2016-09-05T16:37:39+03:00
КП Беларусь

«Джейсон Борн»: Born to be dead

Побитый временем временем супершпион продолжает сражаться против системы. Смотреть и оплачивать все это с каждым разом становится все грустнее
Фото: film.ruФото: film.ru
Изменить размер текста:

Пятая серия любой франшизы — это само по себе весьма рискованное мероприятие. Прикормленный зритель каждый раз требует чего-нибудь новенького, а палец, из которого сосутся свежие идеи, увы, не бездонный. Кто-то перескакивает этот кризисный порог за счет новых физиономий и дополнительного впрыска адреналина. Кого-то спасают размазанные по экрану деньги. Некоторые эксплуатируют беззаветную любовь миллионов фанатов. У борнианы, к сожалению, не оказалось ничего из вышеперечисленного, и она попробовала вернуться на большой экран просто так — с каменным лицом и без фиги в кармане. Маневр понятен, однако прогиб засчитать будет очень трудно. Пятое колесо в этой телеге явно оказалось лишним.

********************

Пока на греко-албанской границе сильно поскучневший Борн из чисто спортивного интереса калечит на боях без правил татуированных громил, в Рейкьявике девушка с тяжелым лицом Джулии Стайлз красиво хакает ЦРУ едва ли не с калькулятора. Цель взлома — материалы по всем некрасивым агентурным проектам, вроде Тредстоуна. В Лэнгли за этим пристально следят молодые и не очень спецы. Где-то в заваленной трупами квартире делает стойку безымянный Киллер. Кровавая каша готовится к завариванию.

У всех — свой интерес. Кто-то хочет выслужиться и Борна поймать. Кому-то достаточно его просто убить. Некоторым так и не терпится его спасти и просветить по поводу ближайших родственников. И только самому Борну, судя по выражению лица, уже давно ничего не хочется. Но это вовсе не значит, что он готов просто свернуться калачиком и умереть…

********************

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Бывают такие фильмы, которые еще на этапе препродакшена так и вопят: «Нас сняли только затем, чтобы выдавить еще пару сотен нефти из общественного кармана!». Сопереживать таким картинам трудно, наслаждаться — тоже, а вот плюнуть, пнуть или обругать готов каждый. Пятый «Борн» в этом ряду — практически эксклюзив. Его хочется просто пожалеть.

Все потому, что жертвой эксгумации стала действительно весьма занятная некогда франшиза. И то, что ее на прозекторском столе пытаются оживить путем выдачи плохо забытого старого за хорошо придуманное новое, только усиливает эту жалость. Ей-богу, потрудились бы сперва написать хоть сколько-нибудь вменяемый сценарий, а уже только потом тащили бы в проект удачно выпавших на четвертом круге Дэймона с Гринграссом! Но затея больших студийных боссов не предполагала дополнительных затрат на какие-то там буквы. Об этом красноречиво говорит даже название пятой серии, которое проще самой простоты, а потому много хуже любого воровства. Джейсон Борн. Вы хотели его?! Вы получите его и только его!

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Хотя давайте будем честны: борниана никогда и не рассчитывала на лбы с повышенным количеством пядей. Гринграсс придумал дрожать вместе с объективом. Сценаристы на основе старика Ладлэма придумали на экране анти-Бонда — агента, который не ест, не пьет, не топит Астон Мартины и не портит блондинок на медвежьих шкурах. Продюсеры придумали подписать на роль амнезийного андроида артиста с бодрыми щечками. На этом придумки кончались — начиналась мелко порубленная беготня по крышам и коридорам земного шара, раскидистый Ащьф Лштшфум да трясущиеся убийства с помощью справочников, ручек, салфеток и суровых взглядов.

Три серии держались исключительно на лютой динамике и смачных плевках в коллективное лицо заокеанской кровавой гэбни. Лица, к слову, были все сплошь интеллигентные — не в пример рязанской физиономии Дэймона. Так что плевки можно было засчитывать еще и за классовую борьбу — отсюда повсеместная любовь пролетариата. А потом франшизу засосала опасная трясина. Реборн Реннера ощетинилсялся сильным недоборном. Народ схлынул. Дэймон ушел в отказ. Шпион без понтов грозил стать беспонтовым шпионом.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Тут бы и сказочке конец, но студия решила прогнуться под изменчивый мир. С поклонами вернули трясущегося Гринграсса и поскучневшего Дэймона. Наскребли по сусекам 120-миллионный бюджет. Всунули между сценами сосредоточенной ходьбы умирающего Томми Ли Джонса, восходящую кошечку Викандер, вневременного беса Касселя и дровяную Джулию Стайлз, которой никогда не стать Франкой Потенте.

В родной прокат студийцы сгрузили всю эту гоп-компанию под минимальное количество децибел. Судя по вялой рекламе и практически полному отсутствию медийного хайпа, продвигали не экшен-блокбастер, а историческую мелодраму о пищеварении самоанских бабочек. К тому моменту, когда в дело вступили пираты, раскидавшие премьеру по неамериканскому миру, спасти проект могли только китайцы, зачем-то закупившие ее себе в широкий прокат. Впрочем, Восток — дело тонкое. В наших же широтах и без того не самый идеальный релиз задолго до официального старта растерял половину своего зрителя, который из-за духовной и финансовой бедности предпочел качать убогий CAMRip и давиться мутной картинкой c полутрупным переводом.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Хотя, конечно, и большой экран спасает не особо. Даже с эталонным Борном выглядит все это ой как не задорно. Вялотекущее действо, растянутое на убийственные два часа. Сонные артисты. Экшен, подобный скоростному спуску. И интрига, достойная того, чтобы следствие вели братья-колобки.

Сам Дэймон, в общем, хороший. Только уж больно потасканный. Но при этом он по-прежнему настолько крут, что с полпинка отправляет в аут любого противника. На подпольном ли ринге или на вольных хлебах. А потому все столкновения с цепными псами демократии выглядят, как противостояние Зеленского с Валуевым. Приятную альтернативу составляет лишь Кассель, — он единственный, кто умудряется шевелиться после первого борнового удара. Жаль, что схватка у них только одна — да и та в финале.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Впрочем, к экшену и монтажу можно тоже применить немало крепких слов. Все эти традиционные гринграсовские сто склеек на один замах, сдобренные эпилептической камерой, вышли из моды еще при молодом Борне. Перезрелого они, увы, тоже не красят.

В итоге имеем простецкую и скучноватую шпионскую беготню с минимумом экшена, двухходовой интригой, широченной географией и знакомыми лицами, на которых написано, что все это зря. Не стоило Дэймону возвращаться. Не стоило откапывать похороненную франшизу. Деньги деньгами, но нужно же и совесть иметь.

Умерла, так умерла.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также