Общество

Подземные бункеры Матуа

Экспедиция Минобороны на Курилах, которую сопровождают наши спецкоры Александр Коц и Дмитрий Стешин, обнаружила японские тоннели, выбитые в островной сопке
Наши спецкоры продолжают разгадывать тайны острова

Наши спецкоры продолжают разгадывать тайны острова

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Часть 1. Тайны острова Матуа

«Лисьи норы»

У сопки «Круглой» были многообещающие перспективы. В материалах любительских экспедиций, лазавших и бродивших по Матуа, ей уделялось особое внимание. Во-первых, все исследователи упорно называли ее искусственным или рукотворным сооружением — из-за идеальной формы, что в природе встречается редко. Во-вторых, считалось, что внутри сопки находится целый подземный город и глубина его – 54 этажа!

Вулкан Сарычева на острове Матуа.

Вулкан Сарычева на острове Матуа.

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Инженерно-саперная часть экспедиции, знакомая с фортификацией на практике, над этими сенсационными сведениями хихикала. Впрочем, осмотр сопки разведчиками показал, что внутри действительно имеются пустоты – входы в них завалены или подорваны. Пустоты с нижнего яруса, с подошвы холма, каким-то образом соединены с узлом обороны на ее вершине. В наличии – несколько конусообразных провалов земли. Сопку решили брать.

Осмотр сопки разведчиками показал, что внутри действительно имеются пустоты

Осмотр сопки разведчиками показал, что внутри действительно имеются пустоты

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Мы высадились со своего броневика в тот момент, когда со срезанной стены сопки сполз вниз целый пласт земли, похожий на тонкий ломоть слоеного торта. Пока машина разбиралась с обвалом, мы пробежали по окрестностям, нырнув в заросли стланика. Сопка оказалась опоясана густейшей сетью траншей. Японские инженеры называли их «коммуникационными». Копались они по специальным нормам: траншея, рассчитанная на одного солдата, должна быть глубиной в 120 см, на двух – 150 см. По замыслу инженеров, встретившиеся в траншее солдаты, проползали друг по другу. Японцы накрывали подобные многокилометровые канавы листьями, ветками, маскировочными сетями. Укладывали в них бензиновые бочки с выбитыми днищами, и маленький японский солдат шустро сновал по этим трубам на четвереньках – невидимый вражескому глазу.

Сопку решили брать

Сопку решили брать

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Все траншеи всегда приводили к так называемым «убежищам для офицеров» - неглубокой или глубокой штольне в скате холма или оврага. Здесь, судя по местности, все было точно так же. Японские инженеры были консервативны, опирались на наработки немецких коллег времен Первой мировой, поднаторевших в окопной войне. Была еще одна особенность, порожденная японской военной ментальностью – армия Императора, сидящая на островах, вообще не планировала пассивных оборонительных боев – только контрудары и даже контрдесанты. Поэтому вторая и третья линия обороны находились вплотную к передовой – тихих тылов не было. На практике все это заканчивалось огромными потерями и гибелью или сдачей гарнизона, в котором воевали все, даже резервы. Гарнизон не мог маневрировать силами, перебрасывая их на опасные участки...

На Матуа, войны практически не было.

На Матуа, войны практически не было.

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Но здесь, на Матуа, войны практически не было. Хотя периодически американцы с моря обстреливали гарнизон. Солдаты просто копали землю, компенсируя бедность вооружения количеством укреплений с десятками запасных позиций.

Здесь была сапожная мастерская

Здесь была сапожная мастерская

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

В одной из траншей мы наткнулись на кучу кожаных заготовок для каблуков – здесь была сапожная мастерская. Брезентовые солдатские ботинки так и не дождались, пока их починят. Обувь, на первый взгляд, показалась добротной – верх из тонкого брезента, как у современных армейских тропических ботинок типа «джангл», толстая кожаная подошва с шипами, как на обуви японских союзников – вермахта. Наверное, холодно было служить здесь в такой обуви. Конец июня, а на дворе от силы +5, туман, срывается дождь. Нам посигналили со склона сопки – экскаватор окончательно открыл вход в неведомые подземелья.

Старая карта острова

Старая карта острова

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

«Богатые современные» трофеи