяться массово через 5 – 7 лет.

В идеале генная терапия для омоложения организма и здорового долголетия может начать применяться массово через 5 – 7 лет.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Эволюционный биолог Александр Панчин:

«Я испытал бы такую терапию на себе, если бы она стоила дешевле»

До выступления Лиз один из участников «Модели мира», известный научный блогер, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации им. А.А.Харкевича РАН Александр Панчин был настроен крайне скептически. После дискуссии, ответов Лиз и Ави Роя, я снова поинтересовалась мнением эксперта.

- Мне кажется, что с научной точки зрения Пэрриш и ее команда предлагают вполне разумный подход. Они основываются на данных серьезных исследований, смотрят на то, что хорошо обосновано и пытаются использовать на практике. Это не гарантирует положительный результат, но вполне может сработать.

Воздействие на гены — это уже не чудо и не фантастика

Воздействие на гены — это уже не чудо и не фантастика

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Некоторые скептически отнеслись к ее утверждению, что она использовала генную терапию на себе. Не обман ли это? Лиз говорит, что факт применения такой терапии подтвердили в лаборатории Джорджа Черча. Если это правда, то важно понимать, что Черч - очень известный ученый примерно такого же уровня, как Джеймс Уотсон, открывший структуру ДНК. Но было бы, конечно, хорошо услышать подтверждение от самого Черча.

Что касается опасности эксперимента, то, судя по проверке аналогичной терапии на грызунах, риск минимален. Я и сам согласился бы испытать такую генную терапию, если бы она была мне по карману.

А вот вопрос об эффективности открыт. Тестирование терапии на Лиз - не научный эксперимент. Сделать показательные выводы на основании данных, полученных у одного человека, в данном случае не получится. Чтобы определить, работает ли такая генная терапия, нужны полноценные исследования: то есть сравнение групп добровольцев, получающих терапию, с участниками, получающими плацебо, по каким-нибудь биологическим показателям, отражающим процессы старения.

Поэтому в целом задумка Элизабет - скорее ход для привлечения максимального внимания к проблеме старения и возможностям для ее решения. Это полезное занятие, но нам еще предстоит увидеть какие-нибудь реальные научные достижения, публикации и доказательства эффективности.