Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics

Решать проблемы инвалидов поможет «кнопка жалоб»

Новый проект позволит улучшить качество государственных услуг для людей с ограниченными возможностями
Главная задача проекта «Открытый контракт» - улучшить качество государственных услуг для людей с ограниченными возможностями. Фото: Илья ПИТАЛЕВ/РИА Новости

Главная задача проекта «Открытый контракт» - улучшить качество государственных услуг для людей с ограниченными возможностями. Фото: Илья ПИТАЛЕВ/РИА Новости

Об этом «КП» рассказал заместитель председателя Фонда социального страхования (ФСС РФ) Алексей Кошелев.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ДОКУМЕНТОВ, ТЕМ ЛУЧШЕ?

Чиновников традиционно критикуют за госзакупки: конкурсы и аукционы подстраивают так, чтобы выигрывали «свои люди»; на публичных торгах приобретаются низкокачественные товары и услуги по завышенной цене и т. д. При этом эксперты отмечают: у руководящего состава государственных ведомств сегодня на самом деле есть желание навести порядок, работать прозрачно. Однако парадокс: в системе госзакупок сейчас издается такое огромное количество документов, что даже при большом желании полноценно контролировать законность и обоснованность весьма затруднительно.

Свой метод для решения этой проблемы предложил Фонд социального страхования. Напомним, ФСС РФ отвечает за выплату пособий в связи с материнством, «больничных» в случае временной нетрудоспособности, за реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также за обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) и санаторно-курортным лечением. О новом проекте под названием «Открытый контракт» мы поговорили с заместителем председателя ФСС РФ Алексеем Кошелевым.

ВСЕ НА СКЛАД!

- Алексей Геннадьевич, недавно вы рассказывали в эфире Радио «Комсомольская правда», что в этом году выделено достаточно денег, чтобы обеспечить людей с инвалидностью ежедневными средствами ухода. Также в плановом порядке предоставляются льготные протезы и другие технические средства реабилитации. Какие проблемные вопросы теперь на повестке дня?

- В этом году у нас действительно более-менее стабильная ситуация с деньгами, поэтому мы сделали акцент на своевременность обеспечения инвалидов ТСР и на качество таких изделий. Для этого предпринимается несколько мер.

Во-первых, мы устраиваем приемку закупленных ТСР прямо на оптовом складе у поставщика. Из большой партии поступивших изделий выборочно достают экземпляры, тщательно проверяют их соответствие условиям технического задания по госконтракту (то есть фактически - соответствие потребностям людей с ограниченными возможностями. - Ред.). При этом введено важное новшество: аудио- и видеофиксация такой приемки.

ПРОВЕРКА ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ

Для примера мы вместе с зампредом ФСС смотрим одну из съемок. Сначала сотрудники регионального отделения фонда по полной программе тестируют впитываемость ежедневного средства ухода для людей с инвалидностью. На подгузники разных размеров в течение дня выливают несколько стаканов воды, прикладывают листок бумаги и выносят вердикт: сухо. Значит, свойства изделия соответствуют заказу и документам. Потом на оптовом складе поставщика комиссия по приемке на месте проверяет сертификаты, сроки годности продукции, количество штук в упаковке. В присутствии всех участников приемки снова осматриваются экземпляры подгузников: все ли детали (липучки) на месте, хорошо ли они закрепляются и т. д. «Обратите внимание - среди членов комиссии по приемке всегда есть представитель общественной организации инвалидов», - подчеркивает Алексей Кошелев.

Заместитель председателя ФСС РФ Алексей Кошелев (слева) с вице-президентом Всероссийского общества слепых Владимиром Вшивцевым.

Заместитель председателя ФСС РФ Алексей Кошелев (слева) с вице-президентом Всероссийского общества слепых Владимиром Вшивцевым.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

НЕТ ФОРМАЛЬНОМУ ПОДХОДУ

- Сейчас мы собираем и храним материалы видео- и фотофиксации на своем внутреннем сервере, анализируем различные подходы, чтобы выбрать наилучшую методику, - продолжает заместитель председателя ФСС. - Также наши юристы прорабатывают тонкости соблюдения правил защиты и распространения персональных данных лиц, участвующих в приемке. Когда все вопросы будут улажены, данные съемки будут выкладываться для общего доступа - на сайтах региональных отделений фонда. Любой человек сможет посмотреть и убедиться, как шла приемка. А членов приемочной комиссии такой подход, безусловно, дисциплинирует: когда снимают весь процесс, нельзя отделаться формальностями и подписать бумажки без полноценной проверки ТСР.

ПРОЙДИТЕ В ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

- А если поставщик попытается схитрить - получателям привезут не те подгузники, которые проверялись в ходе приемки? Или по срокам доставки нарушение будет, или приписки по количеству?

- Чтобы бороться с такими злоупотреблениями, наши специалисты разрабатывают специальный сервис. Это будет личный интернет-кабинет для каждого получателя ТСР. Человек сможет войти туда и проверить соответствие отчетов реальности. Скажем, будет написано, что ему предоставили 50 памперсов категории «А», а на самом деле привезли 30 памперсов категории «В». Для таких случаев будет предусмотрена кнопка «пожаловаться». При нажатии на нее появится окошко, где человек сможет изложить свою жалобу. И письмо отправится прямиком в региональное отделение фонда.

Получив жалобу, сотрудники должны будут проверить - посмотреть, все ли соответствовало ТЗ, и при необходимости составить рекламацию поставщику.

ВАЖНО

«По примеру хакеров»

- Мы хотим сделать прозрачными все госконтракты фонда, в том числе если речь идет о строительстве зданий, программном обеспечении, закупке санаторно-курортных путевок и т. д., - подчеркивает председатель ФСС РФ Андрей Кигим. - Важно, чтобы эксперты могли высказывать свои замечания и находить ошибки. Типичный пример такого подхода - работа компаний, создающих компьютерные программы безопасности. Перед запуском в продажу они тестируют свой продукт: вывешивают в общий доступ в интернете и предлагают любым желающим взломать защиту. Тому, кто взломает, условно говоря, за час - премия $1 тыс., кто за 30 мин. - $5 тыс., а кто еще быстрее - 100 тысяч или берут на работу. Это отлично работает, ведь нельзя изначально сделать идеальную систему - кто-то ее должен оттестировать. И мы хотим ввести примерно такое же тестирование. Чтобы люди могли принимать участие в контроле, находить ошибки. Нам нечего скрывать, мы все покажем. Задача «открытого контракта» - сделать любые государственные закупки фонда максимально прозрачными, потому что это - использование денег налогоплательщиков, за чей счет мы должны оказывать качественную услугу населению.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Как поставить госзакупки под общественный контроль?

- Если вернуться к началу цепочки, связанной с госзакупками, то у нас есть третья идея - открытое ТЗ (техническое задание, где прописаны условия конкурса на приобретение тех или иных товаров или услуг. - Ред.), - поясняет Алексей Кошелев. - На сайте ФСС и региональных отделений фонда мы планируем размещать таблицы: наименование, вид поставляемой продукции, сроки поставки, цена. И также будет кнопка - функция «обсудить».

Логика такая: любому поставщику можно будет посмотреть условия и, скажем, увидеть, что требования к креслам-коляскам избыточны. Например, высота спинки в ТЗ - 37,5 см. При этом часть поставщиков выпускает изделия с высотой 37 см, кто-то один 37,5 см, а остальные - 40 см. Выходит, при любом раскладе на конкурсе все отпадут и заведомо останется один поставщик. Значит, можно будет заподозрить злоупотребление. В таком случае поставщик-конкурент сможет отправить через сервис жалобу - в региональное отделение ФСС и копию к нам, в центральный аппарат. Чтобы мы смогли вовремя отреагировать, проверить. Если есть ­нарушение - будут приняты меры по исправлению ТЗ.