Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Политика4 июля 2016 13:40

Наместник ИГ на Кавказе осточертел даже своим боевикам

Журналисту «Комсомолки» удалось поговорить с террористом, служившим у «амира», присягнувшего на верность «Исламскому государству» [видео]
Нурмагомед Хираев уже четвертый год отбывает наказание

Нурмагомед Хираев уже четвертый год отбывает наказание

Силовикам удалось задержать курьера одного из самых кровавых террористов Северного Кавказа Рустама Асельдерова (он же - «Абу Мухаммад Кадари»), который еще в 2014 году присягнул на верность ИГ (запрещенная в РФ террористическая организация) и стал называть себя «амиром» «вилаята Кавказ». То есть - наместником ИГ на Кавказе.

Из перехваченного спецслужбами видео понятно: в стане боевиков разлад и большинство из них недовольны Асельдеровым. «По вашей причине может такая ситуация сложиться, что джихад, который мы делаем, может приостановиться, какой-то тупик короче», - обвиняют боевики лидера террористов, который до сих пор скрывается в дагестанских горах.

Кто же такой Рустам Асельдеров и что представляет из себя его группировка? Чтобы узнать это, мы отправились в одну из ямальских колоний, где за свои преступления уже четвертый год отбывает наказание боевик из его банды, Нурмагомед Хираев.

«В горах читали религиозные книги»

… Нурмагомед сидит, низко опустив голову и задумчиво рассматривает свои руки. Именно этими руками он по приказу Асельдерова расстреливал пятерых охотников, дагестанского участкового... В 2012 году Нурмагомед был блокирован в одной из махачкалинских квартир и сдался. Признался в преступлениях и получил 19 лет строгого режима, которые отбывает в колонии особого режима в ямальском поселке Харп. Свободу террорист увидит лишь в 2031 году.

- Нурмагомед, от кого ты узнал о Рустаме Асельдерове и как попал в банду?

- Этих людей уже нет в живых, их убили во время спецопераций... Я был уже в розыске, эти люди рассказали об Асельдерове и отвезли меня к нему...

В розыск Нурмагомед попал после покушения на жизнь сотрудника ФСБ в Дагестане в 2011 году.

- Долго был в банде Асельдерова?

- Чуть больше года... Нас там 15 человек было. Какой он человек? Да ничего особенного, обычный, мы вместе изучали религию, Коран, другие религиозные книги читали.

- Это был ваххабизм?

- Так называют...

- А вы как называете?

- (Тяжкий вздох) Не знаю даже, как объяснить...

- А в книжках, которые давал почитать Асельдеров, объяснялось, почему нужно убивать «неверных»?

- Нет, в книжках такого не было. Это Асельдеров объяснял....

Журналисту «Комсомолки» удалось поговорить с террористом, служившим у «амира», присягувшего на верность «Исламскому государству»

Журналисту «Комсомолки» удалось поговорить с террористом, служившим у «амира», присягувшего на верность «Исламскому государству»

- Что еще делали в лагере?

- Асельдеров показывал, как стрелять из пистолета, автомата, пулемета. Другого оружия у нас не было.

Сам главарь только приказывал

Подмечено, что в «борьбе против неверных» указанный глава «российского филиала ИГИЛ» не отличается особым мужеством: задурив молодые головы, именно их он отправлял на теракты. Сам же предпочитал отсиживаться в горах, отчитываясь перед спонсорами за проделанную «работу». Это же подтверждает и Нурмагомет:

- Пока я там находился, не видел, чтобы он сам в кого-то стрелял, никуда не ходил.

- Не обидно?

Нурмагомед, насупившись, молчит.

Мы напоминаем ему о расстреле пятерых охотников в феврале 2012 года. Как выяснилось позже, они совершенно случайно наткнулись на логово банды Асельдерова. И Нурмагомед был одним из тех, кто казнил охотников.

- А Асельдеров участвовал в их расстреле?

- Когда я совершал преступление, он не был там. Он только команду дал, но сам не присутствовал.

- А за что их убили?

- Думали, что они посланы сотрудниками правоохранительных органов...

«Не дают свободно религию исповедовать...»

Заметно - даже находясь за тысячи километров от своего родного Дагестана, он боится. Поэтому прежде чем ответить, осмысляет каждое слово.

В 2012 году Нурмагомед был блокирован в одной из махачкалинских квартир и сдался

- Деньги тебе платили?

- Нет, денег не платили, не видел, чтобы кто-то из-за денег пришел туда. И дело не в книгах, дело в ситуации в Дагестане. Убеждены были, что несправедливо поступают правоохранительные органы, не дают они свободно религию исповедовать. А Асельдеров дал. Тогда я думал, что он дает то, что не дают власти...

- Не жалеешь, что на бандитскую тропу встал?

- Жалею, не жалею — думаю, от этого сейчас ничего не изменится, столько страданий причинил их родителям. Я все признал. Мне 18 лет было...

- Еще в каких акциях банды участвовал?

- Ну, мне инкриминируют убийство участкового в Буйнакском районе.

- А его за что?

- За то, что он - сотрудник правоохранительных органов...

- Его тоже Асельдеров приказывал убить?

- Да.

Мы никак не можем понять: на что рассчитывают молодые парни, вступая в такие банды?

- Не думал об этом, - снова отвечает Хираев.

- Готов был погибнуть?

- Да.

- Неужели ни разу страшно было?

- На тот момент такого не было. Впервые подумал об этом в день задержания. И сдался.

- Как Асельдеров другим командирам команды раздавал?

- Видеообращения им передавали на дисках. Это не я делал, были другие.

Свободу террорист увидит лишь в 2031 году

Свободу террорист увидит лишь в 2031 году

Другие командиры осуждают Асельдерова за ИГИЛ

Впрочем, соратники смотрят косо на Асельдерова и под другой причине — женщин в его отряде нет и на Кавказе давно поговаривают, что тот не прочь «снять стресс» нетрадиционными методами. Нурмагомед Хираев от этого вопроса уходит, однако не отрицает, что видел, как тот порой приглашал к себе в палатку очередного завербованного молодого человека - поговорить наедине о «джихаде»...

- А ты знаешь, что твой командир ИГ присягнул?

- Читал в газетах, что сейчас он возглавляет «вилаят Кавказ» и вступил в ИГ. Но появился ИГ, когда я уже сидел, поэтому не знаю, что это за структура. В газетах читал только, что многие полевые командиры осуждают его за то, что он присягнул ИГ.

- В колонии общаешься с муфтием, который окормляет заключенных-мусульман?

- Нет. Мне нет разницы, придет он или нет. Я Коран читаю...

Мечтал стать футболистом, а стал — террористом...

Глаза Нурмагомеда оживают, когда спрашиваем о детских мечтах: ну не мог же он с малолетства мечтать о «карьере» террориста?

- Футболистом мечтал стать, играл даже в местной команде.

Но взгляд быстро потухает.

- А друзья, родственники приезжают к тебе на свидание сюда, в ямальскую глушь?

- Никто из родственников и друзей не приезжал. Только родители пишут письма. Что в них? Ничего такого — как дома, как родные... Родители на суде, конечно осуждали, что я пошел на это...

- А когда отсидишь, чем займешься?

- Кто знает, что будет через 15 лет? Не могу сказать... Домой хочу вернуться, а там посмотрим. Если все хорошо будет...

- Неужели ты думаешь, что Асельдеров к тому времени еще будет жив и по-прежнему будет бегать в горах?

И Нурмагомед снова замолкает...

ДОСЬЕ «КП»

Асельдеров Рустам Магомедович — дагестанский исламист-боевик, т.н. «амир» «вилаята Кавказ». Он же — Абу Мухаммад Кадарский. В 2014 году дал присягу лидеру ИГ Абу Бакру аль-Багдади, таким образом, возглавив «российский филиал» этой международной террористической группировки.

Является организатором терактов в Волгограде, убийства духовного лидера мусульман шейха Саида Афанди, убийства пятерых охотников и еще десятков убийств. С 2011 года находится в федеральном розыске.