Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды19 августа 2016 22:00

Лев Дуров: Французы считали меня русским Жан-Полем Бельмондо

Год назад не стало замечательного артиста театра и кино
Лев Дуров в образе агента Клауса.

Лев Дуров в образе агента Клауса.

Фото: кадр из фильма

Незадолго до ухода Лев Константинович дал несколько интервью для книги из серии «Автограф века», которая выйдет в следующем году. Журналист Юрий Панков передал «КП» никогда прежде не публиковавшиеся фрагменты этих бесед. А также один из 250 листов, собственноручно подписанных Львом Константиновичем.

Гонорар за «Семнадцать мгновений весны»

- В 1999 году вы выпустили целый курс в Школе-стадии МХАТа. Ректором тогда был Табаков. Почему не преподаете сейчас?

- Во-первых, это очень тяжело. Тогда надо все бросать. Если преподавать, то каждый день надо быть с ними. Или хотя бы через день. А во-вторых, с Табаковым... Что-то там не заладилось. Кто-то мне признался, что Табаков сказал: «Мне нужно, чтобы воспитывались звезды, а Дуров, как всегда, будет с ними на равных». Хотя если задуматься... Табаков, а у тебя звезды кто? Машков, Миронов, Безруков. И все.

- Хабенский!

- Это ленинградцы... Все они замечательные. Но это всего трое. А где остальные? Каждый курс-то - это двадцать с лишним человек.

- К вашему поколению артистов нет вопросов. Это сотни серьезнейших имен. А кого сейчас из тридцати - пятидесятилетних артистов нарисуешь рядом с их учителями? Они же сериальщики...

- Тут вы правы.

- А с чем это связано?

- Это время. Оно диктует. Сейчас на первое место вышло слово «деньги». Я понимаю, что без них существовать нельзя. Но это слово становится первым, все остальное начинает рушиться. Один артист от нас ушел, стал сниматься в сериале. И что? Этот сериал один раз покажут и забудут. Или вот одна актриса. Крупная, замечательная. Откровенно сказала: «Прошу не занимать меня в театре, я должна построить дом. Я сейчас зарабатываю деньги, хочу жить отдельно». И это честный подход. Но она на это имеет право. Потому что она уже очень много сделала для нашего искусства и она мощнейшая актриса. У меня были такие случаи, когда был выбор - театр или кино. В то еще время! Советское! Когда в кино снимались единицы, и приглашение туда было огромным счастьем.

- Там же самые большие заработки были!

- Ну да. Я ни разу не променял!

- Вы, кстати, за роль Клауса в «Семнадцати мгновениях весны» много получили?

- Сейчас я вас рассмешу... На съемках «Фота Боярд» ко мне обратился русскоязычный оператор-француз. Говорит: «Мне сказали, что вы - русский Жан-Поль Бельмондо!» Я - ему: «Нет, это ошибка». «Но мне сказали, что у вас двести ролей в кино!» - «Да, а в театре более восьмидесяти». - «Вы и спектакли ставите?» - «Двадцать три спектакля поставил». - «Вы - миллиардер?!» Отвечаю: «Конечно». И вижу, что он верит! Мол, ну понятно... еще бы нет! Он пошел, а я ему вслед через переводчика: «За все это я получил от жопы уши». Ему стали переводить, но он так ничего и не понял.

- Это сложно перевести. Тем не менее, как следует из ваших же слов, не в деньгах дело.

- В том-то и дело! Меня ограбить нельзя. Мои деньги лежат вон там, в верхнем ящике. Во-о-он там. Мне по хозяйству помогает Лена, родная сестра моего зятя. Когда жена, Ирина Николаевна, была больна, а я не справлялся, Лена приехала ухаживать за женой. После смерти Ирины Николаевны она так и осталась, и теперь мне помогает. И я ей говорю: «Лена, после того как нас ограбят, ты скажи: «Ящичек пустой» - и мы будем соображать, что делать». Деньги - прах.

Актер в роли Левия Матвея.

Актер в роли Левия Матвея.

Фото: кадр из фильма

«Уплыло наследство!»

- Часто ли вам, носителю легендарной фамилии Дуров, отпрыску великой династии, приходилось принимать решение, ориентируясь на то, чтобы не опозорить предков?

- Никогда. Тем более что среди моей родни - не только Дуровы, но более простые фамилии. Были у нас еще в роду и греки. Рассказывали, что в 20-е годы явился к моим тетям и дядям - в семью моей мамы - человек и сказал: в Греции умер ваш родственник по фамилии Прациани. От него осталось наследство: шесть апельсиновых рощ и огромное имение. Хотите получить? Могу устроить. Но пополам: 50 процентов - вам, 50 - мне. Я докажу, что вы - прямые родственники: документы для этого у меня уже все готовы. В итоге был семейный совет и решили: «На такое 50-процентное разделение не согласны». Сказали об этом греку, а он им: «Не очень-то и нужно, я нашел других родственников в СССР. Уплыло ваше наследство».

КСТАТИ

Поклонники Льва Дурова объявили сбор народных средств для памятника на могилу артиста. Монумент готовит скульптор Александр Рукавишников (автор памятников: Юрию Никулину у Московского цирка на Цветном бульваре, Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище, Александру II у храма Христа Спасителя и многих других). Рукавишников согласился сделать памятник бесплатно (за свою работу ничего не возьмет), но нужно собрать средства на материалы - 3 млн. руб. Идею образа будущего памятника почерпнули из рассказов Дурова о его детстве в Лефортове: монумент будет представлять собой мальчишку, гоняющего голубей, - символ душевной молодости.

БАЙКИ ОТ ДРУГА

Любовь к застенчивой козе

Близкий друг Дурова актер Владимир Качан прислал в редакцию «КП» свои воспоминания о Льве Константиновиче - он писал их, когда артист был еще жив.

«После тяжелого ишемического приступа Дурова в очередной раз вернули к жизни и прописали покой. Но через сутки он позвонил и слабым голосом проговорил: «Знаешь, что помешало мне помереть на этот раз?» «Что?» - уже предчувствуя очередной дуровский пассаж, отозвался я. «Помешала перспектива угодить в программу Вульфа «Мой серебряный шар»...»

Как-то раз в кабинет нашего главного режиссера Иосифа Райхельгауза позвонили из передачи «Про это». Эмиссары передачи спросили Иосифа, нет ли в его богатой сексуальной практике чего-нибудь необычного, что могло бы заинтересовать их телеаудиторию. С чего они взяли, что Иосиф Райхельгауз такой уж спец по сексу - черт их знает. Оценив ситуацию, Иосиф очень серьезно сказал, что вот тут как раз рядом находится Лев Дуров, который уже несколько лет состоит в довольно необычной сексуальной связи. Внебрачной, разумеется....

Дуров взял трубку и мгновенно включился в закрученную Иосифом интригу. Мямлил, что ему стыдно, неловко признаться в том, кто его партнерша.

- А кто, кто? - жадно допытывались те. - Что? Очень известная фамилия?

- Да у нее даже не фамилия, - смущался Дуров. - Ну... у нее только кличка. Потом она очень застенчива, она будет бояться камер, людей, софитов!

Райхельгауз уже носится по кабинету, из последних сил пытаясь подавить хохот. В конце концов Дуров признается, что эта сексуальная связь слишком необычна даже для такой передачи, как «Про это», потому что его сексуальной партнершей является… коза. Молоденькая такая, беленькая козочка, которая не привыкла к повышенному вниманию. И это основное, что его останавливает и заставляет отказаться от съемки. Что сам он, мол, уже почти согласился, но вот коза… Может сорвать съемку, и все окажутся в глупом положении.

Самое поразительное, что представители передачи «Про это» только в первые десять секунд подозревали, что их разыгрывают. А потом все-таки поверили!

…Это его «опустяшивание», временами эпатаж - конечно же, родом из Лефортова, из его почти блатного детства. Биография сделала какой-то странный зигзаг, и, вместо того чтобы стать лидером лефортовской братвы, вместо того чтобы иметь за плечами минимум три ходки, а на ноге - татуировку типа «750 дней без женской ласки», - вместо всего этого он стал любимцем миллионов зрителей и порядочным семьянином.

Автограф артиста.

Автограф артиста.

5 самых известных фильмов Дурова

● «Семнадцать мгновений весны» (1973 год) - агент Клаус.

● «Большая перемена» (1973) - сержант милиции.

● «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978) - Де Тревиль.

● «Человек с бульвара капуцинов» (1987) - гробовщик.

● «Мастер и Маргарита» (1994) - Левий Матвей.